-23°C
Курс ЦБ РФ

$1 = 73.55

€1 = 89.25

«Канатные игрушки за наш счет»: экономист о новом старом амбициозном проекте властей Башкирии

14:57, 19 декабря 2020

| c8279

На днях снова всплыла тема строительства в Уфе канатной дороги, которую обсуждают последние лет десять в разных вариациях. В региональном правительстве обещают, что к празднованию 450-летия города Уфы (в 2024 году) дорога по воздуху соединит центр с Демой. Наш эксперт, экономист Рустем Шайахметов детально разобрал проект и объяснил, почему он нецелесообразен.

«Канатные игрушки за наш счет»: экономист о новом старом амбициозном проекте властей Башкирии
Канатная дорога в Нижнем Новгороде/ Фото: andrey-eltsov.ru

Я был сильно удивлен, когда на правительственном портале появилось сообщение о том, что в Уфе построят три туристические и шесть транспортных канатных дорог. Такое ощущение, что чиновники утратили чувство реальности. Я понимаю, что председатель правительства не может знать все, но чиновники, готовившие эти решения, должны понимать о крайней неэффективности использования канатных дорог для решения транспортных проблем.

Для примера рассмотрим канатную дорогу, которую хотят построить, чтобы соединить центр (35 лицей около Телецентра) с кампусом научно-образовательного центра в Дёме (еще не построен). Общая длина составит около 4,5 км, перепад высот около 75 метров.

Канатная дорога с сопоставимыми показателями была построена в Нижнем Новгороде в 2012 году.

канат.png

Стоимость проекта

А теперь о дешевизне данного вида транспорта. Стоимость строительства, которое осуществлялось в Нижнем Новогороде в 2010-2012 гг., составила около 950 млн рублей. Постараемся прикинуть стоимость строительства канатной дороги, соединяющей центр с Дёмой, которая будет в 1,25 раза длиннее нижегородской. С учетом произошедшей инфляции за последние 10 лет, падения рубля, цены на строительство необходимо как минимум увеличить в два раза. Согласно заявлениям архитектуры города, в районе моста очень проблемные грунты, которые тоже повышают стоимость строительства дороги. По самым скромным оценкам стоимость может составить 2,5-2,8 млрд рублей.

Пропускная способность нижегородской дороги 500 человек в час. Для понимания, если в кампусе будет проживать около 8 тысяч человек (как заявляется в проектах), то в час необходимо будет перевозить свыше 5 тысяч человек, т. е. получается красивая дорогая игрушка за счет бюджетных средств.

Стоимость проезда

В Нижнем Новгороде стоимость проезда составляет 100 рублей. У нас же с учетом большего объема инвестиций, чем в Нижнем Новгороде (в 2,6 раза), длины пути, следует ожидать, что должна быть не менее 150 рублей. Это означает, что проезд в центр и обратно в Дёму будет стоить 300 рублей. Я не уверен, что студенты готовы платить такие деньги. Кстати, в Нижнем Новгороде основной пассажиропоток составляют туристы. Но у нас нет такого количества туристов.

Конечно, можно выделять дотации из бюджета, забирая их у пенсионеров и малоимущих. У нас же любят помогать богатым бизнесменам зарабатывать за счет наших граждан. Предоставляют же налоговые льготы пивным компаниям в размере 130 млн рублей.

Об удобстве маршрута

Люди будут прибывать на площадку около 35-го лицея. Но там нет возможности обустройства остановочного пункта. Значит, необходимо будет идти около 500 метров до ближайшей остановки «Телецентр». Если суммировать все время в пути, которое будут тратить пассажиры при поездках на канатной дороге, то выигрыш времени составит не более 10 минут. При этом, если добираться на автобусе, им не надо совершать пешеходный переход, пересаживаться на другой вид транспорта, т. е. автобусный маршрут будет более комфортным и не менее чем в семь раз дешевле по сравнению с канатной дорогой. Нетрудно догадаться что выберут люди.

Об окупаемости проекта

Выручка АО «Нижегородские канатные дороги» в 2019 году составила 133,3 млн рублей, чистый убыток 19,7 млн рублей (сведения kartoteka.ru). Я думаю, что в столь сложное время необходимо каждый бюджетный рубль тратить с умом, улучшая жизнь наших граждан, а не вкладывать в неэффективные проекты, заранее формируя их убыточность и в последствии дотируя за счет наших граждан.

Уже давно назрела необходимость строительства моста, соединяющего Дёму с Уфимским полуостровом, но у правительства на это денег и желания нет. А из‑за этого десятки тысяч жителей Дёмы ежедневно страдают в пробках. Но это не предмет страданий наших чиновников, сейчас у них более важные игрушки – канатные дороги. Только, как я понимаю, они будут играть за наш счет, используя бюджетные средства.



Мнение автора может не совпадать с мнением редакции


ПОДЕЛИТЬСЯ




Загрузка...

Последние новости