• Свободная площадка
  • Конкурсы
  • Стартапы
  • Дом на Руставели
  • Свободная площадка

    Рияз Исхаков: Хватит сидеть на шее у государства!

    13:50 05 Декабря 2016
    Автор: Рияз Исхаков
    Кинематографист

    «Слепить» фильмы за месяц


    Итоги Года кино подводить пока рано. Всем штатным режиссерам государственной киностудии Башкортостан дано задание собрать «хоть что-то» к 15 декабря. Не думаю, что мои коллеги успеют за столь короткий срок завершить полный цикл производства своих фильмов, так как некоторые еще не закончили съемки, а некоторые даже и не начинали. Но если вдруг свершится чудо... Нет, чуда не будет. К этому сроку можно только показать черновик и полуфабрикат. Массовому зрителю такое кино вряд ли понравится, как и принимающей комиссии министерства культуры.

    Телеканалы вообще не снимали игровые фильмы, теперь даже новогодние фильмы на телевидении не снимают. Производство контента на ТВ опустилось до уровня «концерта». «Что показать» есть только у частных студий, и это проекты, созданные без государственного участия или при минимальном его вмешательстве. Фильмы, получившие финансирование в виде гранта в этом году показаны не будут. Съемки могут проходить относительно быстро, но озвучивание, постпродакшн – процесс долгий, и срок, отведенный в положении о грантах главы республики для фильмопроизводства, физически нереален.

    Можно, конечно, быстро, на скорую руку попытаться «слепить» фильмы за месяц, но это полная потеря репутации для авторов. Чаще всего происходит так. Заявитель защищает свой проект, если побеждает, долго ждет поступления денег. Наступает лето, деньги приходят, в спешке проходит подготовка и съемки, в ноябре уже надо отчитаться за полученные деньги. Отчитаться в срок – очень важно. Готов фильм или нет – не столь важно, на первом месте - отчет. Я считаю, что должны быть иные критерии. Не отчет в годичном бухгалтерском цикле, и даже не то, удалось ли снять фильм до конца года или его остановили, законсервировались, а - прибыль. Зрительский интерес к фильму выражен в денежном эквиваленте.

    Так что к Году кино готов только один фильм - это комедия Булата Юсупова «Наган». Если фильм заработает больше, чем потрачено на его производство, то это будет большая удача авторов фильма.

    Работы нашей киностудии Р.И.Продакшн можно не считать, так как мы в этом году кино не снимали, делали только клипы и ролики, занимались подготовкой к большим проектам и искали финансирование.


    «Республиканское кино застряло на полупрофессиональном уровне»


    Конфликта с БСТ нет. Я сам работал когда-то на телевидении, оно направило меня на учебу во ВГИК. Есть недопонимание руководством БСТ Закона об авторском праве. В то время, когда я как правообладатель вел переговоры о продаже прав показа фильма на БСТ, Галим Якупов заключил соглашение с третьими лицами и получил наш фильм через кинофестиваль «Серебряный Акбузат». БСТ показало фильм «Бибигуль и Сайфульмулюк» в своем эфире.


    Кадр из фильма "Бибигуль и Сайфульмулюк".

    Для меня, правообладателя, продюсера, сценариста и оператора фильма это стало полной неожиданностью. Я попросил показать договор, на основании которого организаторы кинофестиваля «Серебряный Акбузат» передали БСТ фильм киностудии Р.И.Продакшн. Они его мне до сих пор не показали. Я предлагал разрешить ситуацию соглашением и заключением договора на показ после факта показа, наивно полагая, что башкирскому каналу нужны башкирские фильмы. Якупов Галим ответил отказом.

    Получается, что мои фильмы ему как бы нужны и не нужны. Он готов показывать их только бесплатно, не вкладывая в производство ни копейки, ни минуты рекламного времени. Тогда я запретил показывать все свои клипы, фильмы на БСТ и дочерней организации БСТ – канале Курай, те фильмы и клипы, в договорах которых не указывается передача мною авторских прав БСТ. Надо отметить, что с 2000 года таких клипов и фильмов в архиве БСТ накопилось очень много. Новогодние музыкальные фильмы, «В поисках Акбузата», серии «Алтын мирас», «Заманалар», «Сеянтус», «Кахым туря» и другие. Как автор, я имею право на такое действие.

