18+


Карточки


Истерика, стресс, депрессия. Что делать, если ребенок отказывается идти в школу?

16:45 14 Сентября 2018 | 4231
Автор: Нурия ФАТХУЛЛИНА
Все материалы автора

Две недели, как начался новый учебный год, но ваши дети никак не могут войти в колею, находятся в апатичном состоянии? Вместе с уфимским психологом Центра логопедии и нейропсихологии Евгенией Лялиной рассказываем, как себя вести, если ребенок не хочет идти в школу. 


 1 

Откуда стресс?

Источники стресса связаны с появлением новых требований к ребенку, а значит, и новых правил, которые нужно соблюдать и в рамках которых необходимо выстраивать отношения с учителем и сверстниками.

Наиболее болезненно они воспринимаются в подростковом возрасте, когда ребенку важно признание сверстников и уважение его как личности. Каждая проблемная ситуация в общении является источником стресса, поэтому важно, чтобы у подростка был близкий человек, к которому он прислушивается и может рассказать о своей проблеме, не нарвавшись на осуждение или нравоучения.

 2 

Оценки – второстепенно 

Многие школьники живут в страхе перед плохой отметкой, воспринимают ее не как оценку своей работы, а как некое клеймо. Часто повод для детской тревоги дают сами родители: «Опять тетрадь испачкал, не решил задачу, не выучил стихи, потерял учебник...». Они драматизируют ситуацию, и дети начинают верить, что никогда не смогут учиться так, чтобы родители были ими довольны.

Даже самый любознательный и внимательный ребенок иногда не справляется с заданием. И это не означает, что он плохой ученик. Поэтому всегда оценивайте работу, но не ребенка. Когда задание сделано хорошо, не забывайте замечать его старания.

Важно знать, что у младших школьников время от времени происходит как бы «откат назад». У детей 8-9 лет, например, наступает период, когда почерк становится небрежным, непонятным, неаккуратным. Зная об этой особенности возраста, эмоционально поддержите ребенка: «Ты научился так быстро писать!» и помогите вновь освоить «забытый» навык чистописания.

1.jpg

Фото: deti.mail.ru

 3 

Он чужой в классе

Смена коллектива, места обучения и правил – всегда стрессовая ситуация. Ребенку важно объяснить, что первое время необходимо потратить на «ориентирование на местности», не нужно дружить с первым встречным, важно присмотреться к одноклассникам, понять, кто тебе нравится и с кем хотел бы дружить. И только после этого делать шаги к сближению.


 4 

Учитель всему виной?

В стенах школы самым авторитетным взрослым для ребенка становится учитель. По сравнению с прошлыми дошкольными временами ярче воспринимается оценка действий ребенка со стороны педагога, которая сопровождается прохождением кризиса компетентности-некомпетентности у младшего школьника.

Источником стресса в данном случае будут неадекватно завышенные или заниженные требования к ребенку со стороны педагога. Как следствие – школьник может либо постоянно находиться в напряжении и зубрить не ради знаний, а ради того, чтобы оправдывать ожидания взрослого. Негативная оценка опасна чрезмерной снисходительностью по отношению к ребенку – он чувствует, что от него многого не ждут, и это снижает стремление учиться.

Стабилизироваться в данной стрессовой ситуации ребенку помогают родители. Именно родители знают своего ребенка лучше всего и понимают, на что он способен. Родителям необходимо наладить контакт с педагогом на уровне взрослый – взрослый, чтобы освободиться от возможного клейма «очень способного» или «бестолкового». Так ребенок получит больше свободы выражать себя через обучение.

8ac4e511878bc48978cbd56a6684935e.jpg

Фото: chudostranichki.ru


 5 

Он отказывается идти в школу

Если ребенок заявил, что в школу больше не пойдет, то с «забастовщиком» необходимо договориться: «Школа – это и правда сложно, но там есть друзья, есть учителя, которые тебе нравятся. Давай еще какое-то время (уточните какое) походим, посмотрим, попытаемся что-то изменить...».

Ваша задача – попытаться отодвинуть как можно дальше перспективу ухода из школы. Если проблема останется, возможно, вы действительно учитесь не в той школе. И никакой драмы тут нет. Желательно все вопросы со сменой школы утрясти класса до шестого. До этого момента вопрос отношений, общения со сверстниками дети решают легко. В 7-8-м классах будет труднее.

 6 

Родителям на заметку 

Задача взрослого – поддержать ощущение успешности ребенка, снизить драматическое восприятие ситуации, помочь порассуждать – вдруг все совсем не так, как ему кажется внутри своей ракушки?

  • Любой стресс нарушает психическое равновесие, поэтому необходимо установить уравновешенный ритм жизни: достаточно ли ребенок спал, ел, отдыхал после даже небольшой физической или психической нагрузки.
  • Ни в коем случае не надо ругать ребенка за его подавленное состояние и плохую успеваемость, если такие проблемы имеются. Если ребенок не справляется со школьной программой, то дополнительные кружки, секции и репетиторов лучше уменьшить. Не нужно совсем отказываться от хобби или спорта, просто выбрать что-то одно, наиболее интересное для ребенка. Позже, когда он адаптируется к существующим нагрузкам, можно постепенно добавлять новые. Давайте ребенку отдыхать каждый день и обязательно включите в его график прогулки и подвижные игры на свежем воздухе, активные виды спорта.
  • Необходима поддержка и защита в любой форме: успокойте и поддержите ребенка, дайте ему понять, что вы его любите. Лишь после того, как ребенок успокоился, заново проанализируйте ситуацию, объясните, что он сделал не так, чего не учел в конкретной ситуации. Надо давать оценку конкретным фактам в поведении, а не ребенку.

ПОДЕЛИТЬСЯ

Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER

Читайте нас в


Новости партнеров


Загрузка...


Спецпроекты


Тесты




Газета BONUS


Карточки



Афиша




Газета BONUS




Опрос



Происшествия




Сексуальная пятница