пришлите новость

Живущие в гнилом бараке 30 семей не могут добиться реакции уфимских властей

17:40, 30 марта 2016

 Живущие в гнилом бараке 30 семей не могут добиться реакции уфимских властей
В таком доме вынуждены жить маленькие дети со своими родителями. А все потому. что власти тянут с его расселением. Фото Кирилла Пенкина.

Хилый двухэтажный дом на Шота Руставели 70/7 – едва ли не самый известный печальный пример несовершенной программы по расселению из ветхого жилья в Уфе. Дом в прямом смысле слова разваливается на глазах. С каждым шагом – треск штукатурки, скрипы старых деревянных ступеней, ползущие трещины, в тесных комнатках гнилые окна, двери, пол и удушающий, невыносимый запах сырости. Нет хотя бы общего туалета и душа. 

Казалось бы, как в таком доме вообще могут жить люди? Невольно вспоминаешь сюжет нашумевшего фильма Юрия Быкова «Дурак». Тем не менее, несмотря на десятки телевизионных сюжетов и кричащие заголовки уфимских газет, судьба 30 семей дома по-прежнему висит на волоске.


Расселить, нельзя оставлять

На втором этаже ветхого здания, возраст которого уже перевалил за 60-летний порог, в 20-ти квадратных метрах живет семья Ражаповых. Среди них трое детей: 20-летняя Алина, 13-летняя Алиса и 4-летняя малышка Раушания, страдающая детским церебральным параличом. Родители собирают деньги на ее лечение. Малышке необходимо собрать 104 400 рублей для лечения в медицинском центре неврологии и ортопедии «Rehab».  

Сейчас региональный благотворительный фонд «Изгелек» помогает Раушании в приобретении лечебного костюма ТераТог за 79 000 рублей, который поможет девочке лучше почувствовать свое тело в пространстве.


За два года у матери троих детей Юлии Ражаповой, по ее словам, накопилась целая папка отписок от коммунальных служб. На столе - одна из последних таких ничего не стоящих бумаг.


Семья живет на пособие по инвалидности и зарплату отца-сварщика.


Малышка Раушания страдает ДЦП. Каждый месяц на ее лечение нужна большая сумма денег. 

«В доме я живу 22 года. Изначально жилье раздавали сотрудникам Уфимского фанерного комбината, где я работала. Примерно девять лет назад дом передали под ведомство городской администрации. Жить, признаться, стало только хуже. Принимаем душ у друзей и знакомых. Весной из-за сырости прямо из-под земли вылезают слизни, тараканы, летают стаи комаров. Дом каждый год по 5 см сползает вниз. Каждую ночь боимся за себя и детей. Жить в таких адских условиях просто невозможно, тем более с ребенком-инвалидом.Живем на зарплату мужа, он работает сварщиком. Старшая дочь учится в медицинском университете», - рассказывает Юлия.


Дом буквально разваливается на глазах. 




Так выглядит стена на кухне. 


Здесь люди готовят себе еду.


А так выглядит потолок на кухне...


Честно признаться, прогулка по дому вызывает шокирующее впечатление. Почему люди с маленькими детьми вынуждены жить в таких унизительных условиях?

По словам жильцов, на порог дома не раз ступали чиновники из администрации, сотрудники коммунальных служб и даже представители Федерального штаба ОНФ. Все они были просто поражены условиями жизни. Но жильцов по-прежнему никто не торопится расселять. Даже после обращения уфимцев к президенту РФ Владимиру Путину ситуация остается прежней.

При этом, даже несмотря на вопиющую разруху, мэрия признала дом аварийным только в конце прошлого года. И то после двух лет суда и унизительной волокиты чиновников, которые, по словам жильцов, даже в глаза не видели, в каких условиях живут простые уфимцы.

