ЛЕНТА НОВОСТЕЙ



Добро



Ученые работают с детьми­-исследователями. Что удивляет взрослых в школьниках?

11:34 10 Мая 2018 | 1828
Автор: Портал Proufu.ru
Все материалы автора

Россия знаменита своей наукой. Факт, что в основе многих современных мировых разработок лежат результаты исследований именно наших ученых. К сожалению, мы не всегда умеем правильно воспользоваться своими открытиями, вовремя запатентовать, извлечь выгоду. Но это другой вопрос.

Ученые работают с детьми­-исследователями. Что удивляет взрослых в школьниках?
Профессор Минсылу Губайтовна с юными исследователями

Сегодня, когда российская наука переживает не лучшие времена, необходимо пристальное внимание к научной деятельности уже со школьной скамьи. Есть возраст, в котором почти каждый ребенок хочет стать ученым. Это время, когда школьные занятия еще не отбили интереса к учениям и исследования кажутся романтичным и увлекательным занятием. И если в этот момент предложить детям заняться настоящей наукой, то это почти наверняка спасет их от равнодушия к сухим школьным дисциплинам. Исследовательская деятельность ребенка выступает «витамином» интереса к науке, которого часто не хватает школе.

В той или иной мере сегодня исследовательской работой занимаются все учащиеся школ. Это могут быть простые теоретические изыскания, посещение научных лабораторий или кружков. В этом деле важно, чтобы труд ребенка был оценен и подхвачен взрослым ученым. На практике это означает, что исследование школьника желательно проводить, помимо учителя, совместно и с вузовским работником, который своим опытным взглядом мог бы оценить труд, скорректировать его и, в конце концов, попытаться вытянуть юного исследователя в поле серьезной науки. Такой подход активно реализуется в Башкирском государственном педагогическом университете им. М. Акмуллы (БГПУ). Здесь ученые, выезжая в города и районы республики, непосредственно работают с детьми­исследователями. Лучше всего это развито в направлении экологии и топонимики. Финансовую поддержку в этом важном деле вузу уже несколько лет оказывает Благотворительный фонд «УРАЛ».

Экологическое направление работы юных исследователей ведет декан естественно­географического факультета БГПУ, доктор биологических наук Наталья Суханова. Под ее руководством осуществляется непосредственное взаимодействие ученых со школьниками, занимающимися в эколого­биологических центрах проблемами ботаники, зоологии, микробиологии и охраны окружающей среды.

Ребенок, включенный в исследовательскую деятельность и работающий в сообществе настоящих ученых, получает самое настоящее образование –
образ будущей профессии, жизнедеятельности, мировоззрения и т. д.

Главным двигателем топонимического направления исследований школьников является доктор филологических наук, профессор Минсылу Усманова. Здесь дети занимаются изысканиями в области диалектологии и ономастики.

Преподаватели БГПУ работают со школьниками и посредством дистанционных научных конкурсов. Олимпиады и конференции собирают безусловно талантливых, одаренных детей. Но с психологической точки зрения это разные типы одаренности. В первом случае (дети – участники олимпиады) наблюдается интеллектуальная одаренность, которая выражается в том, что дети проявляют себя знающими, интеллектуально развитыми, способными к углубленному обучению личностями. Во втором случае, когда дети занимаются исследовательской, творческой деятельностью, можно говорить о творческой одаренности. И если первые, как отмечают психологи и педагоги, – «пожиратели знаний», «энциклопедисты», то вторые – «созидатели нового», «творцы», «открыватели» знаний, «исследователи».

Тематика и глубина исследований школьников, которые проводятся при кураторстве ученых БГПУ, зачастую просто удивляют. Дети проводят изыскания, подкрепленные сбором данных, многофакторными лабораторными экспериментами, полноценными опросами и различными замерами, основанными на научных методиках. Например, в работе Камилы Галиной (10 класс, Башкирская гимназия  № 102 г. Уфы) «Оценка качества водопроводной воды по разным районам Республики Башкортостан» автор, исследуя пробы водопроводной воды из Абзелиловского, Баймакского, Благовещенского, Буздякского, Кармаскалинского, Чишминского районов и г. Уфы, пытается ответить на вопрос: какую воду мы пьем?

Максим Морозов (5 класс школы № 104 г. Уфы) в статье «Влияние разлива газоконденсата на сосновые насаждения Дёмского района г. Уфы» рассматривает экологические последствия прорыва конденсатопровода высокого давления «Оренбург – Салават – Уфа», произошедшего 15 мая 2016 года в районе д. Сергеевки.

Работа ученицы 9 класса белорецкой школы Л. И. Утябаевой «Оценка экологического состояния атмосферного воздуха г. Белорецка методом лихеноиндикации» представляет интересную методику определения загрязненности воздуха с помощь лишайников.

Топонимические исследования школьников тоже не менее интересны. Детский глаз более зоркий и нередко выявляет факты и материалы, которые взрослый ученый может не заметить. Смысл названий географических объектов родного села раскрывает Карина Вайсеева в статье «Микротопонимы с. Базитамак Илишевского района». И это исследование более чем познавательно!

Галия Юмагулова в работе «Некоторые различия между литературным языком и разговорной речью жителей д. Новояушево», опросив жителей и проанализировав литературу, приводит интересные результаты исследования, которые показывают широту и богатство башкирского языка, силу трех, двух и даже одной буквы.

Д. С. Королёва в статье «Страна топонимов – семь учалинских чудес» изучает происхождение названий достопримечательностей района и путем экспертного опроса выявляет из общего числа семь чудесных мест. Вообще, любые исследования школьников, связанные с краеведением, представляют большой интерес и крепко к себе притягивают.

БГПУ научные работы детей ежегодно издает в виде 4­6 сборников статей. Поддержку вузу в этом оказывает Благотворительный фонд «УРАЛ». Для школьника увидеть свою публикацию в солидном сборнике – это огромная радость, дорога в мир науки.

Дети рождаются учеными, они любознательны по природе своей и ежедневно развивают собственные идеи о том, что видят и слышат. Поэтому важно со стороны взрослых создавать условия для развития детей, не гасить их желание познавать этот мир снова и снова. Исследования, пусть даже совсем несложные, – это отличная альтернатива компьютерам и смартфонам. Сумейте увлечь этим своего ребенка. Ведь вы, родители, – его главные учителя.

Справка:

ОНОМАСТИКА (от греческого onoma – «имя») – раздел языковедения, изучающий собственные имена людей, животных, мифических существ, названия племен и народов, стран, рек, гор, людских поселений. Часть ономастики, посвященная изучению географических названий, обычно выделяется в топонимику.

ДИАЛЕКТОЛОГИЯ – раздел языкознания, изучающий местные, территориальные разновидности языка, диалекты.

ПОДЕЛИТЬСЯ

Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER

Читайте нас в





НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ


Загрузка...

СПЕЦПРОЕКТЫ


ТЕСТЫ




ГАЗЕТА BONUS



КАРТОЧКИ




АФИША





ГАЗЕТА BONUS


ОПРОС



ПРОИСШЕСТВИЯ




Загрузка...

СЕКСУАЛЬНАЯ ПЯТНИЦА