18+
Свободная площадка

Культура оптимистического бездействия

10:13 14 Июля 2017
Автор: Рустем Шайахметов
Председатель Содружества многодетных семей РБ
Культура оптимистического бездействия

Выступая в Госсобрании глава республики Рустем Хамитов, заявил, что нам не хватает оптимизма.

«Нытье, постоянное огульное недовольство, нетерпимость, заданность на негатив не способствуют прогрессу. Мы видим, что средства массовой информации просто не умеют работать с позитивными событиями, потому что подходят к этому очень поверхностно. Не вникают в суть дела и поэтому довольствуются полужелтым фоном: что-то лопнуло, треснуло, убежало, упало, разбилось. Но на таком фоне мы не сможем с вами двигаться вперед».

Вследствие этого он предложил формировать культуру оптимизма.

Говоря о демографии, глава республики сообщил, что предстоит достаточно большой и сложный анализ. Но возникает вопрос: в Башкирии рождаемость падает уже третий год, а мы только начинаем анализировать происходящие процессы. А планируемые меры, заявляемые правительством, направлены в большей мере на поддержку малоимущих граждан, а не на стимулирование рождаемости. Зато культуры оптимизма у правительства и депутатов хоть отбавляй, они верят в наше светлое демографическое будущее, поэтому ничего не предпринимают для изменения ситуации.

Глава республики, проводя 10 февраля этого года совещание по демографии, отметил неприемлемый уровень падения рождаемости, дал указание правительству до апреля этого года разработать меры по улучшению демографической ситуации, поручил муниципалитетам сформировать рабочие группы, даже пальчиком погрозил, что будут отставки, если положение не улучшится. Сейчас уже середина июля, проблема рождаемости ухудшилась, и правительство бездействует. В пору вспомнить знаменитую фразу Путина: «А где же посадки?». Действительно, можно говорить, что надо сопротивляться и находить новые варианты решения, чтобы добиться хотя бы стабилизации рождаемости на достаточном уровне для того, чтобы в будущее смотреть с определенным оптимизмом. А где же реальные действия. Я думаю, давно пришло время реальных дел, а нам опять заявляют очередные лозунги и продолжают бездействовать.

Депутат Бигнов в целях повышения рождаемости предложил два законопроекта: первый – о выплате ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от 1,5 до 3 лет, когда женщина особо уязвима, так как она в течение трех лет после рождения малыша не работает, вследствие чего резко снижаются доходы семьи. Таким образом, предоставление мер господдержки семье в первые годы жизни ребенка является важнейшим фактором влияния на принятие решения о его рождении.

Второй улучшал положение многодетных семей, в частности, предлагалась выплата пособия при рождении третьего ребенка, как это делается в других регионах России. Законопроект вводил льготное посещение детьми спортивных секций, более справедливый порядок выплаты пособий многодетным семьям. Ряд изменений не требовал бюджетного финансирования. Однако большинство депутатов это не интересовало – для них было важно, что правительство против. Представитель правительства на заседании комитета Госсобрания заявил о необходимости отклонить законопроекты, так как скоро по демографии будет заседание федерального правительства и надо очередной раз подождать решения руководства.

На пленарном заседании стало небольшой сенсацией то, что за отклонение законопроекта проголосовало всего 57 депутатов. Особенно, если учесть, что для принятия решения нужно было набрать 54 голоса. Для нашего республиканского парламента это нетипично. Как правило, наши депутаты ходят строем и голосуют в соответствии с указаниями правительства, поэтому некоторых товарищей это сильно огорчило.

А правительство продолжает заниматься маниловскими планами, игнорируя реальность. В плане дополнительных мероприятий по повышению рождаемости в Республике Башкортостан, который был утвержден в мае этого года, установлено, что плановая рождаемость в 2017 году составит 58 тыс. человек, что на 5 % выше, чем в прошлом году. Но за пять месяцев этого года родилось всего 20 100 детей, реальное падение рождаемости за пять месяцев составило 11 %. Это свидетельствует о том, что реально родится около 50 тыс. Но наши чиновники не хотят жить в реальном мире, они, руководствуясь особой культурой оптимизма, рисуют картинки виртуальной реальности.

Или детская смертность. Показатель младенческой смертности в 2017 году по плану – 6 промилле, а за пять месяцев данный показатель превысил 7,6 (171 умерший ребенок), что на 28 % выше установленного, а по сравнению с прошлым годом младенческая смертность повысилась где-то на 30 %. Кстати, выше, чем ПФО в 1,5 раза. По моему мнению, резкий скачок младенческой смертности произошел из-за бездействия медицинских работников и их безнаказанности, а правительству это, видимо, безразлично, – оно наверно живет в другом мире.

Также возникает резонный вопрос: указанные цифры в плане дополнительных мероприятий по повышению рождаемости в Республике Башкортостан – это сознательный обман или некомпетентность. Кто понесет ответственность за представление недостоверной информации в нормативных документах правительства. Или оптимистов наше руководство не наказывает.

Я совершенно согласен, что оптимизм крайне важен, но он не должен заменять компетентность и ответственность. Нам не нужны очередные «Нью-Васюки», мы нуждаемся в постановке реалистичных достижимых целей и эффективной реализации задач демографического развития нашего региона. Только реальные дела могут стать основой оптимизма, веры в то, что наши дети нужны республике, что республиканская власть окажет посильную помощь в их становлении.

