18+
Свободная площадка

Уфимская журналистка Оксана Ватаг о современной молодежи: поколение S

10:48 13 Декабря 2016
Автор: Оксана Ватаг
Журналист, копирайтер
Уфимская журналистка Оксана Ватаг о современной молодежи: поколение S

Когда я была тинейджером, иной раз случалось чудо, и удавалось раздобыть видеозапись концерта любимой группы на VHS. Не купить в iTunes, не заказать по Интернету, а именно раздобыть. Потому что поиск книг, музыки и любой молодежной атрибутики всегда оборачивался настоящим квестом. Скучающему современному хипстеру никогда не познать этого сладкого чувства. У него, точно у стареющего подагрика, на первый план выходят ритуалы. Он фотографирует свой утренний капучино, носит кеды с модными принтами и с важным видом укладывает бороду. В то время как из этих кадров складывается его история жизни в Интернете.

Игра в имитацию

Первые «себяшечки» были пустяковым баловством продвинутой молодежи и ни один ученый социолог не ответит вам на вопрос, как вышло, что этот вирус поразил взрослых уважаемых людей, вплоть до членов редколлегии Оксфордского словаря, куда последние и поместили это жутковатое, на самом деле, слово - selfie. Когда мода селфи стала приобретать эпидемиологический характер, первыми внимание на новое социальное явление обратили, разумеется, британские ученые. По BBC показали немного нудноватую серию документальных фильмов, посвященных «новому социокультурному феномену». Начались споры в ученой среде о том, что такое селфи - клиника, или можно без медикаментов вылечить.

Посыпались статьи о том, что «селфизм» свидетельствует о комплексах и отклонениях в психике. Но тут мы уже зеваем: все это было, сначала в эпоху Sony PlayStation, а потом с появлением оптоволокна и домашнего анлима. Социологи с пеной у рта доказывали, что молодежь ожидают сдвиги по фазе и ускоренная деградация. Однако ничего этого не произошло: наоборот, современная молодежь получилась довольно-таки талантливой, активной и с более высоким коэффициентом интеллекта, чем поколение, родившееся, например, в 60-х. Надо полагать, механизмы деградации общества лежат в иных областях, нежели всеобщая компьютеризация и последовавший за ней умеренный нарциссизм.

Мы понимаем, что само явление селфи — лишь верхушка айсберга. Вопрос стоит о виртуализации нашей жизни вообще. Выкладывая селфи, мы создаем альтернативную историю своей жизни. Идеальную, лишенную недостатков, такую, какой мы хотим видеть ее сами. Настоящую жизнь не отредактировать, а страницу в фейсбуке - пара пустяков! Получился неудачный кадр, на котором ты косой, рябой, или жирноват – жми на delete. Из сотни кадров на одном-двух ты согласно теории вероятности выходишь таким, будто над тобой работал коллектив имидж-мейкеров. А для тех, кого совсем не пощадила матушка-природа, существует ретушь. Далее не заставят себя ждать многочисленные лайки и одобрительные комментарии, которые не только потешат твое чувство собственной важности, но и помогут тебе почувствовать себя суперзвездой. Кстати, не потому ли, что теперь мы теперь сами «звездим», уходят в прошлое классические поп-идолы? Кумиры остались где-то в 90-х, и мы уже молимся не на постеры знаменитых певцов и актеров, а скорее на тенденции. Нам важно ощутить свою причастность к социуму, к массовой культуре, к другим. Нет, мы не хотим быть собой, мы хотим быть в тренде.

Селфи1.jpg

«От симулякра слышу!»

Герой нашего времени хочет избавиться от сартровского «Ад - это другие» и избежать одиночества в толпе, добровольно став ее частью. А виртуальное пространство становится инструментом, позволяющим отретушировать свою жизнь и выдать на всеобщее обозрение ее версию, приближенную к идеалу. Больше не нужно Быть, теперь можно Казаться! Атрибуты показушной культуры меняют понятие личности, как она виделась в русле классической психологии. Если лозунгом поколения Pepsi было «Бери от жизни все», то поколение селфи добавляет к этому «здесь и сейчас». Важно ловить момент, дух времени. Но чтобы попробовать все виды современных удовольствий, предлагаемых жизнью, нужны деньги, и немалые.

Но мы не так, чтобы самая развитая страна с высокой культурой потребления. Поэтому бренды фальшивые, айфон – китайский, отдых - по программе «все включено». Какая разница, если в Интернете твои фотки выглядят как будто они с побережья Майами, и ты буквально источаешь флюиды успешности!

В мире, где виртуальное вытесняет реальное, удовольствия жизни становятся символическими. Кофе остывает, пока вы носитесь вокруг с фотоаппаратом, новые кеды жмут и развивают плоскостопие, а борода мешается по ночам (куда ее – на одеяло, или под него?). До символизма можно довести все на свете, даже дружбу и отношения с возлюбленным. Символическим выбором становится сфера занятости и увлечения. То, что ты ешь, что ты одеваешь, музыка, которая звучит из твоих колонок - все это отныне знаки твоей принадлежности к виртуальному миру. При этом, как и предсказывали философы-постмодернисты, виртуальное вышло далеко за пределы Интернета. Оно стало нашей новой реальностью.

Почему нам стало так важно внешнее? Может, от внутренней опустошенности, запутанности, потери ориентиров и информационной пресыщенности. Мы мечемся, как обезумевшие кролики, заваленные тоннами генномодифицированной моркови, которая того и гляди сама начнет нас пожирать.

Может быть, мы выбираем символическое от боязни никогда ничего не достичь, не создать самим нечто новое, важное, то, что оценят другие? Поэтому нам достаточно, чтобы нас любили за то, что мы несем в себе понятный окружающим культурный код. Ну а что тут плохого, если это помогает справиться с врожденной застенчивостью, комплексами, проблемами в общении и делает нас чуточку счастливее, а нашу жизнь – немного ярче и разнообразнее? Если бы селфи не доставляло нам столько позитивных эмоций, никакой культуры селфи сегодня бы просто не существовало.

И потом, ну не так уж серьезно мы относимся к этому милому инструменту повышения самооценки, ведь правда? В нас всегда присутствует щедрая доля здоровой самоиронии.

Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER

Хочешь получать свежие новости от ProUfu.ru прямо в своем мобильном? Подпишись на нас в Telegram.

Другие материалы по теме
ПОДЕЛИТЬСЯ
Новости партнеров
Комментарии


Контент