пришлите новость

Салават Хамидуллин рассказал о Мураде Рамзи, о башкирском и татарском этносах

12:40, 28 февраля 2019

Продолжаем разговор с журналистом, кандидатом исторических наук Салаватом Хамидуллиным о книге Мурада Рамзи, переведенной с арабского языка и изданной при поддержке Благотворительного фонда «УРАЛ». Салават Ишмухаметович рассказывает о взглядах автора, его идеях и жизненном пути.

Салават Хамидуллин рассказал о Мураде Рамзи, о башкирском и татарском этносах
Салават Хамидуллин

– Во всем мире Мурад Рамзи известен своим переводом трудов шейха Ахмада Сирхинди, который жил в Индии на рубеже XVI–XVII веков. В то время правил шах Акбар, потомок тимуридов, которые после изгнания их из Средней Азии узбеками, основали в Индии империю Великих Моголов. И так как Индия – огромный субконтинент с сотнями миллионов индуистского населения, религиозная политика моголов встречала сильное сопротивление, возникло религиозное напряжение. Поэтому шах Акбар решил создать новую синкретическую религию, в которой он хотел объединить некоторые положения ислама, индуизма, христианства, даже зороастризма. Мусульманское духовенство резонно увидело в этом опасность. Первый, кто выступил против реформы, был Ахмад Сирхинди.

Мурад Рамзи по цепочке духовной преемственности восходил к Ахмаду Сирхинди, который имел титул Муджаддид ас-Сани («Обновитель второго тысячелетия»). Поэтому он задался целью перевести произведения своего духовного предка с персидского (он был придворным языком империи Великих Моголов) на арабский.

Для чего нужен был этот перевод? Арабский язык был доступен всей мусульманской умме. Задачу он выполнил и не просто перевел, но дал еще комментарии.

Мурада Рамзи во всем мусульманском мире знают как переводчика и комментатора «Мактубат» Ахмада Сирхинди.

 5_1.jpg

Мурад Рамзи

– В своей книге «Талфик ал-ахбар» Мурад Рамзи очень много внимания уделяет татарам Золотой Орды. Можно также заметить, что к татарам он причисляет все древние кочевые племена Евразии: скифов, гуннов, сарматов и др. Как это вяжется с современными представлениями историков?

– Начнем с того, что название «татары» было принято казанскими мусульманами лишь в начале ХХ века. И к «татарам» Золотой Орды они не имеют никакого отношения. Кстати, «татары» Золотой Орды также не называли себя татарами. Это лишь аллоэтноним, то есть прозвище, данное другими народами. Немцы же не называют себя немцами, то есть «немыми», а именуют себя словом «дойч». Валлийцы называют себя кимрами. Подобных примеров множество.

Что касается позиции Мурада Рамзи, то он идет полностью в парадигме казанского богослова и историка Шигабутдина Марджани, который, как известно, в 1885 году предложил казанским мусульманам взять в качестве этнонима название «татары», поскольку они утратили свой этноним и именовались конфессионимом «мусульмане».

– Как они себя именовали в прошлом?

– В период Казанского ханства они себя называли чувашами. Но не нужно путать их с нынешними чувашами. В прошлом было две группы чувашей: те, которые жили на правом берегу Волги, на территории современной Республики Чувашии, и те, которые жили на территории современного Татарстана. Последние были потомками сувазов, или суваров, Волжской Болгарии и исповедовали ислам.

Булгары были почти поголовно истреблены теми самыми «татарами», то есть монголами Батыя, и к XV веку их имя вообще исчезает из источников. Что касается казанских чувашей, то в XIX веке они стали именоваться просто мусульманами, чтобы подчеркнуть свое отличие от чувашей-язычников и христиан. Хотя Мурад Рамзи пишет, что еще в его время слово «чуваш» было синонимом мусульманина. Марийцы до сих пор именуют татар именно в этом контексте.

Поэтому Шигабутдин Марджани сказал: «Как так? У всех есть этноним, а у нас нет! Давайте будем называться татарами». И в своей работе «Мустафад ал-ахбар» в 1885 году он и предложил взять этот этноним. Но он предлагал применять его лишь к казанским татарам.

А вот Мурад Рамзи, башкир по национальности, следуя идее пантюркизма, решил расширить сферу применения данного термина: мол, не надо нам делиться, давайте все будем называться татарами, и тогда всем нам будет проще противостоять русской ассимиляции, условно говоря. В татары он хотел включить всех тюрков России: казанских мусульман, башкир, мишарей, ногайцев, казахов, узбеков и т. д.

Таким образом, Мурад Рамзи был одним из родоначальников тюрко-татарского политического проекта. Потом, как мы знаем, термин «татары» прижился на территории современного Татарстана и проник в Башкирию, поскольку часть северо-западных башкир стала ассоциироваться с татарами.

– Проект «Идель-Урал» – это то, о чем вы сейчас говорите?

– «Идель-Урал» – это нереализованный проект национальной автономии татар и башкир. Он возник в начале ХХ века и основывался на идее тюрко-татарской нации. Двуединый штат «Идель-Урал», состоящий из двух регионов – Поволжья и Урала. Татарские буржуазные деятели стали продвигать этот проект в 1917 году. Однако он не состоялся, потому что башкиры полностью осознавали себя отдельной нацией, отдельным национальным проектом. Ахмет-Заки Валиди и его соратники в декабре 1917 года провозгласили Башкирскую республику, чем сделали невозможной реализацию штата «Идель-Урал».

– Как сложилась жизнь Мурада Рамзи?

– Мурад Рамзи очень интересен с точки зрения истории. По нему мы можем изучать умонастроения национальной интеллигенции начала ХХ века: как, почему и кто создал идеологическую базу тюрко-татарского проекта. Вклад Мурада Рамзи как идеолога, историка и религиозного деятеля огромен. Но вот началась гражданская война и, насколько я знаю, он до 20-го года находился в Оренбурге. Потом, когда увидел, что к власти пришли большевики, эмигрировал в Восточный Туркестан (Синьцзян) – это исторический район в составе современного Китая. Умер Мурад Рамзи в 1934 году в городе Чугучак.

 

Следите за нашими новостями в удобном формате - Перейти в Дзен , а также в Telegram «Однажды в Башкирии», где еще больше важного о людях, событиях, явлениях..
ПОДЕЛИТЬСЯ






важное