Глаза в глаза. Рустем ШАЙАХМЕТОВ: «Уфа своей градостроительной политикой заранее запланировала будущие транспортные коллапсы»

16:42, 26 января 2020

| c14009

Было время, когда в самой читающей стране мира признаком хорошего тона считалось уместное цитирование в разговоре остроумных фраз из «Двенадцати стульев» или «Золотого теленка». В СССР многие козыряли неплохим знанием творческого наследия Ильфа и Петрова. Нынче же страна иная: лучшие образцы советской литературы у нашего народа, увы, не в почете. А то непременно вспомнили бы, глядя на мытарства уфимских пассажиров, слова незабвенного Остапа Бендера: «Транспорт совсем от рук отбился, остается одно - принять ислам и передвигаться на верблюдах».

Глаза в глаза. Рустем ШАЙАХМЕТОВ: «Уфа своей градостроительной политикой заранее запланировала будущие транспортные коллапсы»

Довелось мне на днях почитать откровения экономиста Рустема Шайахметова, где он сказал, дословно: башкирская столица, своей градостроительной политикой, заранее запланировала будущие транспортные коллапсы, которые будут разрушительны для всего мегаполиса. Потому и зазвал его сегодня на разговор в формате «Глаза в глаза», выходящий на портале ProUfu.

Я - Азамат Саитов. Здравствуйте. Приветствую вас, Рустем Раисович!

Что вы имели в виду, когда изначально назвали проект градостроительной политики Уфы губительным для его будущего? И когда все это началось, по вашему мнению? С каких времен берет начало старт ошибок в логистике башкирской столицы?

- Это уже десятилетия, достаточно долговременная история. Когда началось ускоренное развитие автомобилизации населения в 90-е годы, начались и большие проекты. Раньше был более комплексный подход, и проблемы транспорта были менее выражены. Люди, в основном, ездили на общественном транспорте, для этого не нужно было достаточно много дорог. Сейчас ситуация изменилась. И она будет меняться до 2030-го года, пока уровень автомобилизации населения не достигнет пятисот автомобилей на тысячу человек. Мы можем стремиться, чтобы этого не было, но это -  общемировой тренд, если возьмем, как пример, Европу, Америку, другие развитые страны. При том, что у них очень сильно развита система общественного транспорта…

- Когда говорят, что Уфа среди других городов-миллионников имеет не совсем продуманную транспортную инфраструктуру, я лично не соглашаюсь. И вот почему: мы, в отличие от того же Екатеринбурга, Челябинска или Новосибирска, расположены в уникальном месте - на полуострове. Каких-то полчаса пути в любую из трех сторон, и вот она - речная панорама. Любуйся – не хочу! Я согласен с вашими расчетами, когда называете точку насыщения автотранспортом в пятьсот машин на тысячу горожан максимум 2030-й год предельной точкой отсчета. Вот тогда, мол, и потребуются кардинальные меры. Однако, мы живем сегодня. Что мы должны попытаться сделать уже сейчас, чтобы оставаться в выигрыше среди других мегаполисов?

- Да, у нас город «длинный», но у нас поэтому парадигма развития и транспортно-логистическая должна быть совершенно другая: нам нужно заниматься не созданием колец, а, прежде всего, меридианных направлений и широтных. Т.е. немного другой подход должен быть. Второе - у нас очень интенсивно развивается Дема, но подкрепления нет! Оттуда едут в центр города, и получается так, что Бельский мост на 40% занят в «час пик». Это, в основном, транспорт из Демы. Если бы на этом направлении в сторону Уфимского полуострова был отдельный мост, он бы решил проблему…

- Мост не там, а в другом месте, не около Монумента Дружбы,  где уже и так строится третья вставка?

- Вставка нужна. Проблема в чем: мы построили в сторону аэропорта «Мегу», ряд жилых объектов, другие девелоперские проекты реализуются. Но нам нужен отдельный мост Дема-Уфимский полуостров, рядом с железнодорожным мостом. Это позволит разгрузить направление и, кроме этого, порядка 8 процентов нагрузка идет на трассу М5 со стороны запада. Тогда весь этот поток уйдет по другому маршруту.

- Мы знаем, что железнодорожный мост находится дальше памятника Салавату Юлаеву. По вашему видению, надо строить еще один мост рядом? То есть железнодорожный, а рядом автомобильный?