    Запрет на показы будет действовать до того момента, пока руководство БСТ не начнет соблюдать закон об авторском праве. Да, я действую в одиночку. Да, Союз кинематографистов и Российское Авторское Общество не занимается защитой региональных производителей фильмов. Но все мои коллеги страдают оттого, что им мало платят или вовсе не платят за работу. Сами виноваты, не умеем отстаивать свои права. Некоторые мои коллеги боятся лишиться работы, ведомственной жилплощади, благосклонности руководства или впасть в немилость.  Надеюсь, что мои действия заставят задуматься руководство киностудии Башкортостан, БСТ, Союз кинематографистов о том, что надо как-то решать вопрос оплаты авторам. Нельзя всегда эксплуатировать энтузиазм студентов киновузов и строить башкирский кинематограф только на дебютных и студенческих фильмах. Как следствие - республиканское кино застряло на этом полупрофессиональном уровне.

    «Серебряный Акбузат» надежд не оправдал

    Республике нужен «прорыв» и развитие, а не 30 лет «младенческого» состояния башкирского кинематографа. Надо признать, на практике идея проведения кинофестиваля «Серебряный Акбузат» не оправдала надежд ни чиновников, ни кинематографистов. Эйфория праздника, весь пафос и затраты на мероприятия, общение с зарубежными коллегами, к сожалению, не дало никакого стимула развитию кинопроизводства, как отрасли в Башкортостане. Единственная задача, которую решает этот фестиваль – существование киностудии «Башкортостан» как организатора проведения праздничных мероприятий, не более. Извините, но разве этим должна заниматься киностудия? Почему кинофестивалями не занимается Союз кинематографистов, его республиканское отделение?

    Переход на новый уровень кинопроизводства в Республике Башкортостан произошел бы, если бы министерство культуры, киностудия Башкортостан, республиканские телеканалы прислушивались к предложениям и инициативам, звучащим на многочисленных встречах и круглых столах из уст кинематографистов снимающих, а не кабинетных теоретиков, ни разу не бывавших на съемочных площадках московских или зарубежных кинопроектов.

    Почему бы в Год кино не решить проблему несоблюдения авторских прав в Башкортостане? Не пересмотреть вопросы оплаты, разработать тарифную сетку? 

    Почему бы не создать систему взаимоотношений между авторами  - производителями фильмов и прокатом в кинотеатрах и телеканалах, при которой были бы выработаны четкие правила и условия. Без этого никак, инвесторам и спонсорам фильмов нужны гарантии показов.

    Наладить прочный канал доставки фильмов до зрителя. БСТ не устает говорить нам, производителям, что «денег на покупку фильмов нет, рекламное время телеканала продают сторонние организации «Видеоинтернешнл» и подобные». Простите, но вы же не подарили свое рекламное время перепродающим компаниям. Почему успешные телеканалы оплачивают производство телесериалов на основе рейтинга, а на БСТ башкирских сериалов вообще нет? Ситком - то, что делал Юлтаев, очередной подарок для БСТ от киношников, произведенный за счет министерства культуры, которое платит стерлитамакским актерам зарплату за работу в государственном театре. Почему бы не производить хорошие сериалы самим, а не покупать московские третьей-пятой свежести. 

    Почему бы не ориентировать кинопроизводство в Башкортостане на самоокупаемость и получение прибыли? Поставьте себе такую задачу. Хватит рассказывать друг другу о феномене якутского кино, надо самим делать, своими руками и своей головой, изучать успех других и делать самим.

    Почему бы не внедрить возвратное финансирование кинопроектов. Получил продюсер деньги на производство, сделал фильм, вернул или запустился на следующий проект. Тогда вся съемочная группа будет заинтересована в прибыли, а жесткие конкурентные условия создадут отсев слабых специалистов, случайно оказавшихся в кинематографе. Даже театры в Башкортостане зарабатывают, даже танцевальные и эстрадные коллективы. Киностудия же проводит бесплатные показы наших фильмов.

    Почему бы не развивать и другие схемы финансирования кинопроектов, не уповать только лишь на грант главы республики? Почему бы не проводить такую кадровую политику, когда специалисты, в обучение которых республика вложила немалые деньги, будут востребованы в Башкортостане, а не в Москве.

    Почему бы не усилить культурный обмен с соседними республиками, не производить совместные проекты, не расширять зрительскую аудиторию?

    Почему бы не создать при министерстве культуры кинокомиссию по продвижению уникальной для проведения киносъемок территории Южного Урала и предоставления услуг кинематографистам всей Российской Федерации и зарубежья? Комиссии, которая состояла бы из людей компетентных. 

