История башкирских родов. Гирей

14:15, 24 сентября 2018

| c6246

Стенограмма передачи «История башкирских родов» на радио «Эхо Москвы» в Уфе». Выпуск 3 от 23 июня 2017 года. Ведущий: Максим Курников (М.). Эксперт: кандидат исторических наук Салават Хамидуллин, руководитель проекта «История башкирских родов» (С.).

История башкирских родов. Гирей

М.: Здравствуйте, в эфире программа «История башкирских родов». В студии Максим Курников и директор АНО «ЦИИНБ Шежере», кандидат исторических наук Салават Хамидуллин.

С.: Здравствуйте!

М.: Сегодня мы поговорим о роде Гирей. Сначала – о географии и общих исторических моментах.

С.: Географически род Гирей проживает на территории Краснокамского района Республики Башкортостан, частично на территории Татышлинского, Илишевского, Калтасинского районов, а за рекой Белой – на половине территории Актанышского района Республики Татарстан. Например, в деревне Такталачук Актанышского района, отсюда родом один из лидеров Башкирского национального движения Ильдархан Мутин и вся семья Мутиных.

М.: Об этом мы поговорим позже. Когда появились первые упоминания о роде Гирей?

С.: Название рода «Гирей» немного русифицировано, по-башкирски оно звучит «Гәрә» или «Гәрәй». Само слово «гәрә» восходит к монгольскому «кэрэ» – «ворон», которое вместе с суффиксом множественного числа «ит» образует название «кэрэит». Оно распространено и у казахов, и у ногайцев. Оно известно и в Крыму.

М.: Это говорит о родственности языка и распространенности этого образа, имени у разных тюркских народов. Вспоминаю, что первые ханы Казахского ханства – Джанибек и Гирей (Кирей).

С.: Мы еще коснемся этого вопроса. Здесь идет смешение антропонима и этнонима. Все-таки этноним первичен. Сначала было могущественное Кереитское ханство, возникшее в XI веке на территории Монголии. Ученые до сих пор спорят, кем были кереиты – монголами или тюрками? Судя по ономастике, то есть по именам кереитских ханов, таких как Буюрук-хан, Тогрул-хан, это тюркские имена. Я больше склоняюсь к тому, что они изначально были тюрками, билингвами, то есть говорили и на тюркском, и на монгольском, жили в центре Монголии. Кто смотрел китайские сериалы, сериалы про Чингиз-хана, помнят, что там был персонаж Ван-хан (Тогрул-хан) – хан кереитов. Ван по-китайски – «царь». За оказанные Цзинской империи Китая услуги Тогрул-хану был пожалован титул Ван, поэтому его стали называть Тогрул Ван-хан. Он был главным соперником Чингиз-хана. В момент возвышения Чингиз-хана чаша весов постоянно балансировала между ними.

М.: Возвращаясь к тому, почему мы об этом говорим. Потому что это распространенный этноним или потому что это каким-то образом связано с родом Гирей?

С.: Гирей – это и есть тот самый этноним «Кереит». Когда Чингиз-хан разгромил Кереитское ханство, люди расселились по степи, часть из них попала на территорию Башкортостана.

М.: Степной мир, мир кочевников, был очень подвижным, «ртутным». Воевали, сталкивались друг с другом. Кто-то создавал единый народ, кочевое государство. И это все переселялось, и в результате переселения этих народов на новом месте образовывались новые государства, в том числе европейские, которые мы сегодня знаем. Южный Урал, территории Республики Башкортостан, Оренбургской области, часть Челябинской области были перекрестком всех этих народов, которые переходили из Азии в европейскую часть и обратно. И здесь кто-то оставался, были битвы. Поэтому нет ничего удивительного в той теории, что из Китая и Монголии могли перекочевать некоторые народы и дать имена.

