18+
Свободная площадка

Антигонный «Туганлык»: родство или кумовство?

Загрузка
Антигонный «Туганлык»: родство или кумовство?
Фото: kulturarb.ru

Вчера прошла церемония награждения победителей VI Международного фестиваля тюркоязычных театров «Туганлык». Наверное, во время фестиваля было много хорошего: организация, питание, первый театральный сабантуй. Судить не мне, а участникам. Я же зритель. Зритель, конечно, не простой, а неравнодушный к развитию национального театра у нас в республике и искусству в целом.

В гостях у Ханова

Если провести небольшой экскурс в историю «Туганлыка», то в девяностые он, безусловно, произвел фурор на постсоветском пространстве и создал прекрасную театральную площадку для тюркоязычных театров прежде всего России, а также стран СНГ: Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана. И, конечно, Турции. Инициатором, идейным вдохновителем фестиваля был крупнейший театральный деятель, режиссер Рифкат Исрафилов.

Теперь поезд ушел – инициативу проведения фестиваля тюркоязычных театров перехватил фестиваль «Навруз» в Казани. По словам башкирских участников, проходил он с казанским размахом и на хорошем театральном уровне. Благо у соседней республики есть Нияз Игламов – один из наиболее влиятельных российских критиков, который прекрасно ориентируется в фестивальном движении в России и Европе, запросто общается с экспертами во всех областях театрального искусства. И, само собой, является программным директором крупнейшего в стране фестиваля.

Признаемся, у нас такого критика и программного директора нет. О чем и говорили на круглом столе – непонятно, с кого спрашивать.

Впрочем, судя по вчерашнему награждению, четкой программы и высокого фестивального уровня и не требовалось.

У определенной группы лиц изначально были иные цели и задачи. О чем мы и писали в начале июня, когда была объявлена программа фестиваля. И без особого труда предрекли две награды: «За лучшую мужскую роль» – художественному руководителю главного башкирского театра – БГАДТ им. М. Гафури (а также директору фестиваля) Олегу Ханову за роль диктатора Креона; «За лучший спектакль» – трагедии «Антигона» в постановке казанского режиссера, художественного руководителя главного татарского театра – ТГАТ им. Г. Камала Фарида Бикчентаева.

Так оно и получилось.

Напомним, что председателем жюри являлся также Рифкат Исрафилов, с которым Олега Закировича связывает большая творческая дружба. Олег Закирович долгие годы был актером Оренбургского государственного областного драматического театра им. М. Горького, возглавляемого сейчас Рифкатом Вакиловичем.

Приятно ли было видеть Рифкату Вакиловичу, во что превратился фестиваль «Туганлык», который когда-то был ярким театральным событием международного масштаба, нам неведомо. Но сложилось ощущение, что этой группой лиц было решено так: «С худой овцы хоть шерсти клок».

Но «шерсти клок» не ограничился двумя главным наградами…

Не заметить очевидного

Приз «За лучшую мужскую роль второго плана» также «ушел» к спектаклю «Антигона». Его получил актер Ильдар Саетов.

Награду «За лучшую женскую роль» получила исполнительница роли Антигоны Лилия Галина.

Лилия – интересная, многоплановая актриса. С ней с удовольствием работает один из признанных в России и республике режиссеров Айрат Абушахманов. Радует, что дарование молодой актрисы оценил и видный режиссер Фарид Бикчентаев и доверил ей главную, сложную роль Антигоны. Но при всей симпатии к спектаклю, нельзя не признать, что лавры «Лучшей актрисы» на фестивале все же заслужила азербайджанская актриса Кямаля Гусейнова, которая отыграла психологический моноспектакль «Cəza» («Наказание») по произведению писателя-драматурга Тамары Велиевой.

Про это говорили все, кто видел данный спектакль.

Внеконкурсное торжество «Калигулы»

В нашей же статье мы надеялись на повторение прошлого сценария «Туганлыка». Пять лет назад спектакль «Москва-Васютки» по пьесе Флорида Булякова в постановке режиссера Азата Зиганшина был вне конкурса, как и его нынешний спектакль «Калигула». Но жюри так восхитилось этой внеконкурсной постановкой, что было единогласно решено внести ее в конкурс и наградить главным призом – «За лучший спектакль». А исполнитель главной роли Флорид Бакиров был назван победителем в номинации «Лучшая мужская роль».

