ЛЕНТА НОВОСТЕЙ



Свободная площадка



Кто считает голоса избирателей, или почему в основном законе нет места ЦИКу

10:39 13 Марта 2018 | 4890
Автор: Алим Ахмадеев

профессор, доктор философских наук


Нынешний год – год выборов: президента России и депутатов Госсобрания Башкирии. И естественно желание заглянуть за кулисы этого политического процесса, посмотреть на его акторов, попытаться разобраться в их действиях.  

Кто считает голоса избирателей, или почему в основном законе нет места ЦИКу

Я решил обратиться прежде всего к главному закону страны – Конституции, в которой, как полагал, прописаны все участники выборных баталий. Но, просмотрев внимательно весь текст, нигде не обнаружил ни единого слова о Центральной избирательной комиссии. То же самое касается Конституции Республики Башкортостан, в которой так же нет упоминания о региональном избиркоме.

Что за казус? Речь ведь идет о важнейшем государственном институте, проводящем президентские выборы и формирующем органы законодательной власти снизу доверху. И ведь никто не говорит об этой явной несуразице. Для огромного же большинства избирателей вопрос конституционного оформления Центризбиркома – явный шок и недоумение!

Правда, еще в 2011 году депутат Госдумы от КПРФ Нина Останина поднимала в СМИ вопрос неконституционности самого Центризбиркома. Но никто толком не ответил на депутатский запрос, и он был потихоньку замят. Впрочем, это была буря в стакане воды. Ведь победитель президентских выборов у нас всегда известен наперед – кандидат Кремля. А в Думе и заксобраниях на местах – правящая партия «Единая Россия». А вождям извечных якобы оппозиционных парламентских партий сколько дадут мест, за столько они премного благодарны. А будут излишне выступать, и этого не получат. Вообще окажутся за дверями Думы и региональных парламентов. Ну а теперь немного истории по вопросу создания ЦИК. «Большой» Центризбирком России был рожден указом Б. Ельцина в сентябре 1993 года.

С самого первого дня главной задачей «конторы по правильному голосованию» стала легитимация тогдашней власти. И сегодня его цель – воспроизводство самой власти. Об этом и печется Центризбирком и «младшие» избиркомы на местах.

И все же: как и почему ЦИК даже не упомянут в тексте Конституции и что делать в этой ситуации? Ведь Конституция есть главный закон страны, и подчиненность всех законов ему прописана в его 15-й статье. Цитирую: «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и ее законы». Конец цитаты.

Образно говоря, как генералы главнее капитанов, майоров, полковников, так и Конституция РФ главнее любых законов, принимаемых в нашем государстве. Сначала Конституция РФ, а потом законы, постановления, распоряжения и другие правовые акты, которые не противоречат Конституции!

А теперь попробуем разобраться в этом контексте, законна ли сама структура под названием ЦИК РФ. Во всех словарях отмечается, что это федеральный государственный орган, формируемый в соответствии с избирательным законодательством, организующий проведение выборов и референдумов в Российской Федерации, не относится ни к одной из трех основных ветвей власти и в пределах своей компетенции независим от них, является юридическим лицом и действует на постоянной основе. Аналогичное определение относится и к избиркому РБ.

Как видим, «большой» Центризбирком и «малый» избирком республики – это государственные органы. И значит, подчиняться должны конституциям. Члены ЦИК – граждане РФ, должностные лица. И значит, они тоже должны подчиняться Конституции, обязаны ее исполнять и соблюдать.

Впрочем, кто сегодня в России обращает особо внимание на этот главный государственный документ! Так что правовой нигилизм, можно сказать, одно из свойств российского менталитета, а соблюдение норм и установок правового государства явно не относится к числу добродетелей граждан и организаций.

И еще один щепетильный вопрос. По своему нынешнему статусу Центризбирком является фактически структурным подразделением Администрации президента. Чиновники ЦИКа получают от нее зарплату, премии, квартиры, медицинское обслуживание в «Кремлевке», путевки, прочие льготы и привилегии. То же самое положение занимают и статусные преференции получают избиркомовцы Башкирии. И как после этого «не порадеть родному человечку», то бишь «родному отцу» в лице Администрации Главы? Кто ж из них пойдет «поперек батьки»?

Вот такие «неудобные» вопросы возникают при анализе истории появления Центризбиркома РФ и его подразделений в регионах, их места в политической системе, роли в парламентских и президентских выборах. И как же тогда быть с коллизией неконституционности де-факто этого органа в центре и на местах? А почему, например, нельзя внести небольшую поправочку в Конституцию Башкирии и добавить буквально одно предложение об избиркоме?

Я помню, как в 90-х годах в Основной закон республики вносили неоднократно изменения и дополнения: из президентской республики ее пожелали видеть парламентской, а потом передумали и переиграли. Неужели это так непосильно внести одну статью? Вот такие сомнения обуревают меня и как ученого-политолога, и как депутата Госсобрания – Курултая первых двух созывов, и просто как избирателя.

ПОДЕЛИТЬСЯ

Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER

Читайте нас в





НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ


Загрузка...

СПЕЦПРОЕКТЫ


ТЕСТЫ




ГАЗЕТА BONUS



КАРТОЧКИ




АФИША





ГАЗЕТА BONUS


ОПРОС



ПРОИСШЕСТВИЯ




Загрузка...

СЕКСУАЛЬНАЯ ПЯТНИЦА