Без цензуры. Рустам Муратов: «Мы – не ведомство статучета, а министерство прорыва!»

12:41, 10 ноября 2019

| c17897

Новые лица в обновленном башкирском правительстве: кто они, что у них в «портфеле» на завтрашний день? Один из таких чиновников стал гостем авторской программы Азамата Саитова «Глаза в глаза». Итак, знакомьтесь: новый министр экономического развития и инвестиционной политики республики Рустам Муратов.

Без цензуры. Рустам Муратов: «Мы – не ведомство статучета, а министерство прорыва!»

Английский писатель Бенджамин Дизраэли, государственный деятель и политик 18-го века, как-то изрек: «Секрет успеха есть постоянство цели». И еще про постоянство: оно необходимо для великих дел. Не помню, кто эту мысль озвучил. Кажется, Вальтер. Так вот мы, живущие в Башкортостане, обрели, наконец, свое постоянное правительство без поднадоевших приставок «врио» к именам чиновников. Даже изменения, которыми жили последний год, казались оттого временными полумерами…

Позади первая трудовая неделя с небольшим у обновленного состава башкирского правительства. Но надеяться на беседу с незнакомыми доселе широкой публике ее членами казалась задачей нереальной. Пока освоятся, пока поймут, что за судьба им выпала… Но, тем не менее, мне это удалось.

Мой сегодняшний гость в авторской программе «Глаза в глаза», выходящей на портале ProUfu.ru, - новое лицо в башкирской властной вертикали. Это - вице-премьер правительства и одновременно министр экономического развития и инвестиционной политики Рустам Муратов.

Я - Азамат Саитов, здравствуйте! Приветствую и вас, Рустам Хамитович!

- Я был прав и неправ, когда, представляя вас, сказал - неизвестный широкой публике. Вы, тем не менее, наш земляк, начинали в двухтысячных в башкирском Минстрое, преподавали в БАГСУ, поработали в созданном при Рахимове Центре стратегических разработок. Но потом - Москва, вице-президентство в общественной организации «Деловая Россия», сопредседателем которой был, кстати,  первый вице-премьер правительства Андрей Назаров. И вы оба с ним - новые лица в башкирской власти. Каково там, наверху? Уже освоились в коридорах нашего Белого дома?


- Ну, если можно сказать так, освоился. Первая рабочая неделя была непростой, полной интенсива. Удалось погрузиться в текущую деятельность министерства, пласт работы которой сегодня довольно большой. Кроме министерства экономики, это еще ведомство цифрового развития, госкомитеты по предпринимательству, по внешнеэкономическим связям.

- Они все под вашей юрисдикцией?

- Да. Со всеми удалось провести плановые текущие совещания, определены стратегические задачи… Поэтому можно сказать, освоился. Большая задача - не снизить градус активности работы Минэкономразвития, которое было до этого. Без сомнения, министерство экономического развития является одним из ключевых ведомств, и тот посыл, который дает Радий Фаритович Хабиров с точки зрения экономики роста, конечно же, вести нам.

- Вы сказали «не снизить градус» предыдущего ведомства. Каким нашли этот градус, на каком он показателе был и есть ныне, на ваш взгляд?

- Во-первых, текущая деятельность министерства, которое возглавил, конечно же, на 90 процентов является статистически-аналитическим. То есть, говорить о новых инструментах развития, о драйверах экономического роста пока, по крайней мере, не приходится. И сегодня одна из основных моих задач – найти эти драйверы развития. Министерство экономического развития, на мой взгляд, - не орган, который должен обслуживать власти с точки зрения сегодняшних аналитических показателей и о них в удачной интерпретации докладывать руководству. Наша основная задача – разработка стратегии развития, поиск новых инструментов, постоянная экспертиза законодательства, инфраструктуры, взаимодействие с органами исполнительной власти. Это - точечное, «за руку», сопровождение инвестиционных проектов. И те KPI, которые сейчас создаем, должны стать именно анализом и именно результатом нашей практической деятельности. Поэтому не буду говорить, что градус текущей деятельности слабый. Его необходимо переформатировать на развитие.