С.: Вот это ртутное состояние, постоянное перетекание кочевников мы видим у таких народов, как башкиры, крымские татары, ногайцы, казахи, узбеки и др. Поэтому идут параллели в родоплеменной структуре, например одни и те же рода, такие как кипчаки, кереиты (гиреи), есть у всех вышеперечисленных народов. Род Гирей в средние века считался одним из становых. Есть такое произведение «Кыссаи Чингиз-хан», башкирское средневековое произведение, священное. Там есть сюжет: когда Чингиз-хан бежал от своих братьев, к нему на помощь пришли вожди башкирских племен, и, следовательно, чингизиды обязаны башкирам за свое ханство. Поэтому в этом произведении дается обоснование власти башкирских вождей: Чингиз-хан даровал каждому онгоны, тамги, ораны и, соответственно, вотчинные земли. Онгон – это священное животное, птица или дерево, Тамга – рукоприкладный знак, Оран – боевой клич.

Среди этих вождей есть Кереит-бей. Это говорит о том, что в структуре средневековой башкирской политики род Гирей был одним из становых, основополагающих и вошел в состав башкирского народа.

Но история, наука не стоит на месте, и у нас появилась возможность провести генетический анализ. Мы решили проверить, кто такие гиреи по крови? Неужели они потомки тех самых кереитов. Мы провели генетический анализ крови современных гиреев. И каково же было удивление, когда у них выявилась скандинавская гаплогруппа I1. Это говорит о том, что большинство современных башкир-гирейцев не являются потомками средневековых кереитов. Этноним «Кереит» («Гирей») принесла небольшая военная дружина, но сама она бесследно исчезла, растворилась.

М.: В средневековье это был заметный род, который чуть ли не из рук Чингиз-хана получил власть. Но что произошло с ними дальше?

С.: В средние века они разделили судьбу других башкирских родов. Были междоусобицы, далее вхождение в состав Российского государства. Но, к сожалению, до наших дней не дошли грамоты или документы, свидетельствующие о переговорах о вхождении в состав России. Пока они не обнаружены.

М.: Но это не значит, что их не было.

С.: Нет, конечно, они обязательно были. Потому что каждый род вступал в Российское подданство сепаратно. Также были случаи, когда некоторые рода, объединившись, входили в состав России, например четыре юго-восточных рода: Кипчак, Бурзян, Тамъян и Усерген. Возможно, и тут такое было, но документа нет.

В XVIII веке пылали восстания, и гирейцы также были участниками этих народных движений. Здесь хочу отметить семью Мутиных – самую знаменитую семью рода Гирей. Мутины – выходцы из деревни Такталачук, которая находится на левом берегу реки Белой, то есть в Актанышском районе Республики Татарстан. Выселки из этой деревни есть и в нашей республике, в Краснокамском районе. Например, на месте нынешнего города Агидель была деревня Тау-Такталачук. Семья Мутиных жила по обе стороны Белой. Из этой семьи Темир Мутин – известный башкирский старшина, один из первых лиц тогдашней Башкирии. В 1757 году, когда шла Русско-Прусская война, был издан указ о формировании башкирского полка для выступления на фронт. Был сформирован башкирский кавалерийский полк, во главе которого стоял Кидрас Муллакаев – старшина и тархан Кара-Табынской волости из деревни Кидрачево Давлекановского района. Его помощником и был Темир Мутин.

Полк участвовал в знаменитом сражении при Гросс-Егерсдорфе, во время которого войска прусского короля Фридриха II потерпели поражение. Темуру Мутину дали челобитную о защите вотчинных прав, и он предстал перед императрицей Елизаветой Петровной. Но, к сожалению, в Петербурге он заболел и умер. Место захоронения не знаем. Надеюсь, когда-нибудь мы его найдем.

В последующем представители семьи Мутиных занимали видные должности. Потом было учреждено башкиро-мещеряцкое казачье войско. В этом войске Мутины занимали должности различных чиновников, один из них даже был помощником кантонного начальника, другие служили сотниками, юртовыми старшинами, есаулами, указными муллами и др. Последний знаменитый представитель Мутиных – Ильдархан Мутин, живший в конце XIX – начале XX века, правая рука Ахмет-Заки Валиди, один из основателей нашей республики. Судьба его была трагична.