Еще зимой 2014 года жители дома узнали о том, что их дом расселят не позднее 31 декабря 2014 года. Новый дом будет предоставлен в черте города. Ответственными за переселение тогда назначили МБУ «Служба сноса и расселения Уфы», а также Госкомитет РБ по строительству и архитектуре. Но буквально за сутки табличку сняли сотрудники УЖХ Орджоникидзевского района. Понятно, что в жилинспекции никаких комментариев по этому поводу давать до сих пор не хотят, виновато ссылаясь на «указания сверху».


Еще одна разваливающаяся стена дома.


Гниющий пол на первом этаже. Весной отсюда поднимается вода и выползают насекомые.


Все это напоминает кризисную ситуацию с домом на Уфимском шоссе, 4, когда жильцов начали спешно расселять лишь в конце прошлого года. Здание уже тогда находилось под угрозой разрушения. Несмотря на множество предписаний специалистов, решать проблемы дома взялись чуть ли не в самый последний момент. Удивительно и другое.

Согласно официальной прописке, у дома на Шота Руставели, 70 есть корпус 7 и дробь 7. Еще в 2010 году, согласно данным программы «Реформа ЖКХ», седьмой корпус дома признали аварийным и постановили снести. А дом на дробь семь постановили снести в только прошлом году. При этом речь идет об одном и том же доме!

«В прошлом году мы прошли около 9 независимых экспертиз, которые заявили, что наш дом изношен на 80% и жить в нем категорически нельзя. В мэрии с этим не согласились и оспорили решение в суде. В общей сложности на адвокатов и экспертов мы потратили около 20 тысяч рублей, - говорит Юлия Ражапова. - До этого нас буквально заваливали бесконечными отписками о том, что дом пригоден для жилья. Когда же к нам с визитом пришел Андрей Федосов (начальник Управления по обеспечению жизнедеятельного города, - прим. Ред.), он просто ахнул. Сказал, дом однозначно аварийный. Это было еще в сентябре 2015-го».

В это трудно поверить, но семья вынуждена платить около четырех тысяч рублей в месяц за коммунальные услуги. При этом в доме нет горячей воды.

К сожалению, получить комментарий от специалистов УЖХ Орджоникидзевского района нам не удалось в связи с сильной занятостью руководителей. Зато директор обслуживающей дом организации «Техкомплект» Юрий Харьков сказал в беседе с ProUfu.ru, что специалисты регулярно делают обход дома и проверяют его состояние.

«Да, дом признали аварийным только в прошлом году. Мы делали небольшое укрепление фундамента. Наша организация находится под руководством УЖХ района и мэрии. Почему так долго дом не признавали аварийным, и почему не решается вопрос расселения жилья, – это у них надо спрашивать».

Вот что нам ответили в мэрии: «Жилой дом № 70/7 по ул. Шота Руставели - бывшее ведомственное общежитие Уфимского фанерного комбината «Башлеспром». Городу оно было передано без проведения капитального ремонта. В дальнейшем ему был присвоен статус жилого дома, в марте 2016 года он был признан аварийным. Дом находится в районе перспективной застройки, застройщику квартала, ограниченного улицами Российской, Шота Руставели, проспектом Октября и внутриквартальным проездом вдоль Строительного колледжа в Орджоникидзевском районе г. Уфы, была предоставлена часть земельного участка  в  данном квартале для проектирования  и строительства жилого комплекса на месте сносимых жилых домов  и зданий (девять  2-х этажных жилых домов и общежитий), в том числе № 70/7 по ул. Шота Руставели.

Построены и введены в эксплуатацию 2 многоквартирных жилых дома для жильцов. Расселение аварийного  дома по ул. Шота Руставели планируется в рамках реализации застройки территории застройщиком, при условии продления договора аренды земельного участка, вопрос сейчас прорабатывается».

Никаких конкретных дат в мэрии нам так и не сообщили. «Ждут, пока потолок свалится на нас и мы умрем?» - гадают жильцы.

По словам жильцов, еще в 2007 году землю, на которой стоит дом, выкупила компания «СУ-10», директором которой является депутат Курултая Валерий Мансуров.

Примечательно, что эта компания, по данным мэрии, возводит в башкирской столице сразу несколько незаконных строек.  В частности, объекты на Гоголя, 74,  в северно-западной части жилого района «Затон», Р. Зорге, 64. Сейчас в компании, утверждают жильцы, отказались от расселения.

 


«Тысячи людей в стране живут в таких же чудовищных условиях»


В конце минувшего года ознакомиться с проблемами дома и ходом реализации программы по переселению аварийного жилья в рамках «Форума действий» приезжал Николай Николаев, руководитель Центра «Народная экспертиза» ОНФ. Как и большинство визитеров, он просто ужаснулся гнилому полу на первом этаже, антисанитарии и отсутствию всяческой противопожарной безопасности в доме.


Этот дом – наглядный пример абсолютной неразберихи властей, коммунальных служб. Вообще в Башкирии проблема расселения ветхого жилья стоит очень остро. Это одна из самых наших проблемных республик по коммуналке, - подчеркнул Николаев.

Отметим, что по данным Общероссийского народного фронта, Башкортостан входит в пятерку регионов страны по количеству ветхого жилья – 248 тысяч квадратных метров. Согласно ранее опубликованным сведениям Госкомитета РБ по жилищному и строительному надзору, на программу переселения аварийного жилья в республике на 2013-2017 годы выделено 14 млрд рублей. За эти годы планируется переселить около 28 300 человек.

Как следует из открытых источников, стоимость квадратного метра жилого помещения для переселения граждан из аварийного жилищного фонда на 2015 год составила 34 400,0 руб.
Согласно исследованиям «фронтовиков», исполнение региональных адресных программ сопровождается высоким уровнем коррупции.

«Выражается это в том, что при выборе вариантов строительства домов для переселения нечистые на руку чиновники руководствуются не критериями качества, комфортности и надежности планируемого к строительству жилья, а низкой фактической стоимостью, которая впоследствии увеличивается на сумму коррупционных доходов. Чем дешевле выходит жилье, тем больший коррупционный доход можно извлечь при его строительстве», - цитирует слова Николаева ОНФ.

В недавнем интервью Pravda.ru Николаев и вовсе сказал, что «за ветхим жильем сейчас практически никто не смотрит»:

«Главное – уровень присмотра и управления этими домами. Сейчас за ветхим жильем практически никто не смотрит, оно не интересно никому, даже управляющим компаниям. Из-за этого создается жуткая ситуация с точки зрения рисков различных аварий, в том числе и пожаров. Важно в корне изменить ситуацию, местные власти должны получить импульс с федерального уровня, нужно выработать меры по управлению ветхим жильем, по снижению рисков для граждан. Мы понимаем, что региональные власти чаще всего просто отодвигают всеми правдами и неправдами момент признания домов аварийными», – отметил Николай Николаев.


Семья Ражаповых. 

По словам общественника, десятки тысяч людей в стране живут в подобных чудовищных условиях.


При этом жилищные инспекции за этим не смотрят, пожарные не имеют по сегодняшнему законодательству доступа в эти дома, потому что по своей инициативе они не могут проверять эти дома, их должен кто-то вызвать. Поэтому, в результате, у нас десятки тысяч людей живут в таких условиях, что они могут в любой момент загореться и обвалиться, – рассуждает эксперт.

Между тем, на всероссийском форуме «ЖКХ меняется», который прошел в Уфе в конце прошлого года, министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Михаил Мень похвалил городские службы за успешную и плодотворную работу по расселению аварийного жилья. Такая неоднозначная позиция со стороны властей и общественников, конечно, не нова, но в очередной раз утверждает мысль о том, что люди в нашей республике с их проблемами предоставлены сами себе.

А вы как считаете, что делать жильцам в их ситуации? Почему наши власти так нерасторопны?


Читайте также


Следите за нашими новостями в удобном формате - Перейти в Дзен , а также в Telegram «Однажды в Башкирии», где еще больше важного о людях, событиях, явлениях..
ПОДЕЛИТЬСЯ






важное