18+
Свободная площадка

Йыйыны башкирских родов – прошлое и настоящее: взгляд современника

8:00 28 Мая 2017
Автор: Ильгиз Султанмуратов
Кандидат социологических наук
Йыйыны башкирских родов – прошлое и настоящее: взгляд современника
Фото http://kurultay-ufa.ru.

В прошедшую субботу был на съезде (йыйыне) башкирского рода Юрматы. Думаю, необходимо поделиться впечатлением, т.к. вряд ли будет подробный анализ мероприятия от других участников. А он, считаю, необходим в современных условиях. Дело в том, что имея опыт проведения и участия в подобного рода мероприятиях, заметил некоторые моменты, характеризующие, на мой взгляд, современное состояние гражданского общества в Башкортостане. Движение башкирских родов, как его еще называют, в данное время может служить своего рода индикатором взаимоотношений башкирского общества и государства.

Если посмотреть на историю башкирского народа, то увидим, что йыйыны родоплеменных объединений являлись формами проявления государственности, на которых решались насущные проблемы народа, принимались судьбоносные решения. Очень часто местом съезда являлось видное место у подножия горы или горной гряды. Так, мало кто знает, что гора на которой расположена Чесноковка, у башкир-минцев называется Йыйын-тау и являлась местом проведения съездов минских родов. Неслучайно и символично поэтому проведение съезда рода Юрматы у подножия горы Торатау. Вообще, прошедший 20 мая съезд знаковый во многом. Рассмотрим почему.

Нынешнее движение родов это уже третья волна йыйынов в новейшей истории республики. Первый съезд провели также юрматинцы еще в 1992 году под руководством известного писателя Булата Рафикова. Вплоть до 1995 года ими регулярно проводились различные мероприятия, что способствовало активизации и других башкирских родов. Все это шло на фоне и по причине небывалого интереса к истории Башкортостана и башкирского народа, опубликования новых источников, возвращения имен Заки Валиди Тогана и его сподвижников, пересмотра советской версии истории. Характерно, что именно первые съезды юрматинцев, минцев, табынцев подготовили почву для проведения первого Всемирного курултая башкир (далее - ВКБ) в 1995 году. Ученые, тесной толпой вошедшие в состав новой общенародной организации башкир, обвинили движение родов в трайбализме и угрозе разделения единого народа. 

Съезды родов перестали проводиться, но не только и не столько по указанной причине, а поскольку их общественный капитал в виде энергичных людей и идей вобрала в себя работа по созданию структуры Всемирного курултая башкир на районных, городских, областных, международных уровнях. Тем более, что движение шло сверху. Т.е. обратите внимание, йыйыны проводились хоть и при поддержке сверху, но инициатива шла из народа, вернее от ее представителей среди интеллигенции, а ВКБ создавался сверху, в основном уже на тех кадрах, что подготовили родовые съезды. Рост и становление курултая на 10 лет остановило движение родов.

Вторая волна движения родов началась в 2006 году. Инициативу проявил башкирский народный центр «Урал» (БНЦ «Урал») под руководством юрматинца, бизнесмена Рифа Исянова. Он провел йыйын рода Юрматы, был избран главой рода и деятельно занялся стимулированием других родов к проведению съездов. Как и 12 лет до этого, первыми откликнулись минцы, уже весной 2006 года проходит их съезд в стенах Башкирской государственной филармонии. Главой рода был переизбран писатель, ученый Рашит Шакур. Я участвовал в организации этого йыйына и могу засвидетельствовать, что интерес у людей был неподдельный, приехали делегации из всех районов проживания минцев. Единственно, в отличие от принятой резолюции первого йыйына рода мин (тогда участвовали еще и канлинцы) 1994 г., документ 2006 года во многом носил рекомендательный и формальный характер. Это легко проверить, посмотрев ставший уже историческим документом выпуск газеты «Балкантау», полностью посвященный съезду минцев в 1994 г. в Давлеканово. Выдвинутые там конкретные проблемы взяты непосредственно из жизни и в последующие годы большинство из них были решены. Это был замечательный пример реального взаимодействия народа и власти.

Вторая волна движения башкирских родов, прошедшая в 2006-2008 гг. (провели свои съезды, кроме юрматинцев и минцев, также табынцы, айлинцы, тунгаурцы, бурзяне, канлинцы) была вызвана тем, что деятельность ВКБ не учитывала интересы родов, т.к. велась сугубо по административно-территориальному признаку, а также в последние годы перестала выполнять функцию обратной связи между активистами в народе и властью. Возраставший интерес населения к своим корням, поиск и составление родословных, шежере также способствовал укреплению родовой идентичности у башкир, особенно у тех, кто не был ярко представлен на республиканском уровне.

Характерно, что первыми именно эти рода проводили съезды, т.к. чувствовали необходимость в самопрезентации, тем более что в то время в головах обывателей еще сидел миф о семи башкирских родах, тогда как их более сорока. Многочисленные кипчаки так и не провели свой съезд, ведь президент Рахимов – представитель именно этого рода не особо понимал значение родового движения, а других видно устраивало, что и так президент из их рода, а значит и съезд проводить не надо. 

Бурзянцы провели в последнюю очередь, в основном, только чтобы не остаться в стороне от тренда. Выбранные главы родов (Риф Исянов, бизнесмен – юрматы, Рашит Шакур, писатель – мин, Нияз Салимов, чиновник Администрации Президента РБ - табын, Хурматулла Утяшев, известный актер – тунгаур, Валиахмет Бадретдинов, журналист – айле, Зуфар Еникеев, депутат Госсобрания РБ - бурзян) в последующие годы не проявили себя именно как главы родов. Нигде не выступали, не провели юридическую регистрацию, не поднимали вопросов своего рода и даже предпочитали не указывать что они ырыубашы. Т.е. являлись фактически формальными председателями. Единственное мероприятие, что провели например минцы - это юбилей своего председателя в 2007 году. Истинное значение движения родов мало кто понимал, в основном вторая волна прошла в пафосной манере выпячивания достижений своего рода-племени и выборов свадебных генералов в качестве председателей. «Несвадебными» можно назвать Рифа Исянова и Валиахмета Бадретдинова.

