пришлите новость

История башкирских родов. Введение

09:24, 18 сентября 2018

История башкирского народа содержит во многом несводимые части: общенациональную историю, то есть историю народа с древнейших времен, первые упоминания о башкирах и т. д. А также историю некоторых родов, которые входят в состав башкирского народа, но упоминания о них древнее самих башкир. Цикл данных публикаций раскрывает историю башкирского народа через призму судьбы его родов.

История башкирских родов. Введение

Стенограмма передачи «История башкирских родов» на радио «Эхо Москвы» в Уфе». 

Выпуск 1 от 9 июня 2017 года. Род. 

Ведущий: Максим Курников (М.).

Эксперт: кандидат исторических наук Салават Хамидуллин, руководитель проекта «История башкирских родов» (С.).

М.: Здравствуйте, в эфире первый выпуск программы «История башкирских родов». У микрофона Максим Курников. Основной спикер программы – Салават Хамидуллин, директор АНО «ЦИИНБ Шежере», кандидат исторических наук.

С.: Здравствуйте!

М.: Сегодня у нас вводная программа. Мы поговорим о том, чему будет посвящен цикл программ «История башкирских родов». Мы планируем более 20 программ – по числу томов серии книг о башкирских родах, которая выходит под руководством Салавата. Вопрос – что представляют собой книги, что вы выпускаете?

С.: Многотомник «История башкирских родов». На данный момент вышло 22 тома. Вот-вот выйдет 23-й. 24-й подготовлен к печати.

М.: А сколько всего планируется?

С.: Смотрим по количеству башкирских родов, а их более 40. Некоторые мелкие рода мы объединяем в одну книгу. Например, в 19-м томе шесть родов. Поэтому, возможно, будет меньше 40 томов.

М.: Давайте поймем, как изучается история башкирских родов. Ведь история – это только одна из дисциплин, изучающая прошлое. Есть хронология, источниковедение и прочие прикладные дисциплины. По ним и пройдемся. О каком периоде идет речь?

С.: Здесь надо понимать одно. В своих книгах мы делим историю на две, во многом несводимые части: общенациональную историю, то есть историю народа с древнейших времен, первые упоминания о башкирах и т. д. Но ведь некоторые рода, которые входят в состав башкирского народа, даже древнее упоминаний о самих башкирах. Поэтому тут хронология достаточно расплывчатая. Вряд ли можем о ней говорить.

М.: Тогда со стороны источниковедения посмотрим. Какие источники являются основными при изучении башкирских родов?

С.: Не по всем родам, но по древним есть средневековые и восточные, и западные письменные источники. В основном опираемся на них. Конечно, используем и работы археологов, смежных дисциплин. Данные шежере. По XIX-XX векам – материалы переписей, метрические книги Магометанского духовного собрания. Это тоже огромный корпус документов.

М.: То есть письменные источники преобладают, это естественно. Поговорим о них. В каком они состоянии, есть ли доступ к ним?

С.: Архивные документы РГАДА получить сложно. Их трудно прочитать неспециалисту, но у нас есть ученые, которые могут это сделать. А то, что хранится у нас, в наших архивах, вообще не проблема. Многое оцифровано.

М.: Салават, с каким самым древним источником вам приходилось работать?

С.: Что вы имеете в виду? Уже опубликованные или новые. Мы используем все источники, например есть китайские хроники. Даже там есть информация.

М.: Чем вам помогает археология?

С.: Смотря какие рода. Например, мы еще не написали про бурзянцев, но археологи нашли в Бурзянском районе керамику, которая похожа на найденную на территории Хазарского каганата. То есть они пришли с Северного Кавказа. Я в своей диссертации «Бурджане в истории Евразии», не зная этих данных, на основе письменных источников (нарратива) пришел к выводу, что бурзяне пришли оттуда.

М.: Что мы понимаем под словом «род»?

С.: Это тонкий методологический вопрос. Одно, что под этим понимал Морган, а вслед за ним Энгельс. Семья-род-племя-союз племен и т. д. Мы ушли от этого. Не всякий социолог сможет это объяснить.

М.: То есть род у вас – это не политэкономическое понятие, как раньше, а что-то этнокультурное, этнографическое.

С.: Да, примерно так. В некоторых книгах вообще пишут о кланах. Мы местами также используем это понятие. То есть каждый башкирский род владел землей, имел право на нее, это так называемая вотчина. Обладал экономической субъектностью, это было гарантом его существования.

