• Свободная площадка
  • Конкурсы
  • Стартапы
  • Дом на Руставели
  • Свободная площадка

    И снова о “моң”…

    12:21 09 Января 2017
    Автор: Зухра Буракаева
    Сценарист, писатель
    И снова о “моң”…
    певица Гульназ Асаева на первом сольном концерте.

    ...Давно не писала сценарии к так называемым “солянкам” – совместным концертам татарских и башкирских эстрадных певцов. И вот 6 января, стоя за кулисами Конгресс-холла на концерте “Яңы йыл бәлеше”, объясняя певцам, что и как отвечать ведущим на их вопросы, вдруг поймала себя на мысли, что очень соскучилась по этой почти домашней атмосфере, где у каждого певца – свое особое место в культурном пространстве нашей и соседней республики.

    Я практически не слежу за развитием нашей национальной эстрады, сама предпочитаю на досуге слушать этно и рок-музыку, классику, но все же с удовольствием слушаю эстрадные песни по радио, телевидению, на концертах. Работала с начинающими исполнителями – а теперь они собирают залы. Работала с такими мэтрами, как Фидан Гафаров, Нурия Ирсаева, группа “Далан”, Сагидулла Байегет. Плотно сотрудничаю с коллективами Башгосфилармонии. С казанцами, правда, практически не работала. Но в целом могу судить, что же это такое – татарская и башкирская эстрада. Кто эта целевая аудитория, которая будет из года в год слушать только их, следить за их творческой и личной судьбой?

    Первое, что определяет нашу эстраду – это мелодичность всех песен, душевность. У тюрков это называется “моң”. Старшее поколение не обманешь – они послушают и тут же вынесут вердикт любому певцу, какие бы ни были у него хорошие аранжировки, шикарные костюмы и всякие прибамбасы: либо это “моңло бала”, либо “моңһоҙ бала” (бала с тюркского – дите). Все. На первого будут ходить. И нужно всего лишь пару баянистов или музыкантов на сцене, юморной ведущий и все, залы будут полны. Всякие понты, как бэк-вокал, подтанцовки, переодевания, световое шоу, дымы, видеоинсталляции – это на усмотрение исполнителя. И это второе отличие от российского шоу-бизнеса – национальная аудитория, как в лучшие советские времена Эдиты Пьехи и Вахтанга Кикабидзе, идет не шоу-программы смотреть, а слушать песни.

    И какие же это песни? Да, трудно представить российских звезд, репертуар которых составляли бы песни о родном крае, районе, деревне, отчем доме, матери, бабушке, дедушке, брате, сестре, тропках детства, любви к мужу/жене, о детях, школьных годах, и, конечно же, о молодости, которой не вернуть. О народе, о том, что надо быть достойными истории своих предков. Да, трудно представить – но практически все, что я перечислила, есть в репертуаре каждого певца башкирской и татарской эстрады. И эти лиричные песни о вечных и неизменных ценностях, вызывающие светлую грусть, ностальгию, гордость и благодарность – зрители слушают часами. Слушают и несут цветы, подарки, приходят вновь. Платят, между прочим, приличную сумму. Приглашают на свои свадьбы и юбилеи.

    Я бы всем, кто хочет понять своих родителей, старшее поколение, посоветовала бы хоть раз сходить на концерт нашей эстрады, именно вот такой “солянки”. Без ворчания на “фанеру” (грешны, о да! - но теперь этого все меньше). Просто попробуйте понять, что же так завораживает вас в этих мелодиях, которые являются не калькой с западных, а также турецких и прочих инородных песен (такие бывают, даже становятся хитами, но ненадолго), а именно являются правопреемницами родного фольклора (как, скажем, “Течет река Волга” Людмилы Зыкиной в советской эстраде).

    И поэтому, несмотря на всю желчь в социальных сетях, Элвин Грей, он же Радик Юлъякшин будет собирать огромные залы, потому что он – не временщик, работает не только на молодежную аудиторию, а имеет ту самую душевную “золотую” коллекцию песен для зрителей от сорока и выше. И потому что он – “моңло бала”. И его не так просто будет спихнуть эффектными костюмами, зажигательными танцами и дорогостоящей “раскруткой” других молодых артистов. И все многомиллионные просмотры клипа “Мин алтын” – это из области “прикольно”, даже если о нем положительно высказался сам Троицкий. Это не тенденция. А вот почти ее ровесница, молодая певица с интересным тембром, завораживающей лиричностью Гульназ Асаева уже скоро займет трон принцессы татарской эстрады и будет восседать там десятилетиями. Потому что вечные ценности и любовь народа – это не шоу-бизнес. И национальную аудиторию с ее любовью к родной земле, к родным мотивам не купишь сенсациями и всякими трендами. И вот это главное отличие башкирской и татарской эстрады от российской.

    Нашли ошибку в тексте?
    Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER

    Хочешь получать свежие новости от ProUfu.ru прямо в своем мобильном? Подпишись на нас в Telegram.

    Другие материалы по теме
    ПОДЕЛИТЬСЯ
    Новости партнеров
    Комментарии


    Контент