18+
Свободная площадка

Духовное измерение детства

Загрузка

Актуальные диалоги культуролога Исмагила Шангареева и философа Нурали Латыпова.*

Духовное измерение детства

Диалоги Исмагила Шангареева и Нурали Латыпова уже давно стали неким особым явлением духовной культуры. Президент Международной ассоциации исламского бизнеса Марат Кабаев в своем предисловии к книге «Ислам и Мир» писал: «Зная лично этих замечательных людей, хочу особо отметить, что пути Шангареева и Латыпова пересеклись в 1990 году в Саудовской Аравии, и произошло это в легендарном городе Медине. В моем восприятии – это мир "1001 ночи", мир чудес и мудрых поучительных историй. Одна из таких историй произошла под куполом знаменитой Мечети пророка Мухаммада. А случилось это так, как бывает только в сказке. Оба искателя духовных истин совершили паломничество в Мекку и, в продолжение своей дороги по святым местам, посетили Медину, желая совершить молитву в месте, где обращался к Аллаху сам пророк Мухаммад.

Можно верить или не верить в предопределение, но убежден, что эта встреча Латыпова и Шангареева в Медине была не случайной. Их творческий союз, попытка ответить на острые вопросы времени, в котором нарастает противостояние цивилизаций, культур, религий, безусловно, один из реальных шагов к строительству мостов взаимопонимания, основанного на общих духовных ценностях Запада и Востока».

Реформировать мир – это значит реформировать воспитание, –писал выдающийся врач и педагог Януш Корчик.   

Исмагил Шангареев

Американский астрофизик Майкл Харт в своей знаменитой книге The 100: A Ranking of the Most Influential Persons in History путем всестороннего исторического анализа выделил 100 самых влиятельных людей в истории. На первом месте в этом уникальном собрании биографий величайших учителей человечества стоит имя пророка Мухаммада. Вряд ли американского астрофизика Майкла Харта можно заподозрить в особых симпатиях к исламу и вообще какой-либо предвзятости. Как добросовестный ученый, основываясь исключительно на фактах, он сделал свои чисто научные выводы, указав на пророка Мухаммада как на самого великого учителя человечества.

 Магомет на горе Хира. Художник Н. К. Рерих. 1925 г.

Нурали Латыпов

И все же важно с самого начала нашей беседы уяснить, каким критерием пользовался Майкл Харт. Мне как ученому важно, чтобы в основе любого утверждения было не субъективное мнение декларативного характера, а объективный научный анализ, основанный как на фактах, так и на методологии, позволяющей на этих фактах построить научно-обоснованные выводы. Это как минимум. Кроме того, важно иметь и концептуальные основы подобного исследования.

Исмагил Шангареев

Согласен с Вами, Нурали Нурисламович, и прежде всего в том, что, говоря о вкладе пророка Мухаммада в создание нового духовного измерения детства, важно четко понимать масштабы его личности и вклада в историю цивилизации. Давайте обратимся к рассуждением самого Майкла Харта, который не раз «подчеркивал, что степень влияния на ход истории» была для него «определяющим критерием при расположении биографий». Относительно своего выбора Харт писал: «То, что Магомет стоит на первом месте в моем перечне самых влиятельных исторических лиц, может удивить одних читателей, а у других вызовет возражения. Однако это единственный человек в истории, чья деятельность была чрезвычайно успешной и в религиозной, и в светской областях», особо подчеркивая, что пророк Мухаммад стал основателем одной из великих мировых религий и политическим лидером, добившимся необычайных успехов. И сегодня, спустя тринадцать столетий после его смерти, влияние в мире его свершений остается необычайно мощным.Да это несколько общие рассуждения, но надо понимать, что научная лаборатория Харта – его сугубо личное пространство. Для нас важно, что этот американский астрофизик проявил высшую степень научной объективности, пойдя против общественного мнения своей страны, основанного по большей части на идеях европоцентризма, отводящих мусульманскому Востоку роль окраин планетарной цивилизации.

Нурали Латыпов

Бесспорно, очень значимым является то, что высокая оценка деятельности пророка Мухаммада дана американским астрофизиком, обратившим свой привыкший к звездам взгляд на творцов человеческой истории. С Майклом Хартом можно соглашаться, можно не соглашаться, но масштабы личности Мухаммада, бесспорно, космопланетарные и заслуживают самого глубоко изучения современных ученых.

В нашей беседе мы берем лишь один из сегментов пространства, который преобразовал пророк Мухаммад, – духовное измерение детства.

Исмаил Шангареев

Позволю себе заметить, что масштабы этого сегмента столь велики, что здесь уместно вспомнить слова известного педагога и врача Януша Корчика: «Реформировать мир – это значит реформировать воспитание».