Чехарда вокруг «Калигулы» началась намного раньше. Сначала (на правах хозяев фестиваля) было решено включить его в программу фестиваля. Затем, не предупреждая режиссера Азата Надировича (он же – директор Национального молодежного театра им. М. Карима), спектакль убрали из программы. И пока актеры и режиссер с радостью репетировали, организаторы фестиваля уже знали, что конкуренции между двумя башкирскими театрами не будет.

Конечно же, нам сложно представить, что чувствовала команда, когда оказалось, что спектакль покажут вне конкурса.

Но показали. И поразили всех критиков. Все были в восторге. Было много высказываний, обсуждений, и ни одного отрицательного. Критики сокрушались, что театр вовремя не подал спектакль на «Золотую маску». Хвалили игру Вадима Клысова в роли Калигулы, ансамбль всех актеров и режиссерскую работу.

Однако в этом году чудо не произошло. Спектакль не был включен в конкурс, как в прошлый раз. Но критики, которые в СМИ и на обсуждении говорили, что это одно из самых ярких впечатлений фестиваля, не выдержали – вручили приз критиков «Калигуле».

Наивный ход

Я сейчас не буду говорить о программе, спектаклях-участниках. Но то, что обделили наградами потрясающий спектакль «Плаха» по Ч. Айматову кыргызских участников и никак не отметили хакасский театр, вызвало возмущение зрителей.

И, конечно же, дали множество номинаций спектаклю «Ревизор». Но самые главные награды не выиграл, хотя после его просмотра все соцсети буквально взорвались восторженными откликами.

Во время церемонии награждения, после объявления «Лучшей женской роли» и «Лучшей мужской роли» (при всей очевидности того, кто получит приз «Лучший спектакль»), появилась робкая надежда, что, может, хотя бы «Лучшая режиссура» достанется не «антигоновской» команде. А казахскому режиссеру. Или кыргызскому.

Но появление в зале за три минуты до объявления номинации режиссера Бикчентаева разрушило все надежды. Неужели и этот приз достанется «Антигоне»?

Ан нет. В жюри сидят опытные и умные люди. Ведь камаловский театр привез «Дон Жуана» в постановке Фарида Бикчентаева! Ну и, само собой, приз за «Лучшую режиссуру» вручили ему.

туганн.JPG

Режиссер Фарид Бикчентаев получил приз за спектакль «Дон Жуан» Мольера

Все довольны. 4 приза «Антигоне» + удовлетворенный режиссер той же «Антигоны» = фестиваль удался.

Миллионные декорации

Напомним, что фестиваль проводился на грант главы региона (или уже целевое субсидирование) в рамках проекта «Уфа театральная», который поставил себе целью восстановить два фестиваля: «Театральная весна» и «Туганлык». Общая сумма – девять миллионов. В смету закладывался призовой фонд победителям, но суммы не были озвучены со сцены.

Призы раздали, бог с ними. Но вопросы остались.

Почему, несмотря на многократные просьбы режиссеров, в главный театральный фестиваль республики не включаются и другие работы режиссеров? На правах хозяев? Ведь это было возможно на предыдущем фестивале, почему сейчас стало прямо-таки нереальным? Разве успех других башкирских спектаклей не приумножает славу нашей культуры?

Ведь шило в мешке не утаишь. Это чувствовалось и по зрительской реакции в зале во время награждения. Почти в полной тишине получали «антигонисты» свои награды. Но, когда за своим призом вышел на сцену Азат Зиганшин, зал взорвался аплодисментами и криками: «Браво!».

И последний вопрос – финансовый. Для чего нужна была многомиллионная декорация, на фоне которой разыгрывается отдельный спектакль под условным названием «Кумовство»?Для чего отборочной комиссии звать театральные коллективы в основном молодежных театров? Чтобы заведомо устранить конкуренцию с «академиками»?

туганнн.JPG

Заместитель премьер-министра, куратор фестиваля Салават Сагитов вручает приз «За лучший спектакль» худруку БГАТД им. М. Гафури, директору фестиваля Олегу Ханову

Не проще и не дешевле ли было наградить от души всю творческую команду спектакля «Антигона» на правительственном уровне? Постановка прекрасная, но это не означает, что нужно вызывать все тюркоязычные театры из разных концов евразийского материка для условного разыгрывания главных призов. И участникам, возможно, было бы не так обидно. Да и нам – зрителям. 


Хочешь получать свежие новости от ProUfu.ru прямо в своем мобильном? Подпишись на нас в Telegram.

Другие материалы по теме
ПОДЕЛИТЬСЯ
Комментарии

Контент