пришлите новость

История башкирских родов. Байлар

16:17, 09 ноября 2018

Стенограмма передачи «История башкирских родов» на радио «Эхо Москвы» в Уфе». Выпуск 10 от 11 августа 2017 года. Род Байлар.

История башкирских родов. Байлар

Ведущий: Максим Курников (М.).

Эксперт: кандидат исторических наук Салават Хамидуллин, руководитель проекта «История башкирских родов» (С.).

М.: Здравствуйте, в эфире программа «История башкирских родов». У микрофона Максим Курников и директор АНО «ЦИИНБ Шежере», кандидат исторических наук Салават Хамидуллин.

С.: Здравствуйте!

М.: Сегодня мы снова будем говорить об истории западных башкирских родов.

С.: Это род Байляр, или Бәйләр, по-разному произносится. Представители рода живут на крайнем западе исторического Башкортостана. Сейчас почти все байларские деревни расположены на территории Республики Татарстан. На территории Республики Башкортостан их небольшое количество, буквально на пальцах одной руки можно пересчитать. Тем не менее этот род известный.

Традиционно коснемся самого названия рода – этнонима «байлар». Нами установлено, что нужно исходить из корня «бай» – с тюркских языков переводится как «богатый», а в древности означало «священный». Предводителя аваров, которые вторглись в VI веке в Европу, и основателя Аварского каганата, звали Баян I, то есть Священный. «Баян», «байан», «бай» – священный, «-ан» – это суффикс множественного числа.

Этноним «байлар» прошел долгую эволюцию. Сначала было племя баян. Потом, в монгольское время или даже ранее, оно приобрело монгольский облик. Суффикс множественного числа был заменен на монгольский суффикс множественного числа «-ут», и долгое время они назывались «баяут». Далее на башкирской почве снова произошла трансформация этого этнонима, и была сделана прямая калька с монгольского «баят/баяут» – стало «байлар». В истории Башкортостана было несколько таких прецедентов.

М.: Большая часть этнонимов пришла к нам из Средней Азии. Байлар – исключение?

С.: Байлар (если мы будем брать баят) – это одно из привилегированных племен в составе Тюркского каганата. Изначально это было именно тюркское племя. Потом оно стало одним из ведущих племен в конфедерации огузов. Огузы – это Западная конфедерация. Собственно, была Тюркская конфедерация, и была Огузская, в какой-то степени враждебная тюркам. Из среды огузов произошли многие современные народы, в том числе турки–сельджуки, от которых, в свою очередь, произошли турки-османы и современные турки. От огузов ведут свое происхождение туркмены, в значительной степени азербайджанцы.

fd90d482b8a8ebf7ef744d4de7cbbde0-98.png

Филогенетическое древо гаплогруппы R1b

fd90d482b8a8ebf7ef744d4de7cbbde0-99.png

Филогенетические древо родов Байлар, Гайна и Кошсо

Древние башкиры, так называемые прабашкиры, которые принесли этноним «башкорт», тоже были из среды огузов. Башкиры очень рано отделились от огузов. Их противостояния потом нашло отражение в огузском эпосе «Озугнамэ». Одним из племен Огузской конфедерации, которая потом откололось от огузов и тоже перешло в лагерь башкир, как раз и было племя байлар.

М.: Давайте тогда подтверждать или опровергать. Я вот открываю «Википедию», например, где написано, что в этногенезе байлар прослеживаются древнейшие связи с племенами Южной Сибири и Северного Алтая.

С.: Понимаете, не знаю, кто писал эту статью, поэтому затрудняюсь полемизировать. Я исхожу из своих личных исследований, базируясь на выводах, которые в свое время сделал Раиль Гумерович Кузеев (советский и российский ученый-этнограф, историк, изучавший быт, культуру этническую историю и этногенез народов Среднего Поволжья и Урала – прим. ред). Для него тоже в какой-то степени была тайной происхождение байларцев. Но он верно написал, что байларцы – это один из древнейших компонентов башкирского этногенеза и входили в состав древнебашкирского этноса. Это никакое не позднее наслоение, а очень древнее, которое вошло в состав башкир еще в раннем Средневековье.

М.: Теперь поговорим о территории.

С.: Ареал проживания таков, поскольку это огромный род. Деревни байларцев занимают нынешние Агрызский, Актанышский, Бавлинский, Менделеевский, Мензелинский, Сармановский, Тукаевский и Ютазинский районы Татарстана. А также ряд населенных пунктов в Ермекеевском, Илишевском и Туймазинском районах Башкортостана. Этот род очень многочисленный.

