18+
Свободная площадка

Создавая бурную деятельность, можно совершить непоправимое

12:02 18 Июля 2017
Автор: Салават Бахтеев
архитектор, преподаватель кафедры архитектуры УГНТУ


Создавая бурную деятельность, можно совершить непоправимое
Фото предоставлено НПЦ
Прежде чем создать новое – бережно отнестись к истории

Современная культура строится на достижениях человечества прошлых столетий. Задача современного художника – бережно относиться к истории, природе и сохранить имеющееся культурное наследие, прежде чем создавать новое. В искусстве есть такие понятия, как «просто, гениально», «форма соответствует содержанию», классика, реализм. Произведения архитектуры и скульптуры возникают на основе глубоких поисков, единого стиля и общей композиции, символизма и аскетизма по отношению к историческим ценностям. Наших местных художников, скульпторов и архитекторов (триаду искусства) волнует современное состояние памятников культуры мирового масштаба: «Городища Уфа-2», музея-заповедника «Шульган-Таш» и эпоса «Урал-батыр». В последние годы в Республике Башкортостан часто возникают порывы и призывы срочно освоить эти памятники культуры и построить на основе их музейные комплексы. На выполнение этой почетной миссии есть чиновники, руководители этих учреждений, специалисты и исполнители. На совещаниях убедительно говорят, что у них есть устав, программы, условия, привлеченные специалисты и ученые. Проводят тендеры, конкурсы, презентации и рекламные акции. 
 
«Проводим и работаем по продуманной программе, наша команда знает что делать, экономим государственные средства, привлекаем молодежь и молодых художников, архитекторов…» – говорит один из работников музея-заповедника «Древняя Уфа», с которым мне удалось переговорить. 

Да правильно, может быть, привлекают молодых энергичных людей, студентов с целью активизации работы при отсутствии государственного финансирования. Создавая бурную деятельность, можно также совершить непоправимое?! Никто из деятелей искусств не видел и не читал программу действий по работе с ценным наследием. Нет концептуальных современных подходов по изучению и сохранению памятников культуры с целью создания научных центров мирового уровня, а не регионального значения. Широкая общественность и ведущие специалисты не знают, как работают в данный момент команды по реализации музеев-заповедников. Они действуют в закрытом режиме. Уже 2 года, как с нами нет известного академика Мажитова Нияза Абдулхаковича – археолога и историка. Он был активным сторонником научного изучения памятника «Городище Уфа-2». В последние годы активно вел деятельность по концептуальному сохранению и частичной консервации Городища Уфа-2, по этапному бережному отношению к памятнику без размещения дополнительных функций при создании музея. Он хотел создать на первом этапе укрытие и определить неприкосновенную часть пространства, чтобы запускать посетителей уже на начальном этапе освоения. Эта идея была отвергнута. Эстафетный огонь по сохранению и изучению Городища Уфа-2 никто не взял. Проектирование и строительство музея должно соответствовать международному уровню. В качестве примера можно посмотреть, как решают проблемы исторического наследия в республике Татарстан. Выполнены концептуальные решения по созданию музея-заповедника «Древний Булгар» и Казанский Кремль. 

У нас в данный период освоение памятников соответствует региональному и местному уровню. Руководители музеев-заповедников допускают включение дополнительных функций в культурные и научные центры, которые не связаны с основными. По решению проблем этих памятников нет научной концепции, отсутствуют поэтапные цели по освоению и сохранению объектов с привлечением широких научных кругов для создания программы действий для архитекторов, художников и скульпторов. Работа на данный момент ведется без определенных целей. Есть повод беспокоиться о реализации программ строительства современных музеев руководителями этих учреждений и Министерством культуры РБ. Сейчас решается вопрос быстрой реализации проектирования без выбора конкретных и ответственных исполнителей. Подход без научно-технической программы задания на проектную документацию неграмотен и недопустим. Привлечение только молодых специалистов и студентов ради экономии государственного бюджета вызывает серьезный вопрос. 

Башкортостан не Франция или Испания

Аналогичная ситуация происходит с музеем-заповедником «Шульган-Таш» и установкой скульптурного комплекса «Урал-батыр». Эти памятники должны соответствовать мировым стандартам, а не региональному компоненту и масштабу.

Последний архитектурный конкурс и его результат показали, что мы уделяем недостаточно внимания к проектам, в том числе, например, ландшафтному дизайну нашей местности. То, что допустимо при строительстве музеев в Испании и Франции, невозможно в нашей местности с уникальным рельефом и пейзажем. Победитель-лауреат предлагает большие объемы земляных работ, что недопустимо в условиях заповедной зоны и уникального ландшафта. В проекте мало уделено внимания сохранению экологии. Решение по установке памятника «Урал-батыр» тоже под большим вопросом. Уже на начальном этапе эскиза и планирования уровень памятника имеет региональный, местный характер. В будущем памятник должен занять достойное место среди творений цивилизации, как и сам бесценный эпос «Урал-батыр». 

«Мы работаем без цели, не знаем, чего хотим»

Надо отметить, что нет научных, глубоко продуманных идей для дальнейших действий по разработке заповедных зон, исследовательской деятельности по разработке генеральных планов, задания на проектные работы по формированию среды и окружающего пространства. К работе привлекаются случайные люди, некомпетентные специалисты, исполнители и молодежь, которая готова трудиться, но не имеет опыта работы со сложными объектами. Все просчеты списываются на нехватку государственного финансирования. Ведущие архитекторы не привлекаются к составлению заданий на проектирование.

Включая в рамки музея разнообразные насыщенные местные, не связанные с ним достопримечательности, мы опускаем памятники только на местный уровень. Чтобы получить современный проект, нужен продуманный концептуальный подход по его реализации. Практически мы работаем без цели, не знаем, чего хотим. Вопрос финансирования решится, и что мы сможем сотворить? Был допущен серьезный просчет с памятником Салавату Юлаеву в связи с размещением здания Конгресс-холла и гостиничного комплекса. В проекте формально уделено внимание визуально-пространственному анализу и масштабу окружения. 

Большая просьба руководителей разных уровней принять к сведению все эти пожелания творческих людей, с которыми я обсуждал и беседовал на тему сохранения бесценных памятников наследия нашего народа, в том числе с уважаемым академиком Н. А. Мажитовым. 

Хочешь получать свежие новости от ProUfu.ru прямо в своем мобильном? Подпишись на нас в Telegram.

Другие материалы по теме
ПОДЕЛИТЬСЯ
Комментарии

Контент