18+
Свободная площадка

Еще раз о федерализме в России

Один известный политический лидер Средней Азии любил повторять: «Нельзя быть немножко беременной», имея в виду однозначность принятия политических решений. И действительно, как Российская Федерация может быть одновременно «немножко унитарным» государством?
Еще раз о федерализме в России
Митинг в защиту башкирского языка в Уфе

При таком положении дел возникает неизбежный разрыв политической теории и практики, обостряются противоречия, которые в федеративном государстве в принципе не могут существовать. Примеров, когда в силу вступает вариант «Двуликий Янус», в сегодняшней России можно привести немало. Остановимся на самом свежем примере – недавнем митинге в Уфе, который проходил под лозунгами «Обязательное изучение государственных языков республик не противоречит Конституции РФ», «Не дадим нарушать закон РБ об обязательном изучении башкирского языка», «Хамитов – убийца башкирского языка».

Скажу сразу, что тот, кто хочет найти в этой статье поддержку какой-то одной точки зрения, будет разочарован. Нельзя говорить о сложившейся ситуации как в старых советских фильмах, проводя четкую грань: вот здесь у нас положительные герои, а здесь отрицательные, достойные презрения и выкриков вроде: «Ой, ой, ой, Хамитова долой».

Митинг в защиту башкирского языка – проявление гражданской воли

Начнем с митинга в Уфе – столице Республики Башкортостан, представляя его маленькой, «верхней частью айсберга», с целью понять, а что там за подводная часть этого айсберга, каковы ее масштабы.

Декарт сказал: «Я мыслю, значит, существую». Примерно то же хотели сказать вышедшие на митинг в поддержку башкирского языка в Уфе: «Мы говорим на родном языке, значит, мы существуем». Выступающие на митинге обращались к публике на башкирском языке, многие, к всеобщей радости, читали стихи башкирских поэтов. Главный смысл протеста – «критика политики региональных властей в области преподавания башкирского языка в школах и прокурорские проверки, которые с весны проводятся с целью обеспечить право учащихся на добровольное изучение башкирского языка».

Хочу особо подчеркнуть: ни больше ни меньше – прокурорские проверки, а отнюдь не плановая работа органов государственного контроля в сфере образования. Трудно себе даже представить, что в сферу образования, в данном случае еще и связанную с проблемой межнациональных отношений, запускают бравых прокурорских работников, которые, как правило, работают по старой тюркской поговорке: «Попроси его принести тюбетейку, он принесет ее вместе с головой».

Достаточно сказать, что еще Ленин писал о том, что стратегия «так называемой великой нации» должна «состоять не только в соблюдении формального равенства наций», но и возмещать «то неравенство, которое складывается в жизни фактически». Возмещать чем? В рассматриваемом нами случае только разумным сбалансированным подходом. Гегель много раз подчеркивал, что люди все время используют союз «или», когда более продуктивен союз «и». Мы все время пытаемся противопоставлять, выбирать, в то время как союз «и» позволяет учесть и плюс, и минус, «найти золотую середину» решения той же языковой проблемы.

Надо прямо сказать, что митинг в Уфе – это еще одна попытка говорить с позиций союза «или» –  «мы или они». Но этот же митинг также проявление гражданской воли, стремящейся противостоять давлению, которое приняло недопустимые формы и методы в виде прокурорских проверок.

Сбой в строительстве федеративного государства

Владимир Путин в своей статье «Россия: национальный вопрос» (2012) писал: «Люди шокированы агрессивным давлением на свои традиции, привычный жизненный уклад и всерьез опасаются угрозы утратить национально-государственную идентичность». Вне всякого сомнения, у федерального центра есть полное понимание того, как надо строить федеральную Россию – «Историческую Россию», которая по сути своей «не американский "плавильный котел", где, в общем-то, все так или иначе мигранты», а страна, которая «возникла и веками развивалась как многонациональное государство».

Правда, тут сразу же возникает законный вопрос: почему не продлен «Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан», с чем связано недавно прозвучавшее заявление Владимира Путина о недопустимости принудительного изучения неродных языков в школе, сделанное на заседании совета по межнациональным отношениям в Йошкар-Оле.

Однозначно здесь сказать нельзя, так как речь идет не о какой-то одной причине. Здесь мы имеем дело с системным сбоем в деле строительства федеративного государства, который связан с особенностями текущего момента, когда федеральный центр, декларируя федерализм, в своих решениях проводит политику унитаризма. В этой связи уместно привести мнение главы Дагестана Рамазана Абдулатипова о том, что в Москве есть люди, которые «на ходу бреют зайцев», и при этом «они навязывают президенту не очень популярные решения». Можно по-разному относиться к словам Абдулатипова, но отрицать влияние ближайшего окружения на принятие решений в федеральном центре было бы по меньшей мере наивно.

