18+


Карточки


6 карточек о том, чем знаменит Муса Гареев

18:05 15 Ноября 2018 | 2911
Автор: Рамиль РАХМАТОВ
Все материалы автора

Муса Гареев…Имя, некогда известное каждому жителю Башкортостана и далеко за его пределами. 

6 карточек о том, чем знаменит Муса Гареев

Сегодня в связи с падением уровня образованности, интереса к Великой Отечественной войне далеко не все молодые люди ответят, кем был этот человек. Между тем Муса Гареев является самым прославленным воином земли башкирской, единственным в республике дважды Героем Советского Союза.


 1 

Происхождение

Родившийся в башкирской глубинке, он мог пойти по типичному для сельского жителя пути. Стать, например, трактористом или агрономом, одним словом, быть человеком земли. Но однажды, увидев высоко над землей самолет, он отчаянно полюбил иную стихию. Хотя война и была для него важнейшим событием жизни, но все же вынужденным отклонением от главной цели – летать и покорять Небо.

Муса Гареев родился 9 июня 1922 года в деревне Илякшиды, что находится ныне в Илишевском районе Республики Башкортостан.

Старший научный сотрудник Илишевского историко-краеведческого музея Рустам Камалов рассказывает о том, что в карточке сельскохозяйственной переписи, проводившейся в 1917 году Временным правительством России, об отце нашего героя сказано: «Гисá Ахмедгареев. Сословие – вотчинник. Национальность – башкир». В хозяйстве имелось две лошади, две коровы, двое телят и 11 голов мелкого рогатого скота. Был небольшой надел земли. Одним словом, Ахмедгареевы были семьей среднего достатка.

Бывший кавалерист Гайсá Ахмедгареев, благодаря ранению во время Первой мировой, избежал участия в братоубийственной Гражданской войне, чему был очень рад. Что касается разночтений его имени, то в метрической записи Магометанского духовного собрания от 29 марта 1890 года читаем: «Новорожденный – Иса, отец – башкир Ахмед-Гарей сын Абд-Ракиба».

 2 

Детство и юность Героя

Однажды в детстве Муса с ребятами вытащили из журавлиного гнезда яйцо, принесли его домой и подложили под гусыню. Вскоре вылупился журавленок. Всех поразило то, что над их домом еще долгое время кружила, жалобно курлыкая, пара журавлей. Вспоминая этот случай, Гульнафиса Гареева твердила, что это журавлиха позвала Мусу в небо за то, что она не поняла в свое время ее материнское горе.

В 1929 году семья Гареевых, а с ними еще около 20 домохозяйств, в нескольких километрах от прежнего местожительства основывают выселок Таш-Чишма, т. е. «Каменный ключ», где организуют первый в районе колхоз. Однако маленький Муса возвращается обратно и идет учиться в начальную школу родного аула Илякшиды, а затем в семилетку села Бишкурай. Об этом напоминает большой гранитный бюст, стоящий в школьном музее.

Впечатление Мусы от впервые увиденного паровоза было настолько сильным, что он и его друг Моталлап тайно подают документы в Уфимский железнодорожный техникум, где позднее становится членом уфимского аэроклуба. Когда об этом стало известно, мать долго плакала и причитала – как-никак Муса был единственным в семье ребенком мужского пола. Однако отец неожиданно согласился с его решением.

Справка. Уфимский аэроклуб был открыт в 1934 году. Первоначально располагал лишь фанерным самолетом У-2. В годы ВОВ 14 его воспитанников были удостоены звания Герой Советского Союза.

Шел 1937 год, когда по всей стране гремят имена советских летчиков Чкалова, Байдукова и Белякова, совершивших беспосадочный перелет через Северный полюс в американский Ванкувер, что было тогда равносильно полету на Марс. Поэтому паровозы меркнут в глазах Мусы. И он, пройдя строгую медкомиссию, записывается в Уфимский аэроклуб, а по окончании курсов – опять втайне от родителей –  поступает в Энгельсскую военную авиационную школу.

В то время воздушные силы Советского Союза состояли из бомбардировщиков, истребителей и самолетов-разведчиков. Штурмовой авиации просто не существовало. Однако ее необходимость четко осознавалась. Поэтому в начале войны появляются первые штурмовые авиаэскадрильи, состоявшие из самолетов Р-5, Р-Z (зет), И-15 бис. Однако они были очень уязвимы и не могли в полной мере выполнять функции штурмовика.

