18+
Свободная площадка

Почему в Башкортостане трудно живется народу?

Шугаип Усманов

кандидат сельскохозяйственных наук, г. Сибай

14:17 30 Ноября 2017| 10117
14:17 30 Ноября 2017 | 10117
Автор: Портал Proufu.ru
Все материалы автора
Почему в Башкортостане трудно живется народу?

Республика Башкортостан стала первой автономной республикой в России. В годы войны она обеспечивала страну нефтью, что, безусловно, ускорило победу над фашистами. Также в годы Великой Отечественной войны в Башкирию были эвакуированы множество граждан, научных учреждений, заводов и фабрик. В годы руководства З. Н. Нуриева, М. З. Шакирова и М. Г. Рахимова республика активно развивалась. На карте страны появились такие индустриальные центры, как города Стерлитамак, Салават, Октябрьск, Туймазы, Ишимбай, Мелеуз, Сибай и микрорайон Черниковка в городе Уфе.

С приходом к власти Рустэма Хамитова республика начала стремительно откатываться назад. Ни для кого не секрет, что в последние годы закрываются школы, больницы, фельдшерские пункты, в деревнях появились пустующие дома и даже целые улицы. Почему же так резко изменилась обстановка в нашей республике? Неужели все зависит от одного человека? Да, роль личности я никогда не отрицал, и тем более на такой вершине власти, с обширными полномочиями. Но, к сожалению, мы должны признать, что Р. З. Хамитов не смог справиться с возложенными на него обязанностями. Это не его вина, а, скорее, его беда.

Действующий глава никогда не имел опыта работы на производстве и не знает закона о прибавочной стоимости. Иначе как можно объяснить отказ Правительства РБ от государственных кредитов. Ведь сегодня кредит представляет собой опору экономики, элемент экономического развития. Кредит обеспечивает быстрое оборачивание капитала и его увеличение за счет привлечения средств других компаний и банков. Безусловно, если полученные доходы не смогут покрыть проценты и определенные доли основного долга, то не следует заниматься вышеуказанным. Чтобы предотвратить это, полученные кредиты необходимо вкладывать в сферу с большой окупаемостью. Для чего в республике существует целые министерства и ведомства с большим штатом работников, которые получают большие зарплаты и постоянные премии?! А политика главы республики ориентирована против привлечения кредитных средств. Рустэм Хамитов усиленно ищет инвесторов на стороне, как будто они валяются на дороге. А брать государственные кредиты он всегда отказывается с оговоркой: «Брать кредиты легко, а отдавать свое трудно».

Сегодня в России субъектам разрешается брать кредиты в размере 50% от годового бюджета. Башкортостану доступен кредит в размере 80 млрд рублей. Но почему-то Правительство РБ довольствуется лишь 22,1 млрд рублей, когда остальные регионы РФ стараются брать максимальный кредит, чтобы вложить эти средства в развитие социально-экономических процессов. 

Минфин опубликовал информацию об объеме государственного долга субъектов Российской Федерации по состоянию на 1 октября 2017 года. Общий объем – более 2,3 трлн рублей.

Самый высокий государственный долг по состоянию на 26 ноября остается у Краснодарского края (142,2 млрд рублей), но за девять месяцев текущего года его объем снизился на 5,2%. В следующей за ним тройке регионов с объемом госдолга, превышающим 90 млрд рублей, также без изменений. В эту группу входит Московская область (90,4 млрд рублей), Красноярский край (92,8 млрд рублей) и Республика Татарстан (93,4 млрд рублей). Стоит отметить, что в первых двух регионах за текущий год объем госдолга немного снизился, а в Татарстане остался без изменений.

Для чего регионы залезают в долги? Это может быть связано с проведением крупных культурных и спортивных мероприятий, с желанием заложить масштабный фундамент для промышленного или сельскохозяйственного производства. Например, высокую долговую нагрузку Белгородской области связывают с амбициями в области животноводства - сегодня регион производит больше мяса, чем все остальные соседи по ЦФО.

Агентство РИА «Новости» пятый год подряд публикует рейтинг лучших регионов России с точки зрения качества жизни. В нем учитывается совокупность показателей, демонстрирующих, как легко в том или ином регионе найти работу, заработать денег, получить образование и медицинское обслуживание, купить нормальное жилье, сходить в кино и театры, а также экологическое состояние региона. Всего таких критериев было выбрано 72. Позиция региона определялась исходя из совокупности набранных показателей: чем выше число, тем место благоприятнее для проживания. Республика Башкортостан заняла в этом рейтинге лишь 25-е месте.

В благополучии населения немалую роль играет зарплата.

Первое место среди регионов по величине зарплаты в 2017 году занял Чукотский автономный округ с показателем в 92 452 рубля. На втором месте – Ямало-Ненецкий АО (80 876 рублей), на третьем - Москва, где средняя зарплата равна 73 846 рублей. Башкирия же находится на 44 месте - здесь средняя зарплата составляет всего 26 998 рублей.

Я уверен в том, что и эта цифра сформирована с припиской и с огромными сокращениями штатов со слезами на глазах под культурным названием «оптимизация».