    Получается, что комиссия по распределению грантов главы республики определяет, кому давать грант, а кому не давать, на какую тему снимать фильм, а на какую не снимать. Получается, что эта комиссия тоже ответственна за провал фильмов в прокате. Может, хотя бы, поставить перед комиссией задачу – поощрять перспективные в коммерческом плане кинопроекты? Я не представляю, чтобы министерство культуры и комиссия по распределению грантов одобрила мои проекты создания молодежного Интернет-сериала в жанре постапокалипсис или фильм-сказку по произведениям Габдуллы Тукая.


    О феномене якутского кино

    Феномен якутского кино заключается прежде всего в том, что в Якутске появились независимые кинематографисты, они стали снимать то, что интересно зрителю – жанровое кино, хоррор и т.п. Администрация Республики Саха перестала обеспечивать только лишь государственную киностудию, а стала распределять финансирование по студиям независимо от формы собственности. Самый важный фактор – якутские фильмы популярны на якутском языке!

    Скопировать якутскую модель развития кинематографа как клише не получится, но провести анализ и адаптировать под наши условия - жизненно необходимо для развития кинематографа республики. Это, прежде всего, коммерческий кинематограф. Не вижу логики и здравого смысла у тех, кто утверждает, что настоящее искусство не должно продаваться за деньги. Произведения искусства всегда имеют цену.

    Я считаю, что нужно принимать решения и добиваться их реализации. Хватит тиражировать глупое утверждение, что коммерческий кинематограф - это что-то такое нехорошее. Зритель дает свою оценку фильму рублем.

    Коллеги, хватит сидеть на шее у государства! Наступит такой момент, когда руководство республики скажет нам: «Извините, в бюджете денег на кино нет, ДО СВИДАНИЯ!»


    Cправка

    Рияз Исхаков, 48 лет.

    Родился в городе Салават БАССР, 29 октября 1968 г. в семье актеров.

    Трудовую деятельность начал в Башкирском Академическом театре Драмы им. М. Гафури.

    1986 – 1988 гг. служба в рядах Советской армии в г.Баку.

    С 1989 года работал помощником кинооператора на Башкирском Телевидении.

    С 1991 года перевелся в киностудию «Башкортостан» и работал в съемочной группе Малика Якшимбетова.

    1993 – 1997гг. - обучение во Всероссийском Государственном институте Кинематографии, операторский ф-т, мастерская Железнякова В.Н.

    В 1997г. был принят в Союз кинематографистов России.

    В 2000м году создал студию ООО «РИ. Продакшн» директором которой и является. Студия выполняла заказы на художественную продукцию и фильмы ГТРК «Башкортостан», Министерства Культуры Республики Башкортостан, Государственное Собрание Курултай РБ, Всемирный Курултай, Киностудия «Башкортостан», Государственная Филармония, ГААНТ им. Ф.Гаскарова, Ансамбль танца «Мирас». 

    В качестве режиссера и оператора снял множество музыкальных новелл, фильмов.

    Новогодние музыкальные фильмы: «Алтын Мирас», «Заманалар», научно популярный сериал: «В поисках Акбузата» 2007г., «Кахым туря» 2009г., «Сеянтус» 2010г.

    Оператор подводных и специальных видов съемок на проектах ОРТ, НТВ-кино, РТР: Телесериал «Ундина», «Черная богиня», «Код апокалипсиса»

    Документальные фильмы, в которых работал оператором – постановщиком:

    «Врата свободы» 1991г.

    «На камне кровь моя густая…» 1992г.

    «Черные дни Агидели» 1992г.

    «Жили - были мужики» 1994г.

    «Подземные лабиринты» 1995г.

    «Исламская рапсодия» 1996г.

    «Золотое дно» 1998г.

    «The Great Famine» США 2009г.

    Оператор – постановщик игровых картин:

    «Стеклянный пассажир» 1995г.

    «Радуга над деревней» 1999г.

    «Головоломка» 2000г.

    «Ловец ветра» 2006г.

    «Синие ночи» 12-ти серийный сериал 2007г.

    «Тринадцатый раунд» 2011г.

    Продюсер, автор идеи и оператор постановщик фильма «Етеган» 2014г.

    Лауреат молодежной премии им. Ш.Бабича.

    Член правления башкирского отделения Союза кинематографистов России. 

    Нашли ошибку в тексте?
    Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER

    Хочешь получать свежие новости от ProUfu.ru прямо в своем мобильном? Подпишись на нас в Telegram.

    Другие материалы по теме
    ПОДЕЛИТЬСЯ
    Новости партнеров
    Комментарии


    Контент