 3 

Первый боевой вылет

Мусе Гарееву и его товарищам пришлось почти год ждать поступления Илов-2 на фронт, а затем еще переучиваться на летчиков-штурмовиков. Однако это того стоило.

Досье. Ил-2 – самый массовый боевой самолет в истории авиации. Всего было выпущено более 36 тысяч машин. Конструкторы называли его «летающим танком», а гитлеровцы прозвали его Schwarzer Tod, дословно «Черная смерть».

На этой грозной машине летчик Муса Гареев принял участие в битве под Сталинградом. Прилетев на место назначения, Муса Гареев удивился тому, что на аэродроме его с товарищами встретили всего лишь несколько человек. Тут-то и открылась горькая правда войны.

Оказывается, в 944-м штурмовом полку, куда они прибыли, осталось всего лишь 5 человек – остальные погибли в предыдущих боях. Превосходство люфтваффе было подавляющим. В начале войны немецкие асы сбивали наши самолеты сотнями.

В свой первый вылет Гареев лишь повторял действия ведущего самолета. В своей книге «Штурмовики идут на цель» он писал: «Все происходит так стремительно, что не успеваю даже оглядеться, рассмотреть что-либо. Куда стреляю – не вижу! Все мое внимание сосредоточено на ведущем, и, кроме него, я не вижу ничего. Вот от его самолета отделяются бомбы. Сбрасываю бомбы и я. Выхожу из пике, набираю высоту, разворачиваюсь и вслед за ним снова устремляюсь вниз».

Муса Гареев в короткие сроки открыл в себе удивительную способность ориентироваться в воздухе при любой ситуации. У него как бы возникала перед глазами трехмерная картина пространства, хотя в то время навигационной и локационной аппаратуры на самолетах еще не было. 

Но самое главное – он уяснил, что безрассудная храбрость не только не помогает, но, напротив, мешает выполнению боевой задачи, ставит под удар как самого летчика, так и все его подразделение. Как правило, начинающие пилоты погибали уже на втором-третьем боевом вылете. Выживали единицы. Среди них был Гареев.

 4 

Мастерство Мусы Гареева

О летном мастерстве Мусы Гареева говорит один красноречивый факт. Дело в том, что Ил-2 первоначально был одноместным самолетом. Кабина пилота и двигатель были защищены бронированной капсулой, что делало машину удивительно живучей. Однако у нее была своя Ахиллесова пята. Когда немецкие истребители заходили к нему сзади, самолет оказывался абсолютно беззащитным.

Тогда было решено сделать самолет двухместным: спиной к пилоту теперь сидел стрелок, вооруженный пулеметом, и отбивал атаки противника сзади. Это нововведение резко сократило число потерь. Беда была только в том, что пулеметчик не был защищен броней и чаще летчика становился жертвой немецких пуль и снарядов. Но только не у Гареева.

Уроженец Челябинска Александр Кирьянов был стрелком Мусы Гареева. К концу войны он стал полным кавалером Ордена Славы. Боевой путь их тандема начался в 43-м году, а закончился в победном 45-м. Таким образом, Кирьянов остался жив лишь благодаря боевой выучке и тактическому искусству Гареева, которому приходилось одновременно решать сразу несколько задач: вести самолет в нужном направлении, думать о его живучести, наконец, поражать цели.

Во время войны советские летчики, которых поспешно готовили летные школы, кровью оплачивали пробелы обучения, на практике осваивая теорию, а недостающие часы учебных полетов наверстывали в реальной боевой обстановке.

Тактические приемы «карусель», «ножницы», «качели» и другие были изучены ими не в учебных классах, а в воздушных боях. В результате уже в 1943 году можно было наблюдать следующую картину: боевые порядки советских штурмовиков выполняют свою задачу, а немецкие мессершмитты лишь наблюдают со стороны за их разрушительной работой, поскольку уже не рискуют идти на заведомо неизбежные потери.

За участие в Сталинградской битве Муса Гареев получил свою первую боевую награду: «За 9 боевых вылетов гвардии младший лейтенант Гареев уничтожил 3 самолета Юнкерс-52, два танка, 6 автомашин и 30-40 солдат и офицеров. За проявленную доблесть и мужество по уничтожению немецких оккупантов достоин представления к правительственной награде орденом «Красная звезда». Командир 76 гвардейского штурмового авиаполка майор Семенов».

