История башкирских родов. Елан

14:00, 28 декабря 2018

| c7345

Стенограмма передачи «История башкирских родов» на радио «Эхо Москвы» в Уфе. Выпуск 12 от 25 августа 2017 года. Род Елан.

История башкирских родов. Елан
Фото: bashkirica.ru

Ведущий: Максим Курников (М.)

Эксперт: кандидат исторических наук Салават Хамидуллин, руководитель проекта «История башкирских родов» (С.)


М.: Здравствуйте, в эфире программа «История башкирских родов». У микрофона Максим Курников и директор АНО «ЦИИНБ Шежере», кандидат исторических наук Салават Хамидуллин. Мы продолжим говорить о башкирских родах. Сегодня речь о роде Елан. Как правильно произносить название рода по-башкирски?

С.: Елан – йылан по-башкирски.

М.: В последнее время я просил Вас прокомментировать то, что написано в источниках в Интернете, например «Википедии». Здесь говорится, что этноним «елан» восходит к почитанию тотема змеи. Якобы есть упоминание путешественника X века Ибн Фадлана, что одна из групп поклоняется змее – это и есть Елан, другая поклоняется журавлям. Вы этноним «елан» ведете от этих же моментов?

С.: Нет, я здесь могу согласиться только в одном, что название «елан» как-то связано с мистическими представлениями какой-то древней группы населения. Но с известием Ибн Фадлана, мне кажется, это никак не коррелируется. По нашему мнению, еланцы несколько позднее эмигрировали на территорию исторической Башкирии. У нас есть знаменитое известие армянского автора XII века. Матвей Эдесский писал: «В 499 году (9 марта 1050 – 8 марта 1051) римляне выдержали ужасные атаки. Большое число провинций было разорено, предано избиению и обращено в руины печенегами, людьми алчными до истребления… Так как народ змей, нарушая границы своей территории, перешел на землю „рыжеволосых”, и эти беглецы изгнали огузов и печенегов, и все эти народы объединились, обратив свою ярость на римлян. Константинополь подвергся великим бедствиям». Под римлянами имеются ввиду византийцы.

fadlan_statc_ru_islamstory_info.jpg

Ахмад ибн Фадлан ибн аль-Аббас ибн Рашид аль-Багдади, арабский путешественник и писатель 1-й половины X века. Фото6 statc.ru / islamstory.info

М.: Речь идет о кипчаках?

С.: Рыжеволосые – да, кипчаки. А вот тут упоминается народ змей. Как всегда, в тюркской истории с Востока начинает давить какое-то племя, и как по эффекту домино все сыпется вплоть до Балканского полуострова. По нашему мнению, в упоминаемом источнике народ змей и соответствует племени елан.

kypchaki.jpg

Кыпчаки. Современная реконструкция. Фото: bashkirica.ru

М.: Можем ли мы говорить, что это какое-то подразделение кипчакских племен?

С.: Да, кипчаки – это такое собирательное название. «Дешт-ин кипчак» мы называем конгломерат совершенно разнородных племен.

М.: Я уточню: кипчаки – это все тюркские племена?

С.: В основном тюркские. Естественно, были и монгольские группы и т. д. Поэтому если говорить, обобщая, одно из кипчакских племен, или как писал наш этнограф Р. Кузеев, более аккуратно, одно из составляющих кипчакской миграции с Востока, которая началась в XI веке. Кипчакские племена смели прежних хозяев этой степи – огузов, печенегов. Смели и прогнали их. Одних к Балканам оттеснили, к Черному морю, другая часть огузов ушла на юг, в Иран, и начала известное Сельджукское движение. Турки-сельджуки, из которых потом выросла империя сельджуков и далее Османская империя.

drevo.jpg

Фото: bashkirica.ru

М.: Возвращаясь к роду Елан. Какой это род? Какую сегодня территорию он занимает, как там закрепился, в каком веке?