- Наверное, не обслуживать, а быть, в какой-то степени, генерирующей структурой новых посылов?

- Однозначно! В двух словах: в последнюю неделю мы приступили к экспертизе инвестиционной инфраструктуры. Начали с территорий опережающего социально-экономического развития, так как они имеют еще и большое социальное значение.

- Сколько у нас ТОСЭРов в республике на сегодняшний день?

- Пять. Два были созданы в 2016 году, три ТОСЭРа - в этом году. К чему мы пришли при анализе их деятельности? Очень много пока несоответствия ключевым показателям, которые планировали при их открытии. Проблем много! Статистический анализ, вся информация - она относительна к сегодняшнему нашему положению. Конечно, появились резиденты, есть и объемы инвестиций, капиталовложений, рабочие места. Но когда начинаем сравнивать с другими регионами, с их ключевыми показателями, - там и вскрывается истина. Мы понимаем, что сегодняшние результаты недостаточны. Аналитика, которая была представлена Радию Фаритовичу Хабирову, привела к выводу: необходимо централизовать систему управления, усилить консультационно-экспертную функцию министерства экономического развития. Надо точечно работать с муниципалитетами, потому как во многом они остались один на один с теми задачами, которые есть. Ну и, конечно, немаловажно взаимодействие с федеральным центром. За прошедшую неделю установили взаимоотношения и переформатировали их с Фондом моногородов. Сейчас планируем с ним проведение первого мероприятия в республике, куда интегрируем экспертов в этой области: и сам фонд, глав муниципалитетов, инвесторов… Такой комплексный подход, мне кажется, приведет к результату, который перед собой ставим.

2.jpg

- Вы отметили, что муниципалитеты остались один на один с проблемами в этой сфере. В принципе это, наверное, одна из причин стагнации на местах? И тут же упомянули о налаживании более тесных связей с федеральными структурами. Если провести логическую линию, получается, что Минэкономразвития станет посредником между каждым муниципалитетом и самой Москвой?

- Однозначно - проводником. Министерство экономического развития в инвестиционной политике должно стать неким «одним окном» для входа всех инициатив. И для муниципалитетов, конечно же, в координации взаимодействия, взаимоотношения с федеральным центром! Уже сейчас мы дорабатываем стандарт делового климата, который хотим реализовать в муниципальных образованиях. Цель: не плодить стандарты, которые у нас в России стали нарицательными понятиями, а создать инструкцию, некие правила поведения для каждого муниципалитета, инструментарий, которые позволят ему создать безопасную среду для реализации любого бизнес-проекта. Это - правила поведения, которые будут формировать у муниципалитета ответственность даже за деятельность федеральных органов власти! И, плюс к этому, рекомендации по их реализации. Безусловно, это -  помощь, не перенаправление документа на муниципальный уровень, а его сопровождение, причем, качественное! Мы сейчас уже думаем о системе обучения глав администраций, которая предполагала бы проектный подход. Результатом обучения должны стать некие проекты типовые и не совсем типовые, лучшие муниципальные практики, которые глава администрации сможет реализовать у себя в муниципалитете. Буквально в этот понедельник будем рассматривать результаты заявительной компании республики для участия в федеральных целевых программах, результатах исполнения государственных программ. Здесь важна ежедневная работа с федеральными органами власти. Не секрет, что наши соседние регионы в этой области ушли далеко вперед.

- Для них Москва ближе, нежели для нас. Ближе, увы, не территориально…

- Считаю, что Москву делают «ближе» как раз люди. И у нас есть шанс, когда при каждом федеральном министерстве могут быть «закрепленные» сотрудники.