М.: Род действительно повлиял на историю Башкортостана. А в XIX веке территориально к какой губернии относился род Гирей? К Оренбургской или Казанской?

С.: В начале XIX века род Гирей относился к Мензелинскому уезду Оренбургской губернии. К Казанскому уезду никогда не относился, так как это была историческая Башкирия – Мензелинский уезд вместе с Бугульминским уездом, то есть восток нынешнего Татарстана. Всегда, когда компоновали Оренбургскую и Уфимскую губернии, старались учесть этнографические рамки.

М.: Мы отметили нескольких ярких представителей рода Гирей, а увековечена ли память о них?

С.: Интересный момент. В начале 1990-х годов на доме по улице Октябрьской Революции висела мемориальная доска «В этом доме жил Ильдархан Мутин». Но после 2010 года она куда-то исчезла.

М.: А у него какое отношение было к советской власти? Он уехал или остался?

С.: С советской властью отношения были такие же, как у валидовцев. В 1920 году произошел конфликт между Башревкомом и Центральной советской властью. Когда начали унифицировать регион, валидовцам это не понравилось. Валиди с группой товарищей ушел в Среднюю Азию. Мутин отправился с ним. Валиди дал ему задание ехать в Семиречье и установить связь с семиреченскими казаками и атаманом Дутовым, который в это время находился в городе Урумчи, Синьцзян, Китай. Ильдархан Мутин с двумя товарищами уже по пути туда развернулись и поехали обратно домой, в Башкирию. Тогда столицей был город Стерлитамак, он там был трудоустроен, после переноса столицы в Уфу работал в органах. Но потом его постепенно отодвинули и в 1938 году расстреляли.

М.: Я просто напомню, что Дутов на момент начала революции был не просто каким-то там атаманом какого-то одного из казачьих войск, он был признан главным атаманом всех казачьих войск страны. На него возлагали определенные надежды не согласные с большевиками. Поэтому этот союз может показаться кому-то мелким, но это не так.

С.: Так они же сотрудничали еще здесь, атаман Дутов и валидовское правительство выступали единым фронтом, пока логика гражданской войны не развела по разные стороны баррикад.

М.: Возвращаясь к тому, увековечена ли память. Вы сказали, что здесь, в Уфе, была мемориальная доска, а там, где они жили?

С.: Помните, был скандал? Мы попытались приехать в Республику Татарстан, чтобы установить мемориальную доску, но нас выгнали. Нас пригласил местный краевед и сообщил, что на родовом кладбище делают аллею Мутиных. Мы привезли две мемориальные доски на русском и башкирском языках.

М.: Этот визит был как-то согласован?

С.: Нас пригласил местный краевед, условно говоря, председатель сельсовета. Далее, когда нас выгнали и в прессе поднялся шум, нас уже торжественно пригласили, и мы все-таки установили две доски – Темиру Мутину и Ильдархану Мутину.

М.: Сегодня мы говорили о роде Гирей, который живет на западе Республики Башкортостан, о его истории и ярких представителях. У нас в гостях был директор центра «Шежере», кандидат исторических наук Салават Хамидуллин. До свидания!

С.: До свидания!



Читайте также


ПОДЕЛИТЬСЯ




Последние новости

Жара в Башкирии не идет на спад
23:51 05 августа 2020 | e 0
COVID-19: последние данные по Башкирии, России и миру
23:30 05 августа 2020 | e 0
Башкирская активистка Рамиля Саитова шокировала следователя обнаженным видом
23:00 05 августа 2020 | e 0
Радий Хабиров попал в рейтинг самых влиятельных глав регионов
21:52 05 августа 2020 | e 0
«Моя болезнь неизлечима. Как жить?» Четыре вопроса к онкопсихологу L
21:10 05 августа 2020 | e 0
«Полная вакханалия»: полиция задерживает активистов на шихане Куштау L
20:48 05 августа 2020 | e 0

Новости Уфы и республики Башкортостан
© Права защищены. 2008-2020