М.: Какие этапы проживал род на протяжении последних веков, особенно в советское время?

С.: Род нельзя понимать как кровнородственный союз. Уже в XVIII-XIX веках род стал территориальным понятием. Это владельцы определенной территории. Основой деления была вотчина, вотчинное право. Как только большевики отменили это декретом о земле в 1917-м, все закончилось. Когда появился интерес к истории родов, были люди, например Дамир Жаватович Валеев, которые выступали против такого подхода, говорили, что делим народ племенным трайбализмом. Но сегодня мы видим, что это не так. Это принимает совершенно другие формы. Сейчас никакой экономической составляющей нет, но людям просто интересно, откуда они произошли.

М.: Насколько сегодняшнее деление по районам соответствует родовому делению?

С.: Нисколько не соответствует, поделили произвольно или еще как-то, затрудняюсь ответить. Хотя есть, например, Белокатайский район, где живут в основном белокатайцы.

М.: А Бурзянский?

С.: Там, кроме бурзянцев, проживают еще кипчаки, тамьянцы.

М.: Наверное, трудно рассуждать об истории рода без отсылок к общей истории башкирской государственности и края. Когда источниками фиксируется разделение у башкир на рода?

С.: Первое упоминание о башкирах – VII век. Китайская хроника Суй-Шу пишет о народе ба-шу-ки-ли. Сами китайские историографы считают, что речь идет о башкирах. Это мнение было поддержано и западными историками. Потом в арабских источниках IX века – Салама Тарджемана, ибн Фадлана и других. А вот когда начали делиться на разные племена? Вопрос интересный, конечно. Впервые деление башкир на рода фиксируют средневековые русские источники, то есть когда пошло активное взаимодействие.

М.: В каких отношениях состояли рода между собой?

С.: Сначала необходимо заглянуть вглубь веков, чтобы понять, почему сложилась эта система. Вот, например, арабский историк Масуди пишет: «Племя башкорт вместе с печенегами двинулись к пределам Византийской империи, и у них есть царь (малик)». То есть фиксируется властная вертикаль.

Идриси, описывая башкирский город Нимджан, пишет о династии царей, передававших власть от отца к сыну. Есть огузский эпос «Огуз наме», его считают историческим источником, так как он зафиксирован Рашид ад-Дином в XIV веке. В нем говорится о правителе двух народов курал и башкорт Карашиде, которые не покорялись Огуз-хану. 

Венгр Иоганка, побывавший на Урале в XIV веке, также говорит о государе всей Баскардии, зараженным сарацинским заблуждением (ислам). А потом уже к XVI веку, к моменту вступления в Российское государство, это прекращается и субъектность проявляют рода.

М.: Как на башкирском звучит «род»?

С.: Ырыу. Раньше еще писали «иль, илэу». «Улус» я не встречал. Чисто башкирское – «иль, илэу».

М.: В Чечне есть тейпы, которые даже сейчас оказывают колоссальное влияние на все процессы. Насколько это есть у башкир?

С.: Более того, тейпы – живой организм. А у башкир уже такого не осталось, это просто память, возврат к корням. Вот у шотланцев до XIX века были кланы, они бережно хранят это (клановость – прим. ред.) сейчас.

М.: Культурные различия между родами?

С.: Они были очень большими. Например, юго-восточные башкиры, которых не совсем правильно называют полукочевниками, хотя они занимались отгонным скотоводством. И род Гайна, который жил на самом севере и который уже в XVII веке поставлял хлеб в Пермь, добывал металл. То есть, скорее всего, они вообще никогда не были скотоводами.

М.: Были ли конфликты между родами?

С.: Как таковых нет. В эпической традиции сохранилось, конечно, противостояние между кипчаками и бурзянами, почти резня, но это было давно и нехарактерно. Были какие-то земельные споры, конечно, но их решали. Междоусобицы не было. Даже казни совершали при помощи коней: привязывали к ним и пускали в степь, чтобы не было личной мести.

М.: Какой род будет первым и почему?

С.: Давайте так же, как в книгах. Том первый – «Еней».

М.: Хорошо, тогда следующую передачу посвятим истории рода Еней. До свидания!

С.: До свидания!


Читайте также


Следите за нашими новостями в удобном формате - Перейти в Дзен , а также в Telegram «Однажды в Башкирии», где еще больше важного о людях, событиях, явлениях..
ПОДЕЛИТЬСЯ






важное