При принятии мер, стимулирующих рождаемость, необходимо исходить из того, что в настоящее время ценность родительства конкурирует с ценностью профессиональной успешности. Повышается роль осознанного решения о рождении ребенка. Общественное мнение предполагает, что родители обязаны создать все условия для развития ребенка, что значительно повышает расходы на них. И если у будущих родителей нет уверенности в возможности дать своему ребенку достойное образование, физическое и духовное развитие, то они, как правило, отказываются от деторождения, так как в противном случае в общественном мнении они будут плохими родителями. Поэтому они исходят из того, что у них будет столько детей, сколько они смогут достойно вырастить.

Поэтому возрастает роль государственной поддержки. В зависимости от ее эффективности будет увеличение или снижение рождаемости, так как наличие в семье даже одного, двух детей очень серьезно отражается на материальном положении семьи. А устойчивое демографическое развитие возможно, только если будут реализованы меры для рождения третьего ребенка.

Ухудшение экономической ситуации и отказ государства от мер, стимулирующих рождаемость, невыполнение республикой социальных обязательств, введение ограничений в получении социальной помощи привели к значительному снижению рождаемости. В Башкирии в 2016 году рождаемость снизилась на 5,6 %, а в 1-м квартале этого года падение рождаемости составила около 11 %. За прошлый год население республики уменьшилось на 4 тыс. человек. В Уфе рождаемость в 1-м квартале этого года снизилась на 14 %, темпы падения рождаемости в 1,3 больше, чем в целом по республике.

Основной проблемой демографии является низкая интенсивность рождения в Башкортостане – 1,8-1,9 ребенка на женщину. При таких показателях каждые 25 лет количество женщин детородного возраста будет сокращаться на 15-20 %, что формирует устойчивую тенденцию сокращения населения. Поэтому главной задачей для Башкортостана является введение в первоочередном порядке средств, стимулирующих рождение третьего ребенка.

Целесообразно принятие мер, повышающих престиж многодетных семей, облегчающих их жизнь и не требующих каких-либо значительных затрат:

– выдача удостоверений для многодетных семей. В большинстве регионов они существуют и позволяют пользоваться ими при посещении музеев, кино и т. д.;

– внесение в законодательство изменений, обеспечивающих внеочередной прием детей многодетных семей в школы. Это не требует дополнительного бюджетного финансирования, но позволяет существенно повысить доступность обучения детей в школах, находящихся рядом с фактическим местом проживания многодетных семей. Так как многие проживают не по месту регистрации.

В целях повышения адресности выплат многодетным семьям необходимо изменение порядка ежемесячных выплат семьям, имеющим четырех и более детей. В настоящее время выплата для семей с пятью и более детьми составляет 2 000 рублей на семью. Из-за этого семьи с шестью и более детьми оказываются в худшем положении, чем семьи с четырьмя-пятью. Поэтому необходимо производить выплаты в размере 500-600 рублей на каждого ребенка. Изменение устранит социальное неравенство существующего порядка выплаты пособий. Дополнительные затраты республиканского бюджета составят не более 50 млн рублей.

Выплата ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от полутора до трех лет в Республике Башкортостан особенно повлияет на рождаемость населения. Затраты бюджета составят 3,5 млрд рублей.

Но с учетом важности стимулирования рождения третьего ребенка целесообразно при его рождении и каждого последующего малыша предоставление единовременной выплаты в размере 50 тыс. рублей. Ежегодные затраты бюджета на указанные цели составят около 500 млн рублей.

И очень важный аспект для повышения рождаемости, решения жилищных проблем многодетных семей – это строительство объектов инфраструктуры, подразумевающее выдачу земельных участков льготным категориям граждан. Для этого необходимо не менее 500 млн рублей ежегодно. А с целью повышения эффективности контроля и прозрачности целесообразно формирование раздела в республиканской адресной инвестиционной программе «Строительство инженерно-коммунальной инфраструктуры для выделенных земельных участков льготным категориям граждан».

Одной из причин отказа от рождения очередного ребенка является страх будущих родителей, что у их детей будет обделенное детство.

Из-за финансовых проблем 48 % детей не имеют возможности участвовать в платных школьных поездках или мероприятиях. У 31 % нет снаряжения для активного отдыха (велосипеда, роликов и так далее). Согласно исследований ОНФ в 68 % многодетных семей дети не посещают кружки и секции. В то же время загруженность спортивных объектов Башкортостана – около 40 %, в сельских районах – 20 %. Оказание финансовой помощи семьям в оплате занятий в различных секциях позволит повысить эффективность деятельности спортивных объектов в республике. С учетом существующего бюджетного финансирования физкультурно-оздоровительных комплексов, спортивных сооружений это возможно осуществить за счет изменения порядка и условий финансирования данных объектов, что обеспечит значительную часть финансирования оказания физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг детям. Аналогично можно решить по финансовой помощи оплаты родителям занятий детей в кружках.

Указанные меры потребуют дополнительного бюджетного финансирования, но зато станут основой успешного демографического развития нашей республики. Профицит республиканского бюджета в прошлом году составил 12 млрд рублей, а в первом квартале этого года – 10 млрд рублей. Это свидетельствует о финансовых возможностях реализации программ демографического развития. Да, Башкортостан – мощная, сильная республика, и запас прочности в демографии у нас еще есть, но эти возможности небезграничны.

Вызывает сожаление, что у нашего правительства есть силы и деньги для Крыма, на предоставление налоговых льгот «Башнефти», на финансовую поддержку пивных компаний в спаивании населения республики, только нет денег и сил на демографическое развитие Башкортостана, на наше успешное будущее.

Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER

Хочешь получать свежие новости от ProUfu.ru прямо в своем мобильном? Подпишись на нас в Telegram.

Другие материалы по теме
ПОДЕЛИТЬСЯ
Новости партнеров
Комментарии

Контент