18+


Свободная площадка


Булгарское происхождение – наша суть и честь, а также основание нашей гордости.

12:18 29 Сентября 2018 | 4276
Автор: Ризаитдин Фахретдинов

Башкирский и татарский писатель-просветитель (1859-1936 гг.). Муфтий ЦДУМ в 1922-1936 гг.

Борьба идей т.н. “булгаристов” и “татаристов” чуть более века назад была едва ли не яростней чем сегодня. В этом отношении небезынтересным будет ознакомиться с некоторыми мыслями просветителя Ризаитдина Фахретдинова.


От редактора. Во время обучения на историческом факультете мне неоднократно приходилось сталкиваться с проблемой “булгарского наследства” в историографии. Еще в 80-ые годы ученые Чувашии и Татарстана сходились в жестком научном клинче за наследование истории Великого Булгара. Одни археологи доказывали, что большинство памятников Волжской Булгарии находятся в Татарстане, лингвисты же им отвечали, что чувашский язык ближе к булгарскому, чем татарский.
Ситуация изменилась в 90-ые годы, когда Казань стала единолично тянуть на себя одеяло уже Золотоордынского наследства. Сторонники булгарской теории в соседней республике ушли на второй план, и считаются чуть ли не маргиналами.
Каково же было наше удивление, когда мы узнали о том, что борьба идей т.н. “булгаристов” и “татаристов” чуть более века назад была едва ли не яростней чем сегодня. В этом отношении небезынтересным будет ознакомиться с некоторыми мыслями просветителя Ризаитдина Фахретдинова.
О национальности (нации)

Во время первого проживания в Уфе я написал в газете “Терджиман” несколько статей о нашей национальности. Суть моих статей состояла в отстаивании того, что мы являемся представителями тюркской нации и что мы не являемся татарами.

Уже более десяти лет я не сотрудничаю с печатью. Будет точнее, если скажу, что не только газету “Терджиман”, но даже газету “Вакыт” не видел. Не знаю, какое впечатление оставили мои слова у читателей газеты “Терджиман”. Сегодня всего этого не помню. Не помню даже год и дату публикации. Помню только, что слова: “Мы не татары, а тюрки”, кажется впервые прозвучали в печати из моих уст. В первое время даже владелец газеты “Терджиман” Исмаил-бей сам был на стороне названия “татары”.

Сегодня, перебирая бумаги, неожиданно наткнулся на один из номеров газеты “Терджиман” (17 июня 1913 года, номер 145). Взяв в руки, я увидел в ней статью под названием “Миллиәтне белмәк” (“Знать национальность”) о нашем тюркском происхождении. Статья длинная, возможно написана самим Исмаилом Гаспринским. Я прочитал ее как читатель, получивший новую газету. Возможно, что я сохранил эту газету именно из-за этой статьи. Эту длинную статью я не могу здесь полностью переписать. Однако она содержит некоторые очень важные предложения. Не могу оставить их без внимания. Поэтому я решил здесь выборочно привести выдержки. В статье есть такие предложения:

Господин Габдельбари Баттал, являющийся сторонником названия “татар”, отстаивает это название в журнале “Мектеп”, издающейся в Казани. Булғарским тюркам название “татары” дали другие народы, однако они сами не принимают этот этноним. И даже несмотря на то, что они считают это оскорблением, господин Баттал ратует за принятие названия “татар”.

Хотя мы находимся по христианскому летоисчислению в ХХ столетии, а по национальному календарю в тринадцатом веке, однако, с одной стороны “образование”, а с другой стороны неграмотность и слепое подражание нашей “интеллигенции и специалистов” является для нас самым большим достижением.

Название “татары” нам дали старые московские дьячки, не ведавшие об истории и этнографии. Начиная от русских до французов все называли нас “татарами”. А теперь господин Баттал принимает это название. На самом деле мы обязаны не принимать эту ошибку, а исправить ее. Хорошо, что русские назвали нас “татарами”, а если бы прозвали ”черт”, то теперь такие люди как господин Баттал сегодня стали бы отстаивать “мы не тюрки, а черти”.

Если бы господин Габдельбари Баттал не любил название “татары”, то “выждан-и милли” (народная совесть)” не стало бы принимать ошибочное название, данное другими.

Господин Баттал говорит: “Крымский татарин Исмаил-бей Гаспринский, являющийся настоящим потомком татар Золотой Орды, начал громогласно говорить: “Мы – не татары, а тюрки”.

Правильно, мы так сказали. Потому что тюрки с пятитысячилетней историей не примут ошибочное пятисотлетнее название “татар”. Родиной наших предков являются долины, леса и степи Алтын тау (Алтайские горы – ?) и Средней Азии. Их соседями по цивилизации были китайцы. В их древних историях содержатся сведения о тюрках (тукю). Здесь нет ни слова ни о названии, ни о происхождении “татар”.