- Это то, к чему и Радий Фаритович неоднократно призывал всех, в том числе и депутатов от республики в Госдуме - установлению более эффективных деловых связей с федеральными структурами. Если говорить открытым текстом - лоббированию интересов своего региона…

- Однозначно, и об этом надо говорить! В 2018 году Радию Фаритовичу удалось переформатировать взаимоотношения с депутатским корпусом, качество работы повысилось! Мы понимаем даже в статистических показателях, что эффективность взаимодействия и взаимоотношений с федеральным центром стала выше на порядок. Но качество подготовки документов заявительной компании оставляет желать пока лучшего…

- У вашего министерства весьма ответственный участок - сфера экономического развития и инвестиционной политики. Со вторым более-менее понятно, а вот с экономикой… Тем более, что обновленный состав ведомства глава республики так и назвал - «правительство развития». Какой лично вам видится дальнейшее экономическое развитие Башкортостана? Отчего планируете отталкиваться, какие ресурсы есть для того? И что на финише первого, скажем, года работы будет у вас? Понятно, что не заглядывали так далеко, но, тем не менее …

- Во-первых, потенциал Республики Башкортостан однозначно большой. Экономический рост, который показываем, с каждым годом выше среднероссийского. Есть специфика экономической конъюнктуры, есть промышленность, которая в региональной экономике занимает более тридцати пяти процентов. И это, безусловно, драйвер нашего развития. Им надо заниматься. Но для того, чтобы выполнить все планы, которые ставятся Радием Фаритовичем Хабировым и задекларированы в его 310-ом Указе, необходимы прорывные инструменты. Нужно обогнать все регионы по формированию делового климата, инвестиционной инфраструктуры и по взаимоотношению со всеми институтами развития. Здесь конкуренция очень большая! И, наверное, результат первого года работы - настроить систему, которая будет привлекать инициативы, эффективно реализовывать инвестиционные проекты, и которая поможет сдвинуть процесс текущего сегодняшнего делового климата в сторону радикальных, положительных перемен. Наша задача, чтобы Башкортостан в этом отношении стал самым безопасным регионом!

- Хорошо, что у вас есть определенное видение осени 2020-го года. Тем не менее, на кого вы предполагаете опираться? Какой у вас есть, скажем так, людской ресурс? Не штат собственного министерства, а единомышленники в регионе, республике…

- Единомышленников в республике очень много. Мне кажется, что у нас одним из богатств всегда была активная позиция населения. И мы сегодня, буквально через час, начинаем стратегическую сессию по формированию делового календаря Башкортостана. Задача поставлена главой республики. И желающих принять участие в ее работе много! Наладить конструктивное взаимоотношение со всем бизнес-сообществом, с экспертами - одна из наших задач. Опираться на внешние возможности не приходится, поэтому в любом случае необходимо будет выстроить эффективную коммуникацию с людьми, которые есть…  

- Об улучшении инвестиционной политики в республике говорилось и раньше. Ожидается продолжение наработанных доселе заделов или нас ждет совершенно новый взгляд на привлечение больших денег в Башкортостан?

3.jpg

- Об инструментах привлечения инвестиций, вы правы, упоминалось ежегодно и постоянно - что-то новое здесь трудно придумать. Мы же говорим об эффективности и тех инструментах, глубине проработки, которая бы позволила нам создать наиболее лучшие условия среди всех регионов России. Мы понимаем, что меры, регламентирующее привлечение инвестиций и их сопровождение, пока недостаточны, нужны прорывные механизмы. Любой инвестор, который заходит к нам в регион, должен понимать, что здесь наиболее лучшие условия для реализации своего проекта.

- Из чего он это должен понять?

- Это декларированные государством возможности: инструменты субсидирования, неизменности условий, с которыми он заходит в регион. И госгарантии, которые даются инвестору при реализации его проекта. И, конечно, стимулирование, инфраструктура, площадки. На сегодняшний день у нас, если говорим об инфраструктуре, сделано немало: это и две особые экономические зоны, которые планируются к реализации, и десять индустриальных парков, и пять ТОСЭРов. Мы на этом не останавливаемся. Указ главы республики №310 поставил перед нами задачу еще и создания свободной экономической зоны туристско-рекреационного типа. Мы сейчас начинаем ее «упаковывать». Но вся деятельность по привлечению инвестиций должна быть комплексной.

