Без цензуры


Без цензуры с Булатом Юсуповым: «Рами Гарипова, защищающего культурные интересы, назвали националистом, хотя он им никогда не был»

14:40 01 Октября 2019 | 5578
Автор: Фарит Ахмадиев
Все материалы автора

Кинорежиссер Булат Юсупов собирает средства на фильм о Рами Гарипове.

Без цензуры с Булатом Юсуповым: «Рами Гарипова, защищающего культурные интересы, назвали националистом, хотя он им никогда не был»
Фото из архивов близких семьи.

– У нас сегодня в гостях кинорежиссер Булат Тимербаевич Юсупов. Я хочу вас поздравить с приятной новостью: именем вашего отца, Народного поэта Башкортостана Тимербая Юсупова названа школа в Дуванском районе! Расскажите об этом.

– Это Республиканский лицей-интернат в районном центре в Месягутово, где обучение ведется на башкирском языке. И отец, когда жил в Абсалямово, часто посещал этот лицей. Там проводились «Юсуповские чтения». И это для нас долгожданная новость и, конечно же, отцу было бы приятно, ведь он тесно был связан с родиной. Я хочу поздравить и Дуванский район, и всех любителей поэзии Тимербая Юсупова с этим большим событием! Конечно, это очень приятно и очень ценно.


– Раз речь зашла о Народном поэте, то хочу зачитать одно стихотворение Тимера Юсупова в моем переводе.

Не знаю, доживу ли до весны? 
От долгой все устали мы зимы. 
Я бабочку легонько взял в ладони, 
Какие только она видит сны? 

Горячим я ее согрел дыханьем, 
Хоть стужа за окном была. 
И ожила душа в ней от старанья, 
И затрепетала вдруг она. 

Бабочка ожила и несмело, 
Как утром распускается цветок, 
Распахнула крылышки, взлетела 
Из ладони вверх на потолок. 

Когда в конце пути взорвется сердце, 
И в небеса взлетит моей звездой, 
Пусть и меня возьмет в ладони вечность,
Где обрету я, наконец, покой.

Хочу продолжить, что неспроста у вас, как у сына поэта, идут подряд такие киноленты: это «Бабич», «Первая Республика», где также показаны портреты многих наших поэтов, и вот сейчас вы захотели снимать новый фильм – и опять о поэте - о Рами?! Расскажите, почему так?

– На самом деле поиск третьей части шел всегда, основа хорошая – это трилогия, если мы говорим, что первая картина «Бабич» - о тех людях, которые придумали это новое общественное устройство, нашу Республику, то второй фильм «Первая Республика» - это о строителях, которые воздвигали ее, создавали этот проект: театры, институты, научные центры, открывали нефть и т.д., то  третья часть  говорит о сохранении этих завоеваний, достижений. Рами Гарипов как человек, который впитал в