Обладая удивительным чутьем, тактическим мастерством и хладнокровием, Муса Гареев стал одним из лучших штурмовиков воздушных сил. Его способности замечать все вокруг себя удивлялся даже стрелок Александр Кирьянов.

 5 

Последний боевой вылет

После Сталинградской битвы Муса Гареев воевал на Донбассе, освобождал Крым и Белоруссию. Интересно, что во многих местах его авиаполк действовал именно там, где сражалась легендарная 112-я Башкирская кавалерийская дивизия. Он – в воздухе, башкирская кавалерия – на земле. 

После войны Герой Советского Союза генерал-майор Тагир Кусимов и дважды Герой полковник Муса Гареев встретятся в Военной академии имени Фрунзе. Двум героям, наверное, было о чем поговорить. Но это будет потом, а пока 76-й гвардейский штурмовой авиаполк воевал в Восточной Пруссии. Награды сыпались на Гареева как из рога изобилия, но они не успевали за его стремительными перемещениями по фронту.

Ему были вручены еще два ордена, которыми он был награжден за другие дела. После вручения наград Муса Гареев был отстранен от боевых вылетов.

Однако, несмотря на запрет, он все же совершил свой последний боевой вылет, едва не стоивший ему жизни. Видя, как тоскует Гареев, заместитель начальника штаба майор Шевчук предложил ему самовольно вылететь на Балтийскую косу, которая тянулась от Пиллау (ныне г. Балтийск) до Данцига. На узкой полосе суши длиной 65 километров скопилась большая группировка отступающих немцев. Сев в самолет, они пролетели вдоль всей косы, совершив разведку и бомбардировку противника.

Однако ответный огонь врага был настолько сильным, что самолет был практически разрушен. Получилось, как в известной песне военных лет в исполнении Утесова.

Таким образом, Муса Гареев и его стрелок Александр встретили Победу в Москве. «К нам с Кирьяновым тянутся сотни рук. Нас целуют, обнимают, подбрасывают вверх», – пишет в своей книге Гареев.

Война кончилась. Позади 250 рекордных боевых вылетов, десятки уничтоженных самолетов и танков, сотни убитых солдат и офицеров противника. А впереди – дорога домой.

 6 

В мирной жизни

После войны началось массовое увольнение боевых летчиков в запас. Был списан на землю и Муса Гареев. У всех на слуху афганский, вьетнамский и другие синдромы. Но о синдроме Великой Отечественной войны как-то не принято было говорить, а он все-таки был…

Летчики постарше, которые участвовали в боях на Халхин-голе, озере Хасан и в Испании, легче пережили кризис, постигший их всех. Но молодежь переносила наступившие перемены очень тяжело.

Кризис коснулся и Мусы Гареева. Выйти из него помогла семья – жена и маленький сынишка. К тому же прославленному летчику удалось устроиться в военно-транспортную авиацию. Была открыта новая страница его летной карьеры, которая пока засекречена. Скажем лишь то, что он выполнял деликатные правительственные задания в Афганистане, Конго, Судане, Бирме, Индонезии.

Мусой Гареевым гордятся не только его односельчане. Он является гордостью всего Башкортостана и всей страны. Выдающийся скульптор-монументалист Николай Томский еще в 50-х годах запечатлел героя в бронзе. Его образ и ныне вдохновляет историков, писателей, художников. Прах Мусы Гайсиновича ныне покоится на высоком берегу Агидели в Парке Победы г. Уфы.   

После выхода в отставку Муса Гареев возглавлял республиканский комитет ДОСААФ. Находился в перманентном конфликте с первым секретарем Башкирского Обкома КПСС Мидхатом Шакировым. Но это уже другая история. Самое главное, что народ его боготворил, а он, помня заветы своего отца, беззаветно любил свою землю, как любил свое Небо – любовью журавленка, который стал орлом.        

ПОДЕЛИТЬСЯ

Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER

Читайте нас в


Новости партнеров


Загрузка...


Спецпроекты


Тесты




Газета BONUS


Карточки



Афиша




Газета BONUS




Опрос



Происшествия




Сексуальная пятница