Первая рабочая неделя обновленного правительства показала, что у нас все органы государственного управления, так или иначе, реализуют инвестиционную политику. Сейчас готовим положение совместно со всеми департаментами, для чего в министерстве экономического развития создали рабочую группу. Наша цель - централизовать инвестиционную политику. Мы хотели бы, чтобы все подразделения и органы исполнительной власти, которые так или иначе причастны к реализации инвестиционной политики, стали единым механизмом. Мы не говорим о создании дополнительного ведомства, мы все занимаемся общим делом. Может, на принципах проектного офиса и программного подхода будем встречаться раз в неделю, ставить перед друг другом задачи, реализовывать, определять KPI, отчитываться друг перед другом…

Сейчас бывает так: министерство экономического развития, как кураторы инвестиционной политики, готовит совещания в формате «инвестчаса». И мы, как инструмент по привлечению инвестиций от министерств и ведомств, наработанных ими, «упаковываем» и выносим на обсуждение в правительстве. Так не должно быть! Мы должны стать законодателями инвестиционной политики! Коль мы ответственны за результаты в этой сфере, давайте тогда определять условия и правила деятельности в этом отношении. И наша задача сегодня - консолидация усилий органов исполнительной власти, муниципальных образований и институтов развития. Мы все должны работать над одной главной целью: создание уникального делового климата, привлечение инвестиций и сопровождение каждого инвестора за руку! Если этого не будет, механика будет проскальзывать.

- Вас с Андреем Назаровым, новым первым вице-премьером нашего правительства, объединяет совместная работа в такой авторитетной структуре, как общественная организация «Деловая Россия». Ваш богатый московский опыт, обширные личные международные связи Андрея Геннадьевича, совместные федеральные наработки из копилки «Деловой России» - все это применимо на башкирской земле? И если да, то как это видится вам лично?

- Безусловно, применимо. В нашей беседе я несколько раз делал акцент на деловом климате. Не секрет: очень много проектов, которые мы реализовывали в «Деловой России», были так или иначе связаны с созданием в стране комфортной бизнес-среды. Все эти наработки будут применяться и в республике. Буквально на следующей неделе мы проведем большое совещание, куда пригласим сотрудников аппарата уполномоченного по защите прав предпринимателей, ведомства, которые занимаются контрольно-надзорной деятельностью. Будем искать причины сегодняшнего положения дел по рейтингу админдавления - мы по Российской Федерации на тридцать восьмом месте. Это ни плохо, ни хорошо, но такое положение дел нас не устраивает. Нам надо выстраивать эффективную коммуникацию по профилактике правонарушений, улучшению наших показателей. Что касается деятельности по международной интеграции, то занимались проектами в Сирии, в Европе. И хотим применить этот опыт, коммуникации теперь на благо республики. Но мы не должны забывать одно: если глазами внешнего инвестора, который находится, к примеру, сегодня в Европе, посмотреть на Башкортостан, то 90 процентов из них не знают, где это, что это, и почему они должны реализовывать свой проект у нас? Мы сейчас во многих вещах не конкурентны: есть Москва, Петербург, даже Татарстан… И зачем нужно инвестору реализовывать проекты в Башкортостане? Давайте сами ответим на этот вопрос. Когда найдем ответ, тогда и создадим информационное пространство, условия для реализации любого инвестиционного проекта. И инвестор будет понимать, для чего надо ехать в нашу республику. Тогда это будет нашим успехом!

- Согласен с тем, что европейские инвесторы не знают, где находится Башкортостан. Я сам видел их реакцию летом этого года, когда «Деловая Россия» проводила Зауральский инвестиционный форум, организатором которого были Андрей Назаров, вы. Это было действительно удивление, восхищение... Такого рода форумы будут проводиться на башкирской земле, помимо Зауралья? Или в другом, может, формате?

- Однозначно будут. Что касается взаимоотношений «Деловой России» с международным истеблишментом - были даже в чем-то авантюрные проекты. Ну, например, мы провели презентацию Республики Крым и Ялтинского международного экономического форума в Европарламенте. Конечно, никто не ожидал, что у нас это получится, но мы это сделали!