Нурали Латыпов

Я бы посмотрел на этот вопрос иначе. Пророк Мухаммад именно тем интересен, что он не пытался решать проблемы человечества, когда создавал свои рекомендации в области воспитания или пытался своим собственном примером показать людям, как надо относиться к детям. Его духовное измерение детства – гораздо более широкое явление, чем просто основы воспитательного процесса. Это проявление божественной любви в измерении детства. Возвращаясь к нашим размышлениям о том, чем руководствовался Майкл Харт, утверждая, что пророк Мухаммад занимает первое место в списке людей, оказавших наибольшее влияние на историю, хочу все-таки дать некоторые пояснения от себя.

В наших беседах с профессором Владимиром Исхаковым, начало которых восходит к 80-м годам прошлого века (наши аспирантские годы), мы нередко касались идеи такой редкой научной дисциплины, как тектология ученого-экономиста Александра Богданова. Но в отличие от Богданова мы видели в тектологии (как понятии) некую сборку всего, что есть государство-цивилизация (как теперь Владимир Путин называет Россию). В случае с Мухаммадом – сборку, сделанную практически с нуля.

Позднее, в 1991 году, вышла книга Владимира и Татьяны Исхаковых «Древо мудрости и здоровья. Питание в истории культуры народов Востока», где, в частности, было отмечено, что «Запущенный Мухаммадом процесс самоорганизации нового государственного и общественного строительства привнес новую систему, новый принцип организации духовной жизни, новые "точки отсчета" умственной деятельности, иные цели и устремления». Особенность происходившего состояла в том, что Мухаммад не пришел с готовой религиозной системой, а искал пути к ней и создавал ее на глазах у всех и даже с общей помощью. Особо подчеркивая, что «Мухаммад обратился к опыту предшествовавших пророков и древних народов. "Разве ты не видел?", "Разве ты не знаешь?" – так вопрошал он об опыте социального поведения известных ему народов, ясно указывая на моральную ценность исторического знания – быть источником поучения и назидания». Вместе с тем хочу подчеркнуть, что Мухаммад не просто делает историю «учителем жизни», он ее кардинально меняет, производя в первую очередь глубочайшую трансформацию в сознании соплеменников.

Исмагил Шангареев

Да, эманация идей пророка Мухаммада – явление, в котором локальные изменения очень быстро (по историческим меркам) перерастают в глобальные. И, как правильно заметил Майкл Харт, это не только религиозные преобразования, но и глубочайшие изменения цивилизационного (как он пишет, «светского») характера. Собственно, это сочетание духовного и социобиологического воздействия на историю и делает пророка Мухаммада бесспорным лидером среди великих личностей, чьи реформы в той или иной степени повлияли на развитие в планетарном масштабе. Однако, как Вы, Нурали Нурисламович, правильно заметили, начинал пророк с того мира, в котором жил. Мира арабских племен, которому суждено было превратиться в нацию, давшую миру основы научных знаний и величайшую культуру Мусульманского Ренессанса. Это преображение произошло благодаря гигантскому цивилизационному взрыву, в основе которого лежало Откровение Аллаха – Коран и, конечно, сама жизнь пророка Мухаммада – Сунна. И важно, что, реформируя мир, пророк в первую очередь реформировал воспитание, создав новое духовное измерение детства.

Нурали Латыпов

Да, действительно, первое, что сделал пророк Мухаммад, – это встал на защиту жизни детей, которые в тот исторический период нередко становились жертвами языческих традиций. В частности, считалось совершенно нормальным и даже похвальным избавиться от ребенка (особенно девочки), если семья материально плохо обеспечена. Впрочем, и в современном мире до сих пор происходит массовое узаконенное убийство детей. Причин много, но по-прежнему социальные на первом месте, как и тысячелетия назад. Мы так и не научились слышать Всевышнего?

Исмагил Шангареев

Выходит, что так. В 17-й суре (аят 31) Корана ясно сказано: 

Не убивайте своих детей, опасаясь нищеты, ведь Мы обеспечиваем пропитанием их вместе с вами. Воистину, убивать детей — тяжкий грех.

Нурали Латыпов

Чтобы до конца осмыслить смысл этой суры Корана, надо принять тот факт, что сегодня погибает около 50 миллионов детей (эта цифра сравнима с числом жертв Второй мировой войны), потому что их не хотят. И главная причина та же, что в языческой Аравии, –  «опасение нищеты». Да, сегодня «тяжкий грех» совершают десятки миллионов людей, стремясь избавиться от неродившейся или только родившийся души. Кстати, в Коране в суре 17 говорится об убийстве уже живущих или также не родившихся детей?

Исмагил Шангареев

Это абсолютная истина, ибо детские души изначально есть нечто божественное – «Райские бабочки», как называл их пророк Мухаммад.

Нурали Латыпов

Как удивительно… Детские души, не нашедшие приюта в земной жизни, становятся райскими бабочками.

Исмагил Шангареев

Да, бабочками – ангелами-хранителями своих родителей в иной жизни. Пророк Мухаммад говорил: Дети ваши – Райские бабочки, которые встретив своего родителя, или родителей, возьмут его за одежду, как я беру тебя за одежду, и не отпустят ее, пока Аллах не введет его родителя в Рай!