- Совершенно верно. И он должен быть 6-полосным, иначе он не справится с нагрузкой: 3 - в одну сторону, 3 - в другую.

- И как это скажется на городском трафике?

- Сейчас район возле Монумента Дружбы - самый напряженный узел, в котором концентрируются транспортные потоки. Горлышко, иными словами. Если взять азы градостроительной политики, транспортные потоки должны разводиться. И это позволит избежать транспортных коллапсов: на Монументе встали, у моста, переезда через проспект Салавата Юлаева, и начинается пробка! В результате все переходит на мост, на улицу Пугачевская… Это недопустимо!

- И появление в ближайшем будущем третьего моста ситуацию, считаете, улучшит? Или не настолько?

- Возле Монумента Дружбы сталкивается сразу несколько транспортных потоков: с Пугачевского моста едут, с Зеленой рощи, с улицы Заки Валиди. Получается, сконцентрированный транспортный поток до недопустимых размеров!

- Если предположить, что наши власти решат прислушаться к мнению специалистов и подумать о варианте строительства моста рядом с железнодорожным, в какую сумму это обойдется? В какие сроки? И насколько это реально: позволяет ли дно Агидели в этом месте для обустройства автомобильного моста?

- Позволяет. Если железнодорожному мосту свыше ста лет, значит, это уже говорит о возможности.

- По деньгам?

- Думаю, мост будет стоить 8-10 миллиардов рублей. И выезд сразу должен быть на улицу Пушкина, что позволит часть транспортного потока с Заки Валиди, идущего в Дему, перенести туда.

- По времени насколько может затянуться? Если бы взяться за него, не откладывая в долгий ящик…

- Три-четыре года, это возможно. Посмотрите, как вставку стали быстро делать! Были приняты экстренные меры. Если так же подойдут и при строительстве этого моста, а это, считаю, крайне необходимо, то можно уложиться в эти сроки.

ша4.jpg

- Другими словами, нужна единая и долговременная транспортная программа развития Уфы, в том числе с включением проекта этого моста. Но сегодня у нас в городе наблюдается какая-то неразбериха: то снесли в свое время трамвайные пути, соединяющие север и юг башкирской столицы, то теперь грезим о монорельсовом транспорте или начинаем говорить о скоростном трамвае, больших по вместимости автобусах, вместо юрких маневренных маршруток. Что это: бестолковость, порожденная отсутствием единой долговременной транспортной концепции или шажки в поисках оптимальных вариантов завтрашней логистики?

- К сожалению, это - хаотичное движение. У нас вообще транспортная система развивается в соответствии с произвольными решениями власти. Иногда они бывают удачными, как, например, проспект Салавата Юлаева: было жесткое решение - здесь должен быть проспект, автомагистраль непрерывного движения. И ее построили. Это - правильное решение. Но многие другие решения не совсем адекватны. Как, например, строительство моста в створе улицы Интернациональная с выходом на федеральную трассу М7. Общие затраты, которые составили чуть меньше 25 миллиардов рублей, считаю, - избыточный проект по требованиям. Больше есть необходимость соединить дополнительно автомагистралями центр Черниковки, как самый напряженный транспортный поток, с Демой. Если мы сделаем от Демы до Интернациональной, вдоль железной дороги, магистраль непрерывного движения, то за двадцать минут можно будет доехать! Из центра - за пятнадцать минут! Это те транспортные возможности, которые могут быть реализованы. Они действительно создадут совершенно другую ситуацию: с проспекта Октября уйдут все транзитные потоки. Это - основная причина транспортных коллапсов на проспекте!

- Вы упомянули улицу Интернациональную. При этом утверждаете, что этот мост там вообще не нужен, и что эти деньги гораздо целесообразнее республиканскому и уфимскому бюджетам вложить в другой объект. А именно в тот мост, который вы имеете в виду - в районе железнодорожного моста, который соединяет полуостров с Демой. Не поздно ли? Вопрос: чем тогда руководствовались специалисты транспортной логистики, когда изначально ставили на этот проект в створе улицы Интернациональной?