По данным Минфина РБ, по состоянию на 1 июля 2017 года исполнение консолидированного бюджета РБ по доходам составило 91 747 млн рублей, или 101 % к аналогичному периоду 2016 года, из них налоговые и неналоговые доходы составили 74 770,9 млн рублей, или 51% к годовому плану.

Основными источниками доходов являются: налог на прибыль организаций – 23 070,5 млн рублей, налог на доходы физических лиц – 22 446,8 млн рублей, акцизы – 9 481,7 млн рублей, налоги на имущество – 8 020,2 млн рублей, налоги на совокупный доход – 3 735,2 млн рублей.

По сравнению с аналогичным периодом 2016 года увеличились поступления: налога на прибыль организаций – на 2 342,8 млн рублей, налога на доходы физических лиц – на 1 130,0 млн рублей, налогов на имущество – на 489,7 млн рублей, акцизов – на 288,2 млн рублей, налогов на совокупный доход – на 194,9 млн рублей.

Обратите внимание на снижение расходов бюджета республика на 1,5% по сравнению с 2016 годом. Из-за таких уменьшений расходов закрывают школы, больницы, происходит сокращение уроков, штатов учителей, врачей и другого персонала.

Скажите вы мне, где здесь логика?

Хотелось бы остановиться еще на одной причине бедности нашей республики. Это формирование ежегодного консолидированного бюджета. Народная мудрость гласит: «Все познается в сравнении». Сравним нашу республику с Татарстаном, где население составляет 3,8 млн человек, территория в два раза меньше, чем у Башкортостана, а годовой бюджет при этом равен 260 млрд рублей. И Правительство Татарстана считает, что именно такая сумма сможет удовлетворить потребности республики. Наше же правительство думает, что для Республики Башкортостан с населением 4,1 млн человек достаточно бюджета в объеме 160 млрд рублей. Есть разница?

За первое полугодие 2017 года в консолидированный бюджет Республики Татарстан, включая налоговые и неналоговые доходы, поступило 119 млрд рублей. С учетом федеральных средств доходная часть консолидированного бюджета Татарстана составила 130,5 млрд рублей, сообщил Рустам Минниханов. По его словам, основные макроэкономические показатели республики демонстрируют неплохую динамику, и за пять месяцев текущего года рост валового регионального продукта (ВРП) составил 4%, индекс промышленного производства – 3,4%, объем строительных работ примерно соответствует уровню прошлого года. Оборот розничной торговли вырос за этот период на 2,3%.

«Основная задача сейчас – сохранить достигнутую положительную динамику, реализовать все резервы для дальнейшего роста экономики, обеспечить поступление в бюджет, а также эффективную деятельность предприятий», – уверен Рустам Минниханов.

Сегодня бюджет Татарстана по налоговым и неналоговым доходам исполнен на 98,6 млрд рублей. Собственные доходы местных бюджетов мобилизованы в сумме 20,4 млрд рублей. Налог на прибыль составил 44,9 млрд рублей, налог на доходы физических лиц – 31,8 млрд рублей. Из федерального бюджета за первое полугодие 2017 года поступило 11 млрд рублей, или 41%, при годовом плане 27 млрд рублей. Расходы консолидированного бюджета Республики Татарстан составили 128,8 млрд рублей.

Изучая практику соседних регионов, можно сделать выводы, что республиканский бюджет необходимо формировать объективно, исходя из потребности республики, при этом планируя ежегодный стабильный валовый рост продукции. Для чего нужно привлечь государственные кредиты, которые без лишних рисков можно вложить в сельское хозяйство. Ведь весной фермеры мучаются  из-за нехватки денежных средств, срываются сроки посева. А итоге – недобор урожая.

Кроме того, кредиты аграриям выдаются без отсрочки оплаты основных долгов, при этом забывается, что урожай получают один раз в год или что животноводство дает оборот средств только после трех лет. Отсюда вывод, что сельхозникам нужно выдавать кредиты с отсрочкой не менее двух лет, что помогло бы поднять сельское хозяйство в республике. Одновременно государственные кредиты можно вложить в дорожное строительство, газификацию сел, туризм или в промышленность, которая будет создавать конкурентоспособные товары.

А нашим чиновникам не нужны такие головоломки. Зачем им лишние заботы и тревоги, когда без лишних рисков можно спокойно получать те же зарплаты. Все вышеизложенное должно исходить от главы республики! Это только два аспекта экономики и нищеты населения, а их много.

Между прочим, Владимиру Путину тоже нужно изменить тактику подбора глав регионов. Руководителей областей и республик желательно назначать из местных кадров, чтобы они честно трудились, а после завершения назначенного срока оставались на местах, как наши уважаемые аксакалы М. Шаймиев, М. Рахимов. А ведь некоторые сразу же разбегаются по углам, подальше от глаз своего народа. Такой подход подбора кадров повысил бы ответственность этих руководителей.

Жду ваших комментариев.

Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER

Хочешь получать свежие новости от ProUfu.ru прямо в своем мобильном? Подпишись на нас в Telegram.

ПОДЕЛИТЬСЯ
Новости партнеров

Контент