Буранбай Аскаров

О какой репутации власти
может идти речь?



Уроки истории


История башкирских родов. Унлар

16:50 24 Сентября 2018 | 1084
Автор: Портал Proufu.ru
Все материалы автора

Стенограмма передачи «История башкирских родов» на радио «Эхо Москвы» в Уфе». Выпуск 4 от 30 июня 2017 года. Ведущий: Максим Курников (М.). Эксперт: кандидат исторических наук Салават Хамидуллин, руководитель проекта «История башкирских родов» (С.).

История башкирских родов. Унлар

М.: Здравствуйте, в эфире программа «История башкирских родов». У микрофона Максим Курников и директор АНО «ЦИИНБ Шежере», кандидат исторических наук Салават Хамидуллин.

С.: Здравствуйте!

М.: Мы продолжаем разговор о башкирских родах, и сегодня поговорим о роде Унлар. Вначале краткая географическая и историческая справка о том, где и как появился этот род?

С.: Род Унлар уникальный, единственный в своем роде. Его представители проживают в основном в Караидельском районе Башкортостана, частично в Бураевском районе и двух-трех деревнях Балтачевского района. Это север нашей республики. Раиль Гумерович Кузеев, корифей этнографической науки, утверждает, что этноним «Унлар» происходит от этнонима «Гунны». И это на самом деле так. Приск Панийский, современник Аттилы, который лично видел его в Европе, утверждает, что самоназванием гуннов было именно унн (хунн). Он так их и называет – уннами. Унлар – это множественное число слова унн. Поскольку я сам историк, то решил перепроверить это: одно дело – утверждать, другое дело – провести собственное исследование. В нашей книге есть статья «Исторические гунны и их потомки», где все это подробно рассматривается. Я пришел к мнению, что Раиль Гумерович не ошибался, хотя он глубоко не анализировал, так как он больше этнограф. Он, изучив исторические источники, пришел к аналогичному мнению, что унларцы и есть потомки гуннов.

М.: Они таковыми себя и считали, наверное, так надо формулировать. Почему? Потому что самоназвание народа не всегда соответствует генетическому происхождению. А самоназвание – это то, чьим культурным наследием люди располагали, как они сами себя воспринимали.

С.: Нет, здесь как раз наоборот. К нашему времени у них уже стерлась память о каких-то там гуннах. Если пересказать всю историю и кто они такие, то это не те гунны, которые пошли в Европу, не те гунны Аттилы, даже не гунны Баламбера, который довел гуннов до бассейна реки Дон и разгромил царство остготов во главе с Германарихом. В китайских источниках описывается, что гуннский народ после развала державы гуннов, которая находилась на территории современной Монголии и северного Китая, стал отступать на Запад и в итоге разделился на несколько частей. Одни, самые сильные, оторвались от преследовавших их племен Сяньби (предки монголов). Погоню организовал Таньшихуай, вождь этих племен. Другая, основная часть ушла в степи Южного Урала, где смешалась преимущественно с сарматскими и угорскими племенами. Здесь они прожили 200 лет, набрались силы и совершили свой знаменитый марш в Европу, разгромив сначала Аланский союз, потом государство остготов в Крыму и ворвавшись в Европу. Самый известный их вождь – Аттила.

М.: Когда мы говорим о гуннах, я всегда вспоминаю венгерского профессора, археолога Аттилу Тюрка, который работал в том числе в Башкортостане и Оренбургской области, то есть на Южном Урале. В его имени и фамилии как раз отражается вся эта этнография.

С.: По-моему, Будапешт – это единственный город, где стоит памятник Аттиле. Во всем мире это синоним удара судьбы, Бич Божий, руками гуннов наказал весь утопший в пороках Рим. По преданию это неправильно, по венгерскому преданию династия Арпадов якобы ведет свое происхождение от гуннов. Это выдумка. Это все средневековье, и они себя так осознавали. А род Унлар – это потомки тех среднеазиатских гуннов, часть тех гуннов, которые не смогли пойти в Европу, так называемые малосильные гунны.

М.: Гунны, которые ассимилировались здесь с сарматскими племенами и остались.

С.: Малосильными они назывались не потому, что у них было мало сил – у них или не было лошадей, или они были обременены женщинами, детьми, потому не смогли оторваться и осели в Семиречье. В китайских источниках это место называют Юэбань. Современные ученые восстанавливают это как государство Чубань: Чу – в районе реки Чу. Шесть чуйских племен, которые жили на территории современного Казахстана. После междоусобной войны они решили вернуться на родину и пошли в Китай, долину Ордос, которая считается родиной гуннов. Это территория Внутренней Монголии Китая, к северу от Хуанхэ.

Они поступили на службу к китайскому императору, из них был создан пограничный корпус. Монголы их называли онгутами: «он» («ун») + «гут», суффикс множественного числа монгольского языка. После возвышения Чингиз-хана предводитель онгутов Алакуш-тегин (Алакуш – пестрая птица, тегин – князь) вступил с ним в родство. Его сын женился на одной из дочери Чингиз-хана, стал гургеном – зятем. Онгуты охраняли проход через Великую китайскую стену, и эти ворота они открыли Чингиз-хану. Монгольские войска зашли и разгромили империю Цзинь. Онгуты участвовали в монгольских походах, и их основная часть опять ушла на Запад.

М.: Да, мы уже говорили, что Южный Урал, особенно степная часть, был перекрестком этих дорог.

