Рустэм Сулейманов

Неожиданная исповедь министра



Уроки истории


История башкирских родов. Иректы

15:40 28 Сентября 2018 | 1786
Автор: Портал Proufu.ru
Все материалы автора

Стенограмма передачи «История башкирских родов» на радио «Эхо Москвы» в Уфе». Выпуск 5 от 7 июля 2017 года. Иректы. Ведущий: Максим Курников (М.). Эксперт: кандидат исторических наук Салават Хамидуллин, руководитель проекта «История башкирских родов» (С.).

История башкирских родов. Иректы

М.: Я напомню, что мы продолжаем серию передач «История башкирских родов» и в гостях у нас Салават Хамидуллин, историк, руководитель АНО Центр изучения исторического наследия Башкортостана «Шежере».

С.: Добрый день!

М.: Мы уже говорили, что выходят книги серии «История башкирских родов», но в своих беседах мы можем немного уходить в сторону от их содержания. Также мы договорились, что при обсуждении истории башкирских родов идем с запада на восток. О каком роде пойдет речь сегодня?

С.: О небольшом, но замечательном роде Иректы. Он живет на самом северо-западе Башкортостана, в основном это Татышлинский район. Есть деревни в Бураевском, Балтачевском районах. Также деревни Петряево, Верхний, Нижний Табын и другие в Муслюмовском районе Татарстана.

М.: Откуда они ведут свою историю?

С.: Слово «иректе» означает «крепость», то есть это были жители крепостей, стражники. До XV века они были кара-табынцами. Представители этого рода живут и поныне. Их земли находятся в Зауралье, Челябинской области. Сам Челябинск основан на кара-табынской земле: старшина Таймас Шаимов добровольно отдал эти земли под строительство Челябинской и Чебаркульской крепостей в XVII веке. Родина кара-табынцев как раз долина реки Миасс. А в XV веке эти земли входили в состав Сибирского ханства.

Тогда к власти пришел Ибрагим (Ибак) хан, который начал централизаторскую политику. Это не понравилось некоторым предводителям башкирских родов, которые составляли костяк ханства. И они встали на сторону его противника Мухаммед Шейбани хана (Шайбак-хан). Ибак в этой борьбе победил и начал преследовать тех, кто выступил против него. Именно тогда часть кара-табынцев ушла через горы на запад современного Башкортостана и осела там. Это Кармаскалинский, Гафурийский районы в долине Агидели. Так возникла группа западных табынцев. Другая часть, наоборот, пошла на север

по реке Чусовой, потом – в Прикамье, встретилась с башкирами-гайнинцами и позже спустились на юг. В это время, в 20-х годах XVI века, в Казанском ханстве к власти пришли представители воинственной крымской династии Гиреев. Сначала – Сахиб-Гирей, потом – Сафа-Гирей. Они, в отличие от предыдущих ханов, вели яркую, враждебную политику против Московского государства. Им нужны были воины. А в Казанском ханстве никогда не было своих воинов. Там же земледельцы, а основные воины в те времена – конники. Поэтому вооруженные силы Казанского ханства состояли из ногайцев, крымчаков и башкир.

М.: Наемники?

С.: Я бы не сказал. Это не как современные наемники. Там были феодальные отношения. Феодал приходил со своими воинами, давал присягу, становился вассалом хана, им за это давали лены – поместья (суюргалы), вместе с находившимся там населением, предками казанских татар. Для них они фактически были угнетателями. Естественно, когда пришел сильный род кара-табынцев, Сахиб-Гирей позвал его на службу и дал поместья по реке Ик, в том числе на территории современного Муслюмовского района Татарстана, где остались табынские деревни. Их обязанность заключалась в несении сторожевой службы в городках-крепостях, засеках. И они получили название «Иректы». Хотя это те самые кара-табынцы.