С.: Самое главное мы не сказали. Елан – один из самых крупных родов по количеству потомков. Они занимают огромную территорию, которая протянулась широкой полосой. На севере начинается с территории Бураевского района, половина его населения относится к роду Елан. Далее часть Дюртюлинского, Чекмагушевского, Илишевского, Туймазинского, Шаранского районов, весь Ермекеевский район. На самом юге захватывает часть Бижбулякского района. Немного еланских аулов есть на территории Татарстана.

М.: Практически весь запад Башкирии.

С.: Да, они расположены вдоль современной административной границы. Естественно, раньше здесь не было никакой границы, потому что граница исторической Башкирии находится гораздо западнее современной.

М.: До XIX века непонятны были границы Российской Империи, а не только между племенами.

С.: Административно они всегда входили в Уфимский уезд, далее в Уфимскую губернию.

М.: Когда они туда пришли? Мы можем сказать, когда эти земли были за ними закреплены?

С.: Мы можем только предположить. К сожалению, еланские шежере, на которые можно было бы опереться, почему-то не сохранились. Но можем предположить, что в XI веке часть этого племени, а возможно и в полном составе, обосновалась на территории исторической Башкирии. Постепенно они расселяются. Были предания, я записывал рассказы стариков, что они вначале по течению Яика жили, потом поднялись по Белой, обосновались по нижнему течению Белой и дальше начали расселяться в юго-западном направлении.

karta1.jpg

Фото: bashkirica.ru

М.: Документами мы не можем это подтвердить, но я понимаю, что первые документы относятся к российскому периоду, Ивану Грозному и т. д.?

С.: Да, к российскому периоду. Документов XVI века, например жалованных грамот, не осталось. Но сохранились документы XVIII века, где есть ссылки на более ранние документы, на первую половину XVI века. В одном документе еланский башкир пишет, что они служили сначала Казанскому хану, были тарханами, потом Ивану Васильевичу стали служить и т. д. Из этого мы видим, что еланцы были в составе войск Казанского ханства, потом, после присоединения, были в составе России.

М.: Что пишут в источниках XVIII века?

С.: В XVIII веке еланцы, как и все, в общем-то, башкирские рода, были участниками восстаний. Одной из знаковых фигур в первой половине XVIII века был башкир Еланской волости (до того как были введены должности старшин, у башкир это называлось «ага иләүе») Яркей Янчурин. Когда началось восстание 1704–1711 годов, когда Башкирия фактически выпала из-под юрисдикции Российской Империи, встал вопрос, как войти обратно. Помните, мы говорили, что это был ответ на губернскую реформу Петра I начала XVIII века. Власть давала понять, что больше такого не будет, и предлагала сесть за стол переговоров.

В 1728 году, когда правил император Петр II, внук Петра, договорились принять вторичное русское подданство. На переговоры от башкир Еланской волости поехал ее глава Яркей Янчурин. Он основатель деревни Верхнеяркеево, сейчас это райцентр Илишевского района. Яркей Янчурин был у Петра II, присягал.

М.: Я смотрю в той же «Википедии», что в конце XVIII – начале XIX века земли еланцев в административном отношении входили в состав Бирского, Белебеевского и Бугурусланского уездов.

С.: Так и есть.

М.: Получается, что Бугурусланский уезд – это тогда Самарская губерния, Бирский и Белебевский – это Уфимская губерния.

С.: Уфимский уезд.

karta.jpg

Фото: bashkirica.ru

М.: Говоря об их экономике в XVIII–XIX веках. Чем они занимались и на чем основывалось их хозяйство?

С.: В 1725 году в Башкирию приехал кунгурский бургомистр Юхнев с разведывательной целью – правительство не имело никаких сведений о Башкирии. То есть непонятно, почему постоянно мятежи происходят, врываются отряды конниц, которые опустошают все.

М.: Кстати, это удивительная вещь: если мы возьмем географические знания того времени, то та же Сибирь и даже Дальний Восток тогда были исследованы гораздо лучше, чем Башкирия, в общем Южный Урал и ниже: Казахстан и Средняя Азия. Почему?

С.: Казахстан еще не в составе России, а вот Башкирия – парадоксальный случай. Мы говорим о 20-х годах XVIII века, когда уже был открыт Берингов пролив, а Башкирия оставалась непонятной территорией. Было очень важно ее разведать. И вот бургомистр Юхнев под видом купца приехал с этой целью в Башкирию. Какие-то волости его пускали, из каких-то выгоняли. Вот что он писал о башкирах Казанской дороги: «Башкиры живут, занимаясь и скотоводством, и земледелием. Кочуют мало, в основном живут в домах. Сеют хлеб, и та Казанская дорога всю Уфу кормит». То есть было еще яйлажное скотоводство, но уже вся дорога занимается земледелием, и настолько успешно, что весь хлеб они поставляют в Уфу и т. д.

М.: При том, что на самом деле Уфа была основана гораздо раньше, край действительно был плохо изучен. Насколько был плохо изучен, проиллюстрирую на примере Оренбурга. Большая часть экспедиции, которая, кстати, была перебита восставшими башкирами, состояла не из военных, не из строителей, а из кораблестроителей, потому что они были уверены, что идут на берег Аральского моря.

С.: Да, и что потом поплывут в Индию.

М.: Это были фантастически неправильные представления. Хотя, казалось бы, в XVII веке Дежнев проплыл Берингов пролив, а Витус Беринг – в 1728 году.

С.: Да, в это время уже открыли Берингов пролив, а про Башкирию ничего не знали. Под боком была, от Казани всего 500 верст. В общем, была такая странная ситуация.

nadjmi.jpg

Назар Наджми, башкирский и татарский поэт, публицист, драматург, мемуарист. Фото: мелеуз-цбс.рф

М.: Как вы думаете почему?

С.: Потому что подданство башкир не было безусловным. Оно было договорным. Вот сейчас Татарстан гордится, что у них договорная республика. Это же сначала было здесь, у нас, это была договорная территория, не безусловное подданство. К каждому пришедшему к власти русскому царю башкиры ехали продлевать или заключать, перезаключать подданство. Последний раз поехали в Петербург к Елизавете Петровне в 1759 году.

М.: А какими были у тогдашних племен, здесь нам интересен Елан как один из самых крупных родов, отношения с Уфой как с административным центром? Тогда это был какой-то административный центр, какая-то точка взаимодействия с Империей?

С.: Уфа, безусловно, была центральным пунктом. Что такое Уфа? Почему она здесь стоит? Это всегда был политический центр Башкирии. До Уфы была Ногайская ставка, до ногайцев, по словам археологов, здесь было стационарное поселение. Можно спорить, как оно называлось, но никто не отрицает, что здесь было такое поселение – политический центр Башкирии. Дело в том, что в XVII веке это был центр дипломатических отношений со странами Востока. Особенно когда существовала калмыцко-джунгарская опасность.

М.: Это время, когда присоединился Казахстан. Поднялись башкирские восстания, на какое-то время прекращается выплата налогов. Что в это время происходит с Уфой, какие взаимоотношения сложились у восставших племен с Уфой?

С.: Когда башкиры восстали, они иногда осаждали Уфу. Было несколько попыток. Уфа успешно выдержала все из них. Совсем на грани падения она была во время восстания 1681–1683 годов. Это был так называемый Сеитовский бунт. Восставшие зашли со стороны современного Инорса, со стороны села Богородского и прорвали кордон, но были отбиты капитаном Лопатиным. С тех пор, с конца XVII века, до революции ежегодно проводился крестный ход в честь спасения от вора Сеита – из села Богородского в Уфу.

Были и другие случаи. Во время алдаровщины вообще не было ни одной попытки осадить город. Потому что это движение, как я уже говорил, было не только собственно башкирское – оно также имело регионалистский характер. Жители Уфимского уезда, конкретно из Уфы, разных национальностей (в основном русские) были заодно, так как в результате губернской реформы сильно пострадали их экономические интересы. Башкиры ходили под стенами Казани, и если бы воевода Хованский вовремя не подошел, неизвестно, какая судьба была бы у города.

abdullin.jpg

 Герой Советского Союза Анвар Абдуллин. Фото: millattashlar.ru  

М.: Что происходило во время восстания Пугачева?

С.: Во время Пугачева тоже была осада. Со стороны ската по Сочинской, с нагорной части Уфы, была предпринята попытка прорыв. Но ее тоже отбили.

М.: Род Елан во время Пугачевского восстания играл какую-то роль?

С.: Они участвовали, но особо выдающихся предводителей у них, в отличие от других родов, не было, поскольку они были больше земледельцами, оседлыми людьми. Но они поголовно участвовали в восстании. Но, конечно, были среди них и противники восстания.

М.: В каком положении оказался род Елан при создании Башкирского государства в 1917–1919 годах?

С.: Мы знаем, что в 1917 году была провозглашена Башкирская Республика, но в пределах тогда еще Малой Башкирии – юго-восточной и северо-восточной частей Башкортостана. Рода Елан в составе Малой Башкирии не оказалось. Но потом среди башкирского населения Уфимской губернии началось движение. Сначала самопровозгласился Бураевский кантон. Мы про это рассказывали во время передачи про род Ельдяк. Начало движению положил Шарафи Хамидов из рода Ельдяк, но еланцы тоже в нем участвовали, поскольку несколько волостей присоединились к так называемой Бураевской автономии – к самопровозглашенному Бураевскому кантону.

Но главное началось потом, когда в 1920 году началось восстание «Черный орел», или Вилочное восстание. Самые главные агитаторы, которые ходили в Стерлитамак – столицу Малой Башкирии, встречались с Заки Валиди и просили у него войска, – это жители чисто еланских деревень, таких как Тюменяк, Бикметово и т. д. Башкиры-еланцы были одними из самых активных участников Вилочного восстания. Напомним, на этой территории оно проходило под лозунгом присоединения Уфимской губернии к Малой Башкирии.

Ganiev_R_F.jpg

Ривнер Ганиев, советский и российский ученый в области механики и машиноведения. Академик РАН, академик АН космонавтики им. К. Э. Циолковского, почетный академик АН РБ, доктор технических наук. Фото: ru.wikipedia.org

М.: Роль Елана в гражданской войне понятна. Что потом? Мы традиционно упоминаем ярких представителей. Я понимаю, что род большой и мы всех не перечислим. Поэтому давайте самых ярких.

С.: Народный поэт Башкортостана Назар Наджми, Герой Советского Союза Анвар Абдуллин, Герой Соцтруда Талгат Акманов (занимал пост первого секретаря Илишевского обкома партии и был правой рукой Мидхата Шакирова). Огромное количество писателей, например Гилемдар Рамазанов; из современных – писатель-сатирик Марсель Салимов. Много ученых, к примеру Ривнер Ганиев – один из выдающихся современных российских ученых-академиков РАН.

М.: Напомню, сегодня мы говорили о роде Елан. С нами был руководитель АНО «Шежере» Салават Хамидуллин, автор многотомника об истории башкирских родов. До свидания!

С.: До свидания!


ПОДЕЛИТЬСЯ




Последние новости

Жара в Башкирии не идет на спад
23:51 05 августа 2020 | e 0
COVID-19: последние данные по Башкирии, России и миру
23:30 05 августа 2020 | e 0
Башкирская активистка Рамиля Саитова шокировала следователя обнаженным видом
23:00 05 августа 2020 | e 0
Радий Хабиров попал в рейтинг самых влиятельных глав регионов
21:52 05 августа 2020 | e 0
«Моя болезнь неизлечима. Как жить?» Четыре вопроса к онкопсихологу L
21:10 05 августа 2020 | e 0
«Полная вакханалия»: полиция задерживает активистов на шихане Куштау L
20:48 05 августа 2020 | e 0

Новости Уфы и республики Башкортостан
© Права защищены. 2008-2020