С.: И в результате похода Чингиз-хана часть этих онгутов оказалась на территории Башкирии, и какая-то часть вошла в состав башкирского народа.

М.: Часть, которая по каким-то причинам откололась от войска Чингиз-хана и имела достаточные силы, чтобы установить здесь власть над местным населением и дать свое название.

С.: Да, в волостной структуре. Самое интересное, что до XVII века они продолжали называть себя онгутами. Я нашел русский источник периода башкирского восстания 1662–1664 годов, где так и написано. Бугай-царевич – чингизид Кучумович, которые всегда провозглашались ханами башкир. Он пишет: «…де царевич Бугай Салтану озера Иреташа за Исетью в степи, а с ним де стоят изменники башкирцы: сынгранцы, бушкурты, со-онгуты, терсяки, айлы». Озеро Иреташ – это озеро Иртяш в Челябинской области. Вот этот документ становится ключевым в связке, что унларцы и есть онгуты. Со временем монгольский суффикс перевели на тюркский язык, и они стали не онгутами, а унларцами. Уже в XVIII веке существовала Унларская волость.

М.: Давайте немного поговорим об исторической географии. Это север Башкортостана, не чистые степи, по которым те еще онгуты привыкли ходить. Как вы думаете, чем занималось местное население до того, как пришли онгуты, и чем, соответственно, онгуты – род Унлар – экономически занимались уже на протяжении Средних веков и Нового времени.

С.: О том, что было какое-то местное население до онгутов, мы ничего не можем сказать, просто не знаем. Естественно, там находятся какие-то археологические памятники времен Бахмутинской культуры, очень древние и непонятные.

М.: Тоже скотоводство?

С.: У самих онгутов нет. Если брать Бахмутинскую культуру – это оседлые люди, финно-пермское население, ближе к пермякам и удмуртам. Мы понимаем, что есть общее название «финно-угры», есть финны, которые еще сами разделяются: поволжские финны, пермские финны и т. д. Это какое-то финское население жило, потом пришли тюрки, и далее в какой-то момент истории там обосновались унларцы.

М.: Я как раз пытаюсь понять, что там заинтересовало онгутов, какие-то пастбища? Или, наоборот, образ жизни местного населения?

С.: Думаю, что магнитом здесь была так называемая башкирская полития. В одной из прошлых передач мы говорили, что вначале была иерархическая (вертикальная) власть, потом она демонтируется и возникает система горизонтально-интегрированных башкирских родов, где каждый род имеет свою волостную территорию, такая демократия. Даже маленький род, состоящий из нескольких деревень, имеет такое же право голоса, по крайней мере в юридическом измерении, как и огромный род. Я думаю, вот это и привлекало многие рода, что сложилась такая система. Да, в тех краях леса, нет такого классического кочевого животноводства, которые мы, допустим, видим в Казахстане. Здесь было отгонное животноводство, зимой стационарно жили в деревнях, на лето куда-то выезжали на выпас скота.

М.: Что можно сказать о периоде существования рода Унлар в Новое время и вплоть до XX века?

С.: Род Унлар – потомки гуннов, ценно вот это. Проверяли их генетику, оказалось, что это все-таки иранская гаплогруппа R1A, как, кстати, и большая часть башкирского народа. А ведь мы даже не знаем почему. Это результат мощных этнокультурных взаимодействий, которые происходили на протяжении столетий и даже тысячелетий. Как говорит один генетик: «Какие же они гунны, если у них иранская гаплогруппа, а должна быть монгольская?». Почему-то все убеждены, что гунны были монголами, а ведь это не так. Уннские курганы раскапывают в долине Хуанхэ. Делают генетические анализы, и там полное разнообразие, и R1A есть. Современный Челябинский археолог Ботолов утверждает, что гунны формировались на основе скифов, все-таки была у них скифская подкладка. Поэтому надо изучать и изучать.

М.: Есть ли языковые различия, особенности у представителей разных башкирских родов.

С.: Естественно, есть. Наши языковеды утверждают, что башкирский язык состоит из трех диалектов: северо-западного, среднего (демского), юго-восточного. Я предполагаю, что род Унлар в XVIII веке говорил на юго-восточном диалекте, но ввиду того, что в 20-е годы у них было введено обучение на татарском языке и их диалект нивелировался, сейчас вообще не понятно, как говорят. Сейчас ввели обучение на башкирском языке, и началось возвратное движение. Все-таки я хотел сказать о гуннах. Гунны – это мистическая субстанция в мировой истории. Валерий Брюсов писал:

Где вы грядущие гунны,

Что тучей нависли над миром!

Слышу ваш топот чугунный

По еще не открытым Памирам.

На нас ордой опьянелой

Рухните с темных становий –

Оживить одряхлевшее тело

Волной пылающей крови.

 

То есть гунны воспринимались как разрушители и одновременно обновители мира. После них пришел варварский мир средневековых германских племен. Варвары звучит как-то уничижительно, но на самом деле это другая стадия истории. Средневековье ничем не хуже античности.

М.: Подробнее о роде Унлар можно прочитать в книге «Унлар» серии «История башкирских родов» и на сайте bashkirica.com. Я напомню, что у нас в гостях был директор центра «Шежере», кандидат исторических наук Салават Хамидуллин. До свидания!

С.: До свидания!



ПОДЕЛИТЬСЯ

Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER


Новости партнеров



Рекомендуемое



Спецпроекты


Тесты




Карточки



Афиша







Опрос



Происшествия



Загрузка...

Сексуальная пятница