- Этот ялтинский форум придумал в свое время и организовывал Андрей Назаров?

- Да, он – совместный проект Андрея Геннадьевича и «Деловой России» при поддержке регионального Совета Министров. В новейшей истории Крыма это стало прорывным инструментом. Пятый по счету юбилейный Ялтинский форум собрал представителей уже 89 стран! С этого года новый оргкомитет возглавит Дмитрий Козак: форум стал полностью правительственным.

- Что-то типа Ялтинского формата можно будет придумать когда-нибудь и в Уфе?

4.jpg

- Нужна активность. Сегодня амбициозная задача по формированию делового календаря республики - это триста деловых мероприятий. Руководством Республики Башкортостан поставлена задача - сделать участие в мероприятиях качественным, эффективным, с точными критериями эффективности. Хватит ездить по миру, призвал чиновников как-то Радий Фаритович. Поэтому эти триста деловых мероприятий будут реализовываться. Уже до Нового года, к примеру, пройдет форум «Башкортостан зовет!». Мы соберём всех инвесторов республики, которые уже реализуют свои инвестиционные проекты. Это будет открытый разговор Хабирова с ними, общение с ними на предмет будущих вложений и перспектив сотрудничества. Буквально в ноябре пройдет международный деловой форум «Башкортостан-Европа» - такого формата еще не было. Он пройдет в Вене, в штаб-квартире ООН, где планируем презентацию примерно перед 170 странами мира! Готовим такое мероприятие. Так же в ноябре пройдет первый форум по исламским инвестициям. Мы уже провели большой мозговой штурм, Радий Фаритович идею поддержал. Отправили все необходимые письма в Москву для согласования проекта, включения в состав комитета сотрудников и представителя Министерства иностранных дел. Предполагаем, что это станет дополнительным драйвером развития, не реализованного до этого в Башкортостане. Мы хотим, чтобы Уфа стала финансовым центром исламской экономики, исламских инвестиций!

- Как известно, 2024-й год в соответствии с сентябрьским Указом Радия Хабирова за номером 310, о котором вы уже упоминали, объявлен рубежным: перед правительством Башкортостана поставлена задача достичь определенных показателей в сфере социально-экономического развития -  вхождение республики в число регионов лидеров по ключевым направлениям: создание условий для развития человеческого потенциала, формирование комфортной среды и обеспечение устойчивого экономического роста, формирование благоприятного инвестклимата и создание условий для развития предпринимательства, улучшение региональной инфраструктуры. Вам, как профильному министру, не кажутся они чересчур амбициозными целями?

- Нет. Скажу больше: в кулуарах правительства эта цель обозначена как минимальная. Мы для себя понимаем, и это звучит на заседаниях правительства - необходимо показать конкретные результаты, выйти от деклараций к достижениям целевых показателей. Нам это, считаю, по силам. Указ главы республики полностью переходит в стадию проектно-программного подхода. Это двадцать две проектные инициативы, кураторы, руководители, определение ключевых показателей, инструментов и достижений. Цели точно достижимы, надо работать.

- Тогда удачи вам! Спасибо большое, что нашли время в плотном субботнем утре, благодарю за исчерпывающие ответы!


ПОДЕЛИТЬСЯ




Загрузка...

Последние новости

Определен размер пенсии для россиян в 2021 году L
8:50 21 октября 2020 | e 0
«Она сама выпала»: получил срок житель Башкирии, который выбросил подругу из окна 9 этажа L
8:25 21 октября 2020 | e 0
В России предложили отменить плату за ЖКХ семьям с доходом ниже прожиточного минимума L
8:01 21 октября 2020 | e 0
СOVID-19: последние данные по России, Башкирии и миру L
23:32 20 октября 2020 | e 0
Прогноз погоды в Башкирии на 21 и 22 октября
23:21 20 октября 2020 | e 0
В 60 регионах оклады педагогов ниже МРОТ. Башкирия в их числе L
23:04 20 октября 2020 | e 0

Новости Уфы и республики Башкортостан
© Права защищены. 2008-2020