- Я не знаю, чем руководствовались эксперты, которые предлагают такое решение. Если взять постановление, по которому строится мост, в нем утверждается, что он заберет 20 процентов от нагрузки Затонского моста. В «час пик» там въезжает 3700 автомобилей. А 20 процентов - это получается 700 автомобилей в час. И при этом потратим мы на это все 8,4 млрд. рублей!  Очень дорого! А теперь представим: примерно те же затраты нужны на строительство моста Дема-Уфимский полуостров, по которому будут ездить, по сегодняшним прикидкам, как минимум, 3500 автомобилей в «час пик»! Нагрузка, получается, как минимум в пять раз больше! Самое главное - она решит нашу задачу по разгрузке Бельского моста, района возле Монумента дружбы, по улицам Заки Валиди и Пушкина. Они все разгрузятся! И эффективность, при тех же затратах в восемь млрд рублей, что планируются на мост от улицы Интернациональная в сторону Алексеевки, в пять раз будет выше!

- А кому и насколько был нужен изначально там этот мост сторону Алексеевки?

- Наверное тем, у кого есть там земля. Главные выгодоприобретатели - они.

- Но там может быть 10-20-30 богатых людей.

- Значит, они станут еще богаче.

- А вы не исключаете еще интерес, вложенный в сумму строительства моста?

- Возможно. Большая вероятность того, что была группа людей, которая пролоббировала данный проект. Есть более актуальные вещи, которые для города насущны. Из семисот, к примеру, автомобилей с трассы М7 на трассу М5 поедет в час не больше 30-40… Что, для такого количества транспорта нужен мост? Нет, считаю, особой необходимости, тем более, что строится Восточный выезд… Нам надо решать наши насущные проблемы, надо разгребать. У нас есть более напряженные транспортные потоки, которые надо  уводить с этих напряженных мест, делая дороги-дублеры. Например, у нас одна из самых напряженных - это Зеленая роща-Черниковка, другие.

- Я могу принять правильность и целесообразность вашей логики, но скажите: что теперь делать с проектом моста в створе улицы Интернациональная, который уже вот-вот начнут строить? Мостостроители руки потирают, кто-то кошельки толстые готовит: 8.5 млрд - большие деньги!

- Думаю, строители работают в тех условиях, которые им ставят. Не уверен, что строители лоббировали этот объект. Представьте: им дали контракт, надо построить. Кто заказчик - республика, чьи деньги – наши!

- Когда говорят "строители", имеют в виду людей не в ватниках, а в пиджаках и галстуках. Их шефы из «Уралмостостроя», наверняка, могут быть заинтересованы в получении такого жирного куска…

- Если будет строиться мост Дема-Уфимской полуостров, он так же будет заинтересован, и он ничего не потеряет. Вопрос в том, что нам нужны крупные дорожные инфраструктурные проекты, но они должны быть там, где наиболее существует потребность.

- Иными словами, то, что республика и городской бюджет вкладывают большие деньги не в тот мост, для вас очевидно. А для других?

- Многие специалисты, с которыми беседовал, согласны с моими выводами. Но есть официальная позиция…

- Чья?

- Властей рспублики. Есть решение, есть заказ. Это уже говорит об определенной политике.

- Т.е. остановить проект уже нельзя?

- Я бы все-таки зафиксировал убыток, как говорится в бизнесе. И направил деньги на более актуальные объекты. Наша задача сейчас не в эти разборки входить, а решать Считаю, что данный вопрос вполне имеет перспективу. Тем более, развязку на улице Интернациональной еще надо сделать. И сделать для того, чтобы вдоль железной дороги обустроить дорогу- дублер, чтобы по ней пошел транспортный поток.

- Признать неправоту принятия какого-то решения - это уже признак ума.

- Согласен, но иногда очень сложно повернуть весь механизм.