2017 год – начало третьей волны движения башкирских родов. С начала года проведено два съезда – табынцев в марте и юрматы 20 мая. Переходной вымпел-флаг передан минцам, т.е. следующими проводят они. Йыйын рода табын прошел 25 февраля в Уфе и собрал целый зал в Доме творчества инвалидов на Кустарной, 17. Да, если раньше такие мероприятия проводились в зданиях Башдрамтеатра, филармонии, районных дк, то сейчас довольствуются и этим. Однако, публика собралась представительная и многочисленная, что не удивительно: табын – одно из крупнейших башкирских родоплеменных образований. Были главы районов, сам председатель ВКБ Амир Ишемгулов, чиновник из администрации главы РБ Ришат Сабитов, замминистра культуры Ранис Алтынбаев (сам кстати предводитель рода Катай) и еще парочка людей из власти. Сам съезд прошел с размахом, во-многом благодаря неутратившейся традиции проведения байрамов. Была богатая выставка, делегации районов показали свои ремесла и умения, множество девушек и женщин в национальных костюмах, пляшущий Ишемгулов – открытие было веселое. 

Основные доклады были напыщены и полны гордости за своих табынцев, но люди видно из-за долгой зимы были рады и этому, слушали и хлопали. Особый интерес и шквал аплодисментов вызвало выступление делегата от Татышлинского района Бахтигарея Арманшина, посвященное судьбе северо-западных башкир. Он призвал перестать делить по языковому признаку башкир на татароязычных и говорящих на литературном башкирском, посетовал, что некоторые его знаменитые земляки, такие как певец Салават Фатхетдинов, заблуждаются, считая себя татарами, между тем как являются потомками славного рода Иректы.

Прошедший же в прошлую субботу йыйын Юрматы выявил новые особенности. Первая часть мероприятия проходила в ДК г. Ишимбай и представляла собой непосредственно конференцию юрматинцев и гостей, зарегистрированных и с мандатами. Вел собрание главный организатор йыйына Вельмир Азнаев, который работает заместителем председателя Всемирного курултая башкир. 

Его выступление было полно гордости за славное прошлое рода и его достойных сынов, а также боли и сожаления о бедственном положении современных башкир, в котором, по его мнению, виноваты, в том числе, и они сами, т.к. ленивы. Это утверждение вызвало в аудитории непонятливое переглядывание друг на друга и пожимание плечами. Кто-то пробурчал, что видно из-за лени башкиры тысячами уезжают на вахты в Сибирь. Тем не менее, пафоса, кроме выступления зам.муфтия ДУМ РБ Айнура Аскарова, было меньше, чем на табынском сборище. Представителей власти ни среди гостей, ни среди организаторов замечено не было. Как потом стало известно, было указание главам и их заместителям не участвовать, хотя юрты и делегации многие отправили. 

Вице-премьер Салават Сагитов, как славный представитель юрматинцев, также не приехал, хотя раньше любил бывать в качестве почетного гостя даже на праздниках типа «Кэкук сэйе». Странно также было то, что двум венгерским ученым, два часа просидевшим в президиуме, так и не дали слова даже для приветствия. У присутствующих оживление началось только при выступлении фермера из Федоровского района Давлетбаева Сагита, который рассказал о своем хозяйстве, также скромно поведал, что земли в их районе арендуют приезжие и год за годом сажают подсолнух, тем самым убивая почву, но что он сам всем доволен, так как работа есть, он единственный башкир-фермер и вроде как ему не мешают. Выступавший следующим Эдуард Байсурин из Мелеузовского района был более смелым в оценках. Он резко выразился о бездумной оптимизации школ и клубов, их закрытии, и предложил форуму обсуждать реальные проблемы и искать пути их решения. После его слов в зале начались овации, первые и последние в этот день. Потом сообща приняли гимн рода Юрматы, кстати, очень удачный и всем понравившийся. Демократически выбрали из двух вариантов герб. 

Переизбрали главой рода Рифа Исянова, который всех призывал следовать его примеру, быть отцом не менее трех сыновей, разговаривать на башкирском в семье, брать побольше земли, вести свое хозяйство и бизнес. После этих процедур модераторы поспешили закрыть заседание, так как среди людей было заметно некоторое волнение и желание выступить по действительно наболевшим вопросам. Вторая часть в виде традиционного сабантуя прошла у подножья горы Торатау. Были стрельба из лука, концерт, борьба, выездная продажа, жара под 25 градусов. Так закончился очередной съезд Юрматы.

Каковы выводы? На мой взгляд, власть у нас в республике начала бояться своего народа. Указанные в раздаточном материале депутат Госдумы РФ Ишсарин Рамзиль, глава Ишимбайского района Гайсин Марат, начальник отдела нац. политики Администрации Башлыка Республики Башкортостан Ришат Сабитов, как сговорившись, не приехали. Хотя буквально полтора месяца назад съезд табынцев прошел при широком участии некоторых из них и их коллег.

Движение родов, пройдя цикл развития, вернулось к своим изначальным задачам – служить мостиком между коренным населением и властью, только вот она не готова к такому диалогу.

Хочешь получать свежие новости от ProUfu.ru прямо в своем мобильном? Подпишись на нас в Telegram.

Другие материалы по теме
ПОДЕЛИТЬСЯ
Комментарии

Контент