Хочу подчеркнуть, что это не просто поэтическое сравнение. Каждая смерть ребенка была подлинной трагедией для очищенного архангелами сердца пророка. Так, согласно Хадису от аль-Бухари, «При одном из посещений Ибрахима рядом с Пророком Мухаммадом был его верный сподвижник бин Ауф. Пророк взял его за руки и пошел с ним в дом, находившийся среди пальмового сада. Войдя в дом, он взял Ибрахима на руки, поцеловал и стал нежно вдыхать его запах. В это время Ибрахим болел и был при смерти. От постигшего его горя из глаз Пророка Мухаммада потекли слезы. Удивленный Абдуррахман бин Ауф спросил:

– О Посланник Аллаха! И ты плачешь? Разве ты не запрещал людям плакать на похоронах?

Пророк дал ему такой ответ:

– О ибн Ауф! Эти слезы есть следствие милосердия!

Затем опять из его глаз потекли слезы. Он прошептал:

«Глаза плачут, а сердце горюет, однако мы никогда не говорим ничего, кроме тех слов, которые обрадуют Аллаха! Клянусь Аллахом, о Ибрахим, мы очень огорчены расставанием с тобой!».

Любовь и сострадание, вот что нес в своих Откровениях пророк, даруя людям истины небесного измерения, дабы «вочеловечить» их. Этот неологизм Александра Блока как нельзя точно передает тот огромный труд по трансформации этнопсихологии арабов-язычников, где уживались замечательные обычаи, традиции чести «муравва» и отвратительные языческие ритуалы.

Нурали Латыпов

Известно, что во времена пророка в арабском мире существовал языческий обычай закапывать живьем новорожденных девочек. Арабы считали рождение девочки плохим предзнаменованиям и большим несчастьем для семьи. В Коране говорится: «Когда кому-либо из них сообщают весть о девочке, лицо его чернеет и он едва сдерживает свой гнев. Он прячется от людей из-за дурной вести. Оставит ли он себе ребенка с позором или же закопает ее в землю? Воистину, скверны их решения!» (сура 16, аяты 58-59).

Исмагил Шангареев

Именно так…И пророк вступил в непримиримую войну с этой глубоко укоренившейся языческой традицией. Обращаясь к своим современникам, пророк сказал: «Те, которые будут воспитывать дочерей, пусть проявят о них заботу, так как они станут преградой, защищающей их от огня Ада». Подчеркивая при этом, что Человек, проявивший заботу о двух дочерях до достижения ими совершеннолетия, в Судный День будет рядом со мной.Только так пророк мог изгнать «скверну», что жила в душах его соплеменников, сломав хребет многовековой традиции, что можно приравнять к чуду.

Нурали Латыпов

Подумайте, сколько миллионов детей были спасены любовью и мудростью небес, что наполняла сердце нашего пророка. Сколько несчастных женщин обрели счастье заслуженного материнства. Воистину Аллах услышал их мольбы. Пророк сказал: «Нет сомнений в том, что мольбы трех человек будут приняты Аллахом: мольба угнетенного, мольба путника и мольба родителя за ребенка».

Исмагил Шангареев

Да, сломать национальную традицию может только традиция, данная как откровение Аллаха. Величайший ученый-энциклопедист Мусульманского Ренессанса Абу Рейхан аль-Бируни отмечал: «Заповеди религии гораздо могущественнее и сильнее влияют на природу человека, чем обычаи и традиции. Разве ты не видишь, что основания последних подвергаются исследованию, соответственно этому либо принимаются, либо отвергаются, тогда как основания заповедей религии оставляются такими, какие они есть, и принимаются большинством просто на веру». Развивая эту мысль, аль-Бируни особо подчеркивает, что вера в Аллаха, ставшая частью религиозного мировоззрения, становится столь сильной духовной потребностью огромных масс людей, что в «их сердцах возникает такая сильная привязанность к ней, которую не вырвать вовек».

Пророк Мухаммад «вочеловечил» мир своих предков, очистив их сердца от заблуждений и жестокости, порожденной духовным невежеством. Он начал свою великую реформу воспитания, создав новое измерение детства для миллионов спасенных им детских душ.

Продолжение следует

В проповедях Пророка история становится не только информатором о прошлом, но и «учителем жизни». Сама жизнь обретает иной, чем прежде, смысл, оказавшись вовлеченной в реализацию Божественного замысла. Формирование исторического сознания отныне оказывается в прямой зависимости от развития и религиозной философии ислама, от мусульманской гносеологии11.


*Исмагил Калямович Шангареев – основатель и руководитель группы компаний «ДАН», известный общественный деятель, академик Евразийской Академии Телевидения и Радио. 

Мнение авторов публикаций в рубрике «Свободная площадка» может не совпадать с позицией редакции.

Хочешь получать свежие новости от ProUfu.ru прямо в своем мобильном? Подпишись на нас в Telegram.

ПОДЕЛИТЬСЯ
Комментарии

Контент