- Вот еще одна свежая новость. Процитирую. Мы говорили про Восточный выезд, касаемо его: «Работы по достройке тоннеля Восточного выезда в районе трамплина должны были возобновиться в этот понедельник, 20 января. Там тоже начинается мостовая история - транспортный проект, включающий тоннель, автомобильный мост, дорогу до трассы М5, а также создание системы взимания платы и автоматизированную систему управления движением планируется завершить в 2024 году». Общая стоимость проекта составляет уже 43 млрд рублей - там деньги ВТБ, другие деньги – словом, иная касса. Но, между тем, строительство тоннеля Восточного выезда могут затруднить подземные воды. Тут выныривает одна тонкость: «Агентство «Башинформ», ссылаясь на мнение гендиректора «Архстройизыскания» Владимира Камалова и кандидата геолого-минералогических наук Владимира Барышникова, не исключает нарушения гидрогеологических условий участка водораздельного пространства между реками Сутолока и Караидель, которую почему-то все называют Уфимкой или Уфой. И что  изменения потока подземных вод при проходке и эксплуатации объекта  могут привести к тому, что тоннель станет дренажным, принимающим с бортов все виды вод. А это будет способствовать активизации суффиозных и карстовых процессов, приводящих к провалам, оползням и просадкам грунта. Как пояснил Владимир Камалов, вышеназванные проблемы в целом разрешимы, но могут потребовать увеличения срока строительства и финансирования проекта. Кроме того, после ввода тоннеля в эксплуатацию, необходимо наладить его постоянный геологический мониторинг для своевременной реакции на опасные процессы, которые могут развиваться в окружающем объекте толщи земли, пишет информационное агентство. В качестве примера о возможных негативных последствиях приводится опыт строительства 120-ти метрового трамплина всего в четырехстах метрах от расчетной точки выхода тоннеля на береговой склон той же реки Караидель. После ряда серьезных оползней, как мы знаем, в 2016 году трамплин пришлось разобрать. Вопрос после такой долгой преамбулы: насколько нужен Уфе этот злосчастный Восточный выезд?

- Пугачевский мост в принципе выполняет ту же функцию. В принципе, он не является сильно загруженным. И я считаю, что он еще долго будет служить. Другое дело, что надо соединить проспект Октября с улицей Менделеева - это хорошая и правильная задача. И в этом месте он просится. Но думаю, это можно сделать с меньшими затратами. Тут решение, как я понял, уже принято. Любое сложное инженерное сооружение предполагает его сложное обслуживание.

- А возможные оползни, карстовые пустоты?

- Геодезию там уже разработчики проводили не один раз, и не один год. Полагаю, если они приняли решение строительства, что это можно сделать - значит это можно сделать. Этот тоннель так долго то закрывали, то открывали, и каждый раз изыскания проводились. Не думаю, что они были поверхностными. А что касается трамплина? Дело в том, что у нас сами склоны известковые, и порода не позволяет строить его. Он постоянно будет осаждаться, обрушаться, что вполне закономерно. Единственное, что вопрос обязательно должен быть исследован. Это - первое. Второе: всякое сложное инженерное сооружение, как тоннель, предполагает сложное обслуживание и, естественно, есть определенный побочный эффект, который может возникнуть в результате возведения объекта. Потому вполне возможно, что через тоннель, если его не сделать, как следует, пойдут дополнительные воды, способные осложнить геологию прилегающей территории.

- Если применить ту же логику и анализ, как при случае с мостовым переходом в створе улицы Интернациональная, насколько Восточный выезд востребован сегодняшней Уфе?

- Не уверен, что он, как платный проезд, будет окупаем. И не считаю, что найдется большое количество желающих проехать по нему, потому как есть альтернатива - Пугачевский проезд. И люди будут больше ездить по нему. Не вижу больших перспектив.

- Если суммировать: восточный выезд - 34 млрд. рублей, мостовой переход в районе улицы Интернациональная - 8,5 млрд. Более 40 млрд рублей мы теряем на те переходы, которые сегодняшней Уфе не так уж и нужны?

- Да. Я согласен с вами, что эти проекты не являются первоочередными. Мы не знаем, какая транспортная ситуация возникнет лет через тридцать-сорок. Возможно, тогда, при наличии средств, они будут востребованы. Но сейчас, в перспективе десяти-пятнадцати лет, более востребованы другие объекты. Тот же мост в створе улицы Интернациональная будет загружен на 16-30% от норматива. Это, считаю, очень мало.

Тогда такой вывод можно сделать: древние нас правильно предупреждали, что «ищи, кому это выгодно». Чуть позже мы начинаем понимать истинную подоплеку иных транспортных несуразиц. К примеру, возьмем пешеходный переход в районе аэропорта Уфа, близ металлобазы, которая используется на ноль целых, шиш десятых процента. Позже выяснилось, что по единичным жалобам жителей поселка Спутника, что находится рядом, интересант из свиты Рустэма Хамитова, воспользовавшись моментом, пробил ненужный проект стоимостью в десятки миллионов рублей. С мостом в створе улицы Интернациональная, дорогостоящим Восточным выездом нет подобной интриги? Как вы считаете? Где большие деньги, там большие аппетиты…

- Насколько знаю, по решение Восточному выезду было на уровне руководства России. Не думаю, что для большой страны это является большим инфраструктурным решением. Просто так сложилось. А вот по поводу моста в створе улицы Интернациональной… Нет в нем острой потребности. А первоочередные есть. К примеру, у нас тысячи и тысячи автомобилистов из Демы вовремя не могут приехать на Уфимский полуостров.