При подобных обстоятельствах так называемые субъекты федерации либо проявляют полную социальную апатию, либо впадают в состояние тлеющего национал-патриотического противостояния (не столько федеральному центру, сколько собственным политическим элитам).

Поиск путей реального диалога в стране

Однако вернемся непосредственно к проблеме с башкирским языком, который стал как предметом столь пристального внимания со стороны федерального центра и лично Владимира Путина, так и проблемой для правящих политических элит Республики Башкортостан, а также разделил население этого благодатного края «на наших и не наших».

Можно не соглашаться с теми, кто сегодня утверждает, что «в Башкирии практически нет адекватных учебников по башкирскому языку и культуре башкир, нет внятных методик, эффективных программ», но нельзя не признать, что в данном случае озабоченность Путина – это не просто очередной каприз центра. Проблемы есть, и их надо решать, используя в том числе методики великого татарского просветителя Каюма Насыри (1825–1902), который указывал, что в преодолении национального непонимания, предвзятости между русскими и татарами огромное значение имеет ознакомление русского народа с историей и культурой татар. Пытаясь воплотить свои идеи в жизнь, он пишет об истории татарского народа, его традициях, обрядах, быте. Для русских школьников он составляет учебники и словари по татарскому языку, что сразу же вызвало глубокое уважение у русской интеллигенции, отнесшейся с большим интересом к трудам, в которых раскрывался целый мир татарской культуры – с ее историей, но главное, самобытным литературным языком.

Вот о чем, как мне кажется, надо было прежде всего говорить на митинге – о важности строительства мостов взаимопонимания, поиска путей реального диалога в стране, где люди говорят на 150 языках. Примечательно, что на митинге в Уфе на фоне бурного всплеска национальных чувств кто-то развернул плакат с портретом Мустая Карима и его высказыванием «Не русский я, но россиянин». Собственно, вот он – мостик, посыл федеральному центру, в котором проявился подлинно башкирский дух, который утверждает себя в многонациональной стране на правах равного.

Язык каждой нации есть общая ценность

«Гражданский мир и межнациональное согласие – писал Путин, – это не один раз созданная и на века застывшая картина. Напротив, это постоянная динамика, диалог. Это – кропотливая работа государства и общества, требующая очень тонких решений, взвешенной и мудрой политики, способной обеспечить "единство в многообразии". Необходимо не только соблюдение взаимных обязательств, но и нахождение общих для всех ценностей».

Вот как раз язык каждой нации и есть такая общая ценность. Важно, чтобы сегодня это понимали в федеральном центре, учитывая, что каждая отдельная нация существует, пока существует ее язык. И пусть это будет добровольно, но человек должен осознавать, а государство и общество должны на это постоянно указывать, что, живя, например, в Уфе, он должен стремиться наряду с русским изучать и тот язык, который корнями уходит в землю, в плоть и кровь всего, что его окружает. Так происходит во многих странах мира, так должно происходить в регионах России, если руководство страны до конца осмыслит ее историческую роль как величайшего евразийского государства.

Башкирской интеллигенции предстоит большая кропотливая работа в духе Каюма Насыри, работа, которую надо начинать сегодня не мешкая, пока не потеряны кадры – учителя башкирского языка. Начинать эту работу необходимо не под флагом национального противостояния, а с положительным настроем, создавая отдельные программы формирования билингвистической языковой культуры для детей башкирской национальности и представителей других национальностей, нашедших свой дом на благодатной земле Башкортостана. Один из самых ярких мусульманских просветителей современности Мохаммед ибн Рашид Аль Мактум писал: «Разве поток воды останавливается, столкнувшись с камнем? Разумеется, нет. Он поворачивает вправо или влево и продолжает свой путь. Подобным образом положительно настроенный человек уверен в том, что нет таких трудностей, которые помешают ему достичь цели».

Цель в данном случае – создание и внедрение программ билингвистической языковой культуры, построенной на близости русского и башкирского (в своей основе тюркского) языков, единстве «общеазийского сознания», идеях единого евразийского будущего.



Хочешь получать свежие новости от ProUfu.ru прямо в своем мобильном? Подпишись на нас в Telegram.

ПОДЕЛИТЬСЯ
Комментарии

Контент