Причем они ведь не всегда жили на Западе. Мы точно знаем, что они переселенцы с Востока, имею в виду территорию исторической Башкирии. Байларцы появились на территории своего нынешнего проживания, в Западной части исторического Башкортостана, только в XV веке. В отличие от других западных башкирских родов, у них сохранилось и шежере, и предания, которые зафиксированы в нарративных источниках.

fd90d482b8a8ebf7ef744d4de7cbbde0-102.jpg

fd90d482b8a8ebf7ef744d4de7cbbde0-103.jpg

Территория расселения башкир рода Байлар

По их преданиям, по их шежере, они жили в верховьях реки Яик. Это территория современного Учалинского района – верховье реки Ай и Яик, а также Челябинская область. Севернее Магнитогорска, примерно район Сатки. Это зафиксировано в их шежере.

К слову, из башкир-байларцев был родом известный богослов, историк Мурад Рамзи, который жил в конце XIX – начале XX века. Мурад Рамзи написал «Талфик аль-Ахбар» – труд, который в свое время был бестселлером среди читающей мусульманской публики внутренней России. В этой работе он как раз привел свою родословную. Он пишет, что жили от Бикчурахана. Байларский Бикчурахан жил в Зауралье, в XV веке они эмигрировали в западном направлении. Поскольку они довольно поздние переселенцы с Востока на Запад, то не утратили своих воинских традиций.

murad-remzi.png

Мурад Рамзи (второй слева в первом ряду)

М.: А указано ли в их преданиях, почему они были вынуждены двинуться на Запад?

С.: К сожалению, не указано. Я думаю, это было связано с какой-то политической борьбой внутри Сибирского ханства. До нас ведь дошли какие-то глухие отголоски, которые имеются в русских летописях, мусульманских тюркоязычных и персидских источниках, очень многих башкирских преданиях, даже не в преданиях. Потом по этим преданиям были написаны книги, например Мухаметсалима Уметбаева и т. д.

В ней сказано, что в Сибирской юрте происходят какие-то большие феодальные междоусобицы, которые вынуждали не только башкир-байларцев, но и табынцев, иректинцев переселяться из Зауралья на Запад. Мы знаем огромное количество башкирских родов, которые переселились с территории современной Челябинской области на Запад, в долину реки Ик и т. д.

М.: Территория, на которой раньше жил этот род, входила в зону влияния Сибирского ханства?

С.: Да, однозначно.

М.: Когда они переселяются?

С.: В XV веке.

М.: Буквально незадолго до того, как башкирские рода стали входить в состав России.

С.: Да, лет за сто где-то.

М.: Как происходил процесс вхождения? Сохранились ли эти документы?

С.: Сохранилось их шежере, архивные документы, к сожалению, пока не обнаружили. Но в шежере называются имена людей, которые присягали.

М.: Как выглядит это шежере? Вот их, по крайней мере. Что это такое? Какой-то материальный источник?

С.: Да, естественно, на бумаге написано на тюрки, тюркском языке. Тюрки – это арабографичная письменность. Арабицей написано на языке тюрки. Шежере, как и многие другие, позднее, то есть это более поздний список. Это все переписывалось.

М.: Да, например, «Летопись временных лет» до нас дошла только в списке XVII века.

С.: Совершенно верно. Здесь то же самое, это список XIX века. Их шежере хранится у нас, в научном архиве Уфимского научного центра в ИИЯЛе. И это шежере опубликовано.

Что еще можно сказать о байларцах? Байларцы – племя воинственное, особенно ярко оно проявило себя во время башкирского восстания 1704–1711 годов. Кстати, можно сказать, что зачинщиком этого восстания был байларец Дюмей Ишкеев. Он жил неподалеку от Мензелинска. Восстание началось, когда Башкирию подчинили властям Казанской губернии. Властям Уфимского уезда это не понравилось. Это была губернская реформа Петра.

В Башкирии реформа потерпела полный крах, поскольку Петр I, действуя в алгоритме Западно-Европейской политической традиции, просто решил поделить страну – без всякого учета – на губернии. Никаких гвоздей, чтобы всех ранжировать. То, что и сейчас мы видим, – все регионы уравнивают. В первый раз это было при Петре I.