- Рустем Раисович, воспользуюсь тем, что я беседую с человеком, который очень много лет и много сил отдал именно транспортной логистике. Задам под занавес вопрос: какой вам лично видится, если не идеальная, то ближе к идеальной, транспортная концепция башкирской столицы? Что еще не поздно подкорректировать, что потеряли безвозвратно?

- Нельзя говорить, что что-то потеряли безвозвратно. Нужно попросту поставить правильные приоритеты. В первую очередь, надо соединять Дему с Уфимским полуостровом. Второе, надо создать дорогу-дублер Центр-Черниковка, т.к. там самый интенсивный транспортный поток. Более того, если все пойдет вдоль железной дороги, тот поток, что с Затона приходит, тут же будет перераспределяться, не выходя на проспект Октября. Третье: надо Зеленую рощу соединить с Черниковкой - нужна дорога-дублер. Там так же очень интенсивный поток: у нас одна из проблем - как из микрорайона Сипайлово проехать в Черниковку. Если вспомним, что происходит на «нахальном перекрестке»? Проблема там в том, что соединяются два транспортных потока: тот, что идет из Зеленой рощи и тот, что из Сипайлово. Место напряженное: нужна дорога-дублер! Там, кстати, кое-где есть съезды до берега. Если посмотреть от улицы Менделеева, можно их использовать. Надо расширять, делать. И это позволит разгрузить улицу Менделеева и проспект Салавата Юлаева.

- На моей памяти в башкирском Госкомтрансе последние десять-двадцать лет постоянно меняются руководители. Вас, таких умных, никто не пытался собрать в одном месте, чтобы выслушать все предложения?

- Как ни ругают Мухамедьянова, он собирает нас периодически. Сейчас есть рабочая группа «Городская электричка», я с ней периодически встречаюсь. Мы обсуждаем: не все, что он говорит нравится мне, не все, что говорю я, нравится ему. Но это нормальный процесс, потому что в дискуссии рождаются истины, которые позволяют решать проблемы.

- А дальше Мухамедьянова, вверх, ваши предложения идут?

- Я встречался с Назаровым, обсуждал. Предполагается, что будет совещание в Правительстве. Если оно состоится, выскажу свою позицию. Считаю, что нам крайне необходимо изменить парадигму развития прежде всего у нас. Нам нужно сконцентрироваться на наиболее насущных проблемах, что касается тысяч, сотен тысяч людей. Тогда будет развитие. У нас, к сожалению, так сложилось в транспортно-логистической системе, что потоки мы сконцентрировали в одном месте. Это неправильная градостроительная политика, мы должны их распределять! У нас есть улицы некоторые, которые свободны, по которым можно проехать, но мы забиваем центральные… Что-то изменить сразу вот в этой системе сложно, потому требуется инфраструктура. А будет инфраструктура - пойдет развитие. Если говорить о завтрашнем развитии города, это также и общественный транспорт. Не надо его противопоставлять личному автотранспорту, а надо их интегрировать, создавая транспортно-пересадочные узлы.

ПОДЕЛИТЬСЯ




Загрузка...

Последние новости

Замглавы района Башкирии заподозрили, что он пьяным протаранил автобус, скрутил номера и скрылся L
9:55 22 сентября 2020 | e 0
Ростислав Мурзагулов уходит с АО «Башинформ» L
9:40 22 сентября 2020 | e 0
В России предложили сделать бессрочными пособия безработным с детьми L
8:50 22 сентября 2020 | e 0
Уроженец Узбекистана осужден за ограбление храма в Уфе L
8:25 22 сентября 2020 | e 0
Около Байкала произошло землетрясение магнитудой 5,5 L
8:01 22 сентября 2020 | e 0
Прогноз погоды на 22 и 23 сентября в Башкирии L
22:30 21 сентября 2020 | e 0

Новости Уфы и республики Башкортостан
© Права защищены. 2008-2020