В древних иранских историях, даже в легендах есть сведения о тюрках, Туране и Туркестане, в них нет ничего о названии и делах татар. Византийские истории сообщают о тюркском кагане, посольствах, направленных в Туркестан, но не говорят о татарском хане или Татарстане. Арабские историки рассказывают о “тюрках” и “атраках”, но не знают о татарах. Наш самый старый историк Абульгази Бахадир хан назвал свое историческое сочинение “Шежере-и тюрк”, а не “Шежере-и татар”.

С древних времен известны “уйгурские тюрки”, “тюркские надписи”, “тюркские сочинения”, “тюркские буквы”, но никак не “татарские”. Потому что “татар” нет.

Всемирные истории, географии рассказывают об Аравии, Афганистане, Туркестане, Тюрк юрду, однако не говорят “Татар юрду”. Потому что в мире нет “татар” и “Татарстана”.

Хотя и сообщается о существовании небольшого племени “татар” среди монгольской нации, однако их забыли из-за того, что они не играли особой роли в истории и цивилизации и к тому же исчезли еще во времена хата Батыя. Поэтому нас оставляет в недоумении, что тюрков стараются всеми силами назвать именем дикого и неизвестного племени.

Сегодня научно признано, что булгары, известные в Византии («Стране Рум»), являются поволжскими булгарами, ославянившимися после переселения.

“Йыуаныч” (“Утешение”), 41 глава

 

Кто мы?

(Извлечено из личного письма господина Валиулла Ануари, написанного нам из города Зайсан).

Уважаемый господин! Надеясь на прощение, я обращаюсь к Вам с очень важной для меня проблемой. Эта проблема связана с нашей идентичностью. Наш народ, по моему мнению, является булгарскими тюрками. Булгарские тюрки были в свое время цивилизованной, развитой, богатой нацией, имеющей государство. Благодаря политике и торговле они были известны византийцам, иранцам, хорезмийцам и туркестанцам. На них часто нападали и беспокоили дикие народы, которых привлекало их чрезмерное богатство. Это принесло им много горя и разрушений. В результате этого их правительство пало.

Верно, что их правительство было уничтожено. Однако они сами не исчезли. Они решительно и твердо сохранили свою нацию и веру. Они и сегодня есть и продолжают сохраняться в прежнем состоянии, продолжают жить, сохраняя свою национальность и веру.

В настоящее время все народы, которых называют казанскими людьми, мишарями и башкирами, являются булгарскими тюрками. Называть их татарами является большой ошибкой, изобретенной неграмотными людьми.

Булгарское происхождение – наша суть и честь, а также основание нашей гордости. Почему мы поднимаем дикий татарский народ? Народы, которых называют татарами, на самом деле не являются татарами, а являются монголами. Для булгаров не было никакой пользы от чингизидов, они ничего им не дали, и не только не дали, а разрушили культуру, жизнь и торговлю булгарских тюрков, а самих пленили. Горечь от их убийств и жестокостей была очень сильной. Разрушенное состояние города Булгар является памятником, напоминающим жестокость чингизидов. В Булгарском государстве кроме уничтожения и разрушения не осталось никаких следов от чингизидов. В целом, известно, что у них не было склонности к цивилизованности.

В последнее время наша молодежь по какой-то причине начала называть себя татарами. Есть причина по какой русские назвали булгарских тюрков татарами. Однако не известно по какой причине наша молодежь стала называть себя татарами.

(Эти мысли господина Валиуллы созвучны с нашими давними мыслями, даже убеждениями. Однако после того как я увидел, что в последнее время после предоставления всем прав и свобод, наша молодежь стала уничтожать все религиозные медресе, выкидывать из домов ученых и деятелей, и даже выкидывать в снег вместе с маленькими детьми, оставлять их без куска хлеба, самих отправлять на каторжные работы, хулить нашего пророка, Священный Коран, и даже бога, и стали атеистами, то я поверил, что этот народ является татарами. – Ризаитдин Фахретдинов).

В то время чингизиды были для наших предков и всей нашей нации настоящим ходящим бедствием. Они угнетали не только нас, но и туркестанских тюрков, иранцев и даже арабов. Но арабы и иранцы не приняли для себя ложное и неправильное название чингизидов “татары”, они оставили себе свои прежние названия и продолжают так называться. Почему только мы должны принять это ложное название?

Зайсан. Валиулла Ануари. 20 декабря 1917 года.

   “Йыуаныч” (“Утешение”), 44 глава


Перевод с тюрки Ахата САЛИХОВА





Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

ПОДЕЛИТЬСЯ

Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER

Читайте нас в


Новости партнеров


Загрузка...


Спецпроекты


Тесты




Газета BONUS


Карточки



Афиша




Газета BONUS




Опрос



Происшествия




Сексуальная пятница