Глаза в глаза. Аскар АБДРАЗАКОВ: «Нужно не только ставить задачи перед Минкультом, но и прописывать сценарий их решений!»

14:16, 29 февраля 2020

| c8940

Вы знаете, как в Большом бухгалтерском словаре обозначается одним словом совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей? По мнению настольной книги счетоводов -это культура. И если с последним толкованием более или менее понятно, то как высшую сферу человеческого интеллекта увязать с производственными и общественными достижениями?

Глаза в глаза. Аскар АБДРАЗАКОВ:  «Нужно не только ставить задачи перед Минкультом, но и прописывать сценарий их решений!»

Попытаемся взглянуть на эту формулу в беседе с человеком значимым не только в масштабах республики и страны, но и мировых оперных площадок, нашим земляком Аскаром Абдразаковым, известным сегодня еще как художественный руководитель Башкирского театра оперы и балета, советник главы республики по культуре.

Это авторский проект «Глаза в глаза», выходящий на портале ProUfu. Я - Азамат Саитов, здравствуйте! Приветствую и вас, Аскар Амирович!

Недавно наткнулся в Интернете на дневники Екатерины Фурцевой, «железной леди» от культуры эпохи СССР, и зачитался: сильный министр, которого боялась вся творческая знать большой страны, на деле оказалась простой женщиной, с присущими ее полу слабостями. Потому такой у меня к вам вопрос: культура в тогдашнем понимании и культура в сегодняшних реалиях - это разные вещи? Или же, по сути, одно и то же - удовлетворение неких духовных запросов общества?


- Наверное, в нашем понимании культура - модуль общения. Именно то, что составляет, скажем, ячейку общества. Которая складывается из того, что дается в семье, школе - образовательная культура, культура общения, культура находиться в обществе, в театре. Все, что вокруг человека. В конечном счете, даже умение быть человеком. Конечно, мы что-то растеряли… А вот что? Именно в это и нужно вглядеться. Мы стали думать о других вещах, которые уже не воспринимаются так актуально. Для меня, как советника главы республики, на сегодняшний день очень важно воспитание нового молодого поколения. Если сейчас мы его потеряем, то потом будем очень жалеть.

- Я не случайно начал разговор с Фурцевой. Она в своих дневниках расписывает идеологию культуры времен СССР. Увы, сегодня мы, особенно в российских регионах, продолжаем жить по тем же лекалам: отчетность о проведенных мероприятиях, контроль за вверенным хозяйством, достижение конкретных показателей в такой тонкой и ранимой сфере.  Но народ сегодня другой: из самой читающей страны мира, каким был СССР, мы превращаемся в общество примитивных потребителей зрелищ, в большинстве своем полуграмотных, «оцифрованных» гаджетами, ждущих у телевизора лишь скандальные шоу. Взять, к примеру, нашу республику. У нас показатель культуры, зачастую и к сожалению, это помпезные мероприятия на правительственном или на официальном уровне. У меня, лично, создается впечатление, что не Министерство культуры у нас, а Министерство отборных видов искусств… Прав я или нет?

- Такая модель составлена годами. Ее тяжело на сегодняшний день, в принципе, перебороть. Мы должны позиционироваться, демонстрировать свое искусство в России и за рубежом - тот пласт народной культуры, башкирской… Наши профессиональные коллективы, которые его показывают, должны исходить из того, что это - наш родной край, наша родная земля. Когда езжу в районы, то смотрю: а как люди готовы к этому? Они же ходят в свои замечательные клубы, хорошо, кстати, оборудованные, там общаются… Но это не молодежь, в основном, а то поколение еще Советского Союза, которое...