Долгое время живя рядом с Казанью, этот род оставил богатое письменное наследие, особенно родословия. Самый яркий его представитель – башкирский поэт, писатель, суфийский шейх, ездивший в Мекку, практиковавшийся у известных шейхов того времени, таких как Мухаммад Мазхар, Гали Чукури. Это светоч данного рода. Он оставил много сочинений, хроник об истории своих предков. Он описал все движение из Зауралья. Он жил в середине XIX века. Его дед Шариф Кииков был верным царизму в пугачевщину старшиной. Интересно, так как табынцы – державники, кому бы ни служили, они всегда были за устои государства. Кулуй Балтачев, Кидряс Муллакаев – все были верными царю табынцами. Есть даже такой факт: сын Чукури Гарифулла Кииков, тоже известный поэт и религиозный деятель, написал стихотворение о сабле деда Шарифа со словами о том, сколько же башкирских мятежных голов она срубила.

М.: Ну, раз они долгое время были в составе Казанского ханства, то как это повлияло на их образ жизни?

С.: Почти никак. Они были военной элитой, землю не пахали. Недавно обнаружились документы, что они служили и в Касимовском ханстве, то есть в Мещере. Это современный город Касимов в Рязанской области. А это ханство было вассалом Москвы, то есть еще до взятия Казани часть иректинцев служила московскому государю. Это такая служилая корпорация, она могла служить где угодно.

М.: А после взятия Иваном Грозным Казани?

С.: В свое время они получили от ханов и правителей тарханские ярлыки, были знатью. Тарханы – это своего рода аналог мелкого рыцарства в Европе. Я полагаю, они приняли участие в защите Казани. Потом началась 4-летняя казанская война, когда были столкновения между московскими войсками и остатками казанских войск. Отмечу, что коренное местное население легко приняло новую власть, даже само просило об этом. Сопротивление оказали как раз ордынская знать, ногайцы, крымцы, башкиры.

Курбский писал о 10 тысячах побитых бусурман вплоть до Камы. Остатки ушли в «башкирский язык», то есть в Башкирию, на территорию современного Татышлинского района, и остались здесь жить. И уже осев там как волость, они вместе с другими башкирами в конце XVI века присягнули Москве. Но уже не Ивану Грозному, а последующим правителям. Были контакты и в Смутное время, даже с поляками и Годуновым. Мало того, подданство башкир подразумевало обновление присяги при каждой смене царя. Для этого в Москву направлялись посольские делегации башкирских родов. Потому что подданство башкир не было безусловным. Своего рода вассалитет.

М.: Вы говорили о выдающемся представителе иректинцев…

С.: Да, это династия Гали Чукури, его сын Гарифулла Кииков, также видный поэт, суфий, писатель. В 1918 году его убили проходящие через деревню красноармейцы. Ангам Атнабаев, народный поэт Башкортостан, тоже из этой линии.

М.: Как следует из названия рода, их делом была военная служба. После того как Казанское ханство стало частью России, в их услугах больше не было необходимости. Что для них изменилось после этого?

С.: В шежере Гали Чукури написано: «Мы – лесные башкиры, валили лес». То есть жгли уголь, занимались лесными промыслами. Среди современников следует выделить знаменитого певца Татарстана Салавата Фатхетдинова. Он иректинец из деревни Аксаитово Татышлинского района РБ. Вся эстрада Татарстана наполовину состоит из выходцев из Башкортостана.

М.: Салават, с кем иректинцы смешались в процессе своей истории?

С.: Они связаны с одним из основных, столбовых башкирских родов – табынцами. Современные генетики решили проверить их письменные сказания на этот счет. ДНК-анализ все подтвердил. Гаплогруппа R1а их объединяет. Это автохтоны восточной Европы, степей Казахстана, по крайнем мере восточной части Великой степи. Аркаим, Синташта – это все R1а.

М.: Хорошо. Мы говорили сегодня о роде Иректы. Спасибо!

С.: До свидания!


ПОДЕЛИТЬСЯ

Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER


Новости партнеров


Загрузка...


Спецпроекты


Тесты




Карточки



Афиша






Опрос



Происшествия



Загрузка...

Сексуальная пятница