Не считаясь с особенным положением Башкортостана. Все-таки Башкортостан был объединен под властью Уфимского уезда, а башкиры – народ, который принял договорной вид подданства и свое подданство при каждой смене правления обновлял. Ехали и с новым царем заключали договор о подданстве. Это была такая договорная федерация Башкирия.

Однако Петр I сказал, что все, нет, и просто подчинил Башкирию. Это не понравилось не только башкирам, но и уфимцам, то есть русским жителям Башкирии. Поскольку сразу приехали казанские чиновники Александр Сергеев, братья Аристовы и другие, которые, в общем-то, лишили их многих привилегий. Они, так скажем, поснимали уфимцев с «хлебных» должностей.

Все уфимцы были недовольны подчинением, поскольку Уфа сразу потеряла статус центра, хотя на протяжении двухсот лет была центром дипломатии на Востоке. Все дипломатические отношения Московского государства с калмыками, казахами и другими народами шли через Уфу и уфимских воевод. И вот они в один момент лишились всего этого.

Недаром время восстания 1704–1711 годов называют алдаровщиной. Башкиры до Казани доходили, 30 км оставалось до нее, Уфа за все время восстания ни разу не подвергалась осаде. И мало того, в знаменитом сражении под Юрактау, когда предводитель восстания Алдар тархан разбил усиленный полк Хохлова, на стороне башкир выступало множество уфимских дворян. Это факт. Потом было расследование, и многие были наказаны. То есть это было не чисто башкирское восстание – здесь был регионалистский подтекст.

М.: Чем это восстание закончилось?

С.: Закончилось победой, и Башкирия на 20 лет выпала из правового поля России, вплоть до Оренбургской экспедиции. Одна из ее целей как раз – возвращение Башкирии под юрисдикцию России. Повторюсь, что зачинщиком этого восстания был Дюмей Ишкеев – башкир Байларской волости. Сейчас это деревня Дюмей Тарлау (Димитарлау) Сармановского района Татарстана. Он первым восстал против этой губернской реформы.

Он, кстати, был участником Шведского похода, воевал под начальством Шереметьева со шведами в Прибалтике. Только вернулся, и тут восстание началось. Дюмей Ишкеев решил поехать в Москву, чтобы через Шереметьева пожаловать царю. По дороге его поймали казанские власти и повесили в Казани. Это было как взрыв бомбы, и все началось. Там много было деятелей, кроме него, например Куразман-батыр, тоже байларец.

Если мы говорим об известных представителях этого рода, то следует назвать Туйхужу Мамыкова и его сын Шафи Тойгузина. Они были известными пугачевскими предводителями.

У этого рода очень славная военная история. Поскольку они поздние переселенцы с Востока на Запад, то в XVI–XVIII веках не утратили своей ментальности, всаднических стереотипов поведения. В XIX–XX веках из выдающихся представителей рода можно назвать уже упомянутого Мурада Рамзи. Кстати, Рамзи был не только историком, написавшим труд «Талфик аль-Ахбар», он был известным богословом, который перевел с персидского языка на арабский известный трактат выдающегося суфийского шейха и мыслителя Ахмада Сирхинди, поскольку он знал в совершенстве оба языка.

Кто такой Ахмад Сирхинди? У него даже был эпитет «обновитель второго тысячелетия» (по мусульманскому летоисчислению) – «Муджадил альф-и сани», который стал эпонимом многих суфийских тарикатов, в частности Накшбандийа-Муджаддидийа.

Можно назвать выдающуюся семью Султановых. Это тоже башкиры-байларцы, начальники башкирских 19, 21, 22-го кантонов: Мухамедлатиф, Мухамедсадык, Мухамедрахим и Мухамедшариф Султановы и их родич Мухамедияр Султанов, который был муфтием Оренбургского магометанского духовного собрания. Он умер в 1915 году.

Sultanov.png

Мухамедияр Султанов

Вот такая огромная история рода, и много выдающихся людей вышло из этой среды.

М.: Я напомню, это была программа «История башкирских родов». Мы говорили про род Байлар. С нами был руководитель АНО «Шежере» Салават Хамидуллин. До свидания!

С.: До свидания!

Следите за нашими новостями в удобном формате - Перейти в Дзен , а также в Telegram «Однажды в Башкирии», где еще больше важного о людях, событиях, явлениях..
ПОДЕЛИТЬСЯ






важное