… воспитано на хороших книгах, хорошей музыке. Я и говорю, что сегодня, наверное, мы должны задуматься о том, кто нас сменит лет через пятнадцать-двадцать: насколько они будут богаты интеллектуально? Потому с пониманием подобной глобальной задачи должны, наверное, меняться и основные приоритеты такого ведомства, как Министерство культуры? Вообще, сферы культуры. Вспомним известную фразу Ленина из беседы с Кларой Цеткин: «Искусство принадлежит народу». И что оно, по мнению Владимира Ильича, должно уходить корнями в самую толщу народа, широких масс, и должно быть понято и любимо им! Он подчеркнул это. Вопрос: то, что мы сегодня позиционируем как культуру Башкортостана близко большой части населения республики или же народ попросту не видит заботу властей о росте его духовного, внутреннего мира? Вспомним времена недавние, времена Рахимова: Муртаза Губайдуллович любил строить в районах всё новые и новые дома культуры, но, как и его исторические предшественники, не вникал, естественно, в их внутреннее наполнение. Задача была у президента – открывать и насыщать республику очагами культуры. Его сменил Хамитов, который прославился свойственной для его времени (это не его, конечно, инициативой было), оптимизацией. В том числе, и духовной сферы. И вот, нынешняя власть довольствуется пока лишь бравурными отчетами башкирского Минкульта о проведенных пафосных мероприятиях. А где потребности простых людей, что известно о них наверху? Вопрос как к советнику главы региона.

- Конечно же, внимание на культуру людей обращается, и очень сильно. Не могу отвечать за Министерство культуры, поскольку являюсь лишь советником главы республики. Но могу сказать о том, что очень много интересного вообще проходит вокруг! И сколько открывается новых клубов, где показывают мастерство ребята, которые хотят заниматься таким делом, как искусство и культура. Как советнику, мне интересно узнавать у людей в республике, насколько вообще они нуждаются в этом? Получаю положительные ответы. Но, вместе с тем, мы видим только поверхность! А поживешь в какой-то конкретной деревне или районе, начинаешь получать более полную и правдивую информацию. Но когда вижу однокурсников, которые разъехались по Башкирии, коллег, которые приезжают к нам, понимаю и то, что они, в общем-то, ценят и понимают: поддержка культуры у нас есть! Поддержка и финансовая, и материальная! Во всяком случае, приезжие обращают на это внимание. У нас очень хорошее оснащение, оборудование!

3.jpg

- Но, Аскар Амирович, я ведь говорил не о представителях творческой сферы, а о простых людях. Насколько народ в деревушке, райцентре понимает, что искусство принадлежит и ему?

- Кто-то понимает, кто принимает. Мы же не можем за всех отвечать, за каждого жителя…

- Принимает ли народ искусство своим духовным пониманием, мироощущениями? Да, есть разделение на тех, кто его несет и тех, кто прекрасное должен воспринимать. Но, с другой стороны, тот, что несет должен обогащаться от этого?

- Это тоже верно. Но если мы говорим о культуре и об искусстве, мы говорим о том, что тот, кто несет прекрасное для своих соотечественников, безусловно, должен воспринимать взаимосвязь. Потому что искусство - то, чему учился, что приобрел, какое направление выбрал: кино, балет, оперу, драму - разные сферы. Плюс к этому и семейное воспитание, влияние общества.

- Со времен Фурцевой мы культуру воспринимали именно так: одни несут, как Данко - свет в массы, другие под этим светом растут, наполняются разумом. Но тогда был другой народ, который с начального класса слышал имена Чайковского, Верди, Матусовского.

- Тихона Хренникова…

- Да, и Тихона Хренникова. Он читал Шолохова, Пушкина, Есенина, Распутина. Словом, был человеком интеллектуально развитым. Сегодня, к сожалению, у нас растет иное поколение!

- Да, время совсем другое, информационное время.  Сегодня мало тех, кто прочитал от корки до корки «Войну и мир». Все хотят осилить знания в сжатом виде, понять, в первую очередь, смысл! Образно говорю. Потому темп, ритм иной, жизненный уровень другой! Мы живем больше технологиями, пошли новые тенденции, направления. И мы все идем, идем, идем, и не останавливаемся.

- Понимаю, что темпы у нас совершенно другие сегодня. Что ту же «Войну и мир» можно в изложении прочитать в Интернете. Но как почувствовать красоту слога Есенина из сжатого варианта «Письма к матери», к примеру? Такое надо читать с «живого» листа!

- Это безусловно! Поэтому-то сейчас и пишут сочинения, проводят всяческие форумы чтецов и т. д. Все есть, мы пытаемся вернуться именно к чтению! Я сам люблю книги! Лично по мне: нужно просто ставить такие задачи. И это должны делать, в том числе, и чиновники от Минкульта.

- В отличие от вас, у меня к сегодняшнему республиканскому Министерству культуры есть вопросы. Недавно на глаза попал один прелюбопытный документ – итоги проверки контрольно-счетной палатой государственного концертного зала «Башкортостан» - лишь один факт приведу. В ходе ее были выявлены различные нарушения в расходовании денежных средств на общую сумму свыше полмиллиарда рублей! Это очень большие деньги! Вам лично известно о наказании виновных? Почему общественность не слышала внятных объяснений от министра культуры Амины Шафиковой по этому поводу?

- Не могу ничего сказать, это функция правоохранительных органов.

- Но вы же по властным коридорам ходите. Этот вопрос никак не педалировался, не обсуждался?

- При мне, во всяком случае, нет. Я лишь советник главы республики, не вхожу в министерские круги. Хотя об этом знаю.

- Полмиллиарда рублей - немалые деньги! Почему никто не понес наказания? Хотя на культуру, как мы говорим, они выделяются по остаточному принципу, но, тем не менее, суммы эти достаточные.  Есть поступления в том числе и в рамках наднационального профильного проекта... Слышал также, что деньги иногда в ведомстве распределяются келейно, между «своими», не всегда на достойные проекты. Мне лично об этом рассказывал известный скрипач Рустэм Сулейманов. Он так и называл наш Минкульт - наглухо закрытым ведомством, существующим ради показухи успешности региона. Это - его слова. В этом году в Башкортостане летом состоится Всемирная фольклориада, которая тоже даст, полагаю, ведомству Шафиковой лишний повод блеснуть организаторскими навыками. И мы опять вроде бы выполним задачи по окультуриванию населения. А вот как сам народ при этом в глубинке будет поживать? Так и будет сидеть на завалинке у дома с кураем или с примитивной гармошкой?     

- Программа продумана так, что, конечно, все самые основные мероприятия будут проходить в Уфе. Потом празднование разойдется по республике.

- Понимаю, что фольклориада - подарок судьбы, лишний повод для нас показать себя миру. Я о другом: простой человек, в каком-нибудь Байназарово получит от фольклориады что-то для себя, своего духовного роста?

- Получит какой-то эмоциональный всплеск. Не будет лишь сидеть на завалинке, что-то ему будет интересно. Будет определенная программа…

- Я о другом думаю: посмотрит наш земляк эту фольклориаду, а на следующий день переключит башкирский телеканал и увидит вновь Андрея Малахова или «Дом-2»…  И у него в голове уже другие стереотипы будут преобладать.

- Что тут сделаешь? Не сможем мы при всем желании человека оторвать от того, чего ему хочется.

- Той же Фурцевой было легче, у нее была страна, подготовленная в интеллектуальном отношении: с начального класса, с детского садика, начиная от «Мойдодыра» Чуковского, шли дальше, плавненько-плавненько…

2.jpg

- Были и совместные программы Министерства образования с Министерством культуры. Были уроки пения, были, естественно, и более полная литература, русский язык! Все мы, я лично, это проходили, получали такое образование. Да, модель сегодня другая, обучение абсолютно иное. Есть определенные вопросы: передаются, к примеру, на ЕГЭ тебе формы ответов - нужно лишь поставить галочку или крестик. А где азы разговорной речи? Как мы научим юное поколение мыслить? Вот ведь в чем дело! Мысль, важна мысль, человеческая мысль! Раньше нас заставляли учить стихи, мы это делали.

- В начале разговора я привел определение слова «культура» из Большого бухгалтерского словаря, как совокупность производственных и общественных достижений. У нас с некоторых пор стали модными на правительственном уровне республики тематические часы. Почему мы никак не можем дойти здесь, у нас в регионе, до простой мысли - будем пионерами: там, где общество культуру ставит в число приоритетов и обсуждает ее проблемы, пути дальнейшего повышения интеллекта населения, там, наверняка, и остальные дела пойдут на лад тоже? В той же экономике, в той же промышленности, в том же сельском хозяйстве… Или я не прав?

- Безусловно правы! Был такой случай: коллега-музыкант Михаил Казиник, выступая по приглашению в Совете Федерации, заявил, что если бы в государственном бюджете под первым номером значилась бы сфера культуры, то подтянулась бы и экономика, многие другие сферы. С этого, может, и нужно начинать, как мне кажется! Тогда и взгляд изменится на многие вещи, отношение, спектр нашего видения будет намного шире.

- То есть мы сегодня будем ставить во главу угла не факт, что проведен ночной концерт возле «Конгресс-холла» в режиме «оpen аir»…

- Очередное мероприятие…

- Да. Пусть и такие будут! Но они, полагаю, не должны превалировать в качестве приоритетов! Культура должна начинаться с небольшого районного клуба, сельской школы, в моногороде... Если начнем работать именно в этом направлении, то лет через пятнадцать-двадцать мы получим иное поколение, нет?

- Да, но опять-таки первостепенно, полагаю, воспитание! Воспитание, прежде всего, в семье! Насколько внутри малой ячейки родители внимательно отнесутся к своему ребенку, что они в него вложат через общение… Считаю, именно общение важно! Мы должны это понять! Дальше мы куда идем? В детский сад - у нас начинается социальное влияние. Мы должны понимать, что и без фактора улицы не обойтись. Т. е. там нужно уметь общаться и там. Далее - образовательные учреждения: школа, колледж, вуз.

- Кто должен быть двигателем всей этой работы? Не Минкульт ли региональный, который сегодня больше озабочен проведением отчетников, показушных концертов на уровне уфимской или московской площадок? Может, ему, как раз-то, и надо пойти «в народ»?

- К сожалению, от этого никуда не деться. Возможно, не каждому такая стратегия будет интересна.

- Доживем ли мы до того дня, когда на тематическом часе, на правительственном уровне у нас будут обсуждаться в качестве приоритета вопросы культуры, куда будут приглашены, скажем, министерства: экономического развития, экологии, промышленности, даже внутренних дел? И сможем ли тогда сказать, что начинаем наступательные движения в нужном направлении? Или это нам не нужно?

- Ну почему же, это очень даже нужно! Это даже приветствуется! Тем самым, может быть, найдем немало ответов на эти вопросы. И мы будем понимать, насколько интересны они вообще нашему человеку. И что в него мы заложили. Это было бы очень здорово!

- Но вы советник главы республики по вопросам культуры. Значит, вам и карты в руки?

- Хорошо.

- А такие настроения сегодня «бродят» на властных уровнях?

- Безусловно.

- То есть властей тоже не устраивает сегодняшний статус-кво?

- У нас прекрасно работающий аппарат, который справляется со всеми задачами, поставленными жизнью.

- И переформатирование нашего мышления в части развития внутреннего интеллекта людей тоже будет когда-либо востребовано в качестве приоритета?

- Полагаю, что да. Это необходимо, но нужно не только ставить задачи, но и прописывать сценарии их решения. Насколько мы сами готовы к такому -  вот в чем самое главное!

- Тогда мы будем ждать, когда вы расставите такие приоритеты! Ждать с нетерпением, ждать с надеждой. Спасибо вам большое за беседу.


ПОДЕЛИТЬСЯ




Загрузка...

Последние новости

Билайн Бизнес создает онлайн-карту российских предпринимателей
23:00 27 ноября 2020 | e 0
Текущая официальная COVID-статистика в Башкирии, России и мире
22:30 27 ноября 2020 | e 0
На выходных в Башкирии столбик термометра опустится до -20°
22:00 27 ноября 2020 | e 0
Крыса покусала уфимке лицо в ее квартире
21:47 27 ноября 2020 | e 0
Родственникам умершего врача из Туймазов, о котором писал ProUfu, поможет профсоюз
21:31 27 ноября 2020 | e 0
«Хочу жить»: в Башкирии ушел из жизни молодой ученый
21:23 27 ноября 2020 | e 0

Новости Уфы и республики Башкортостан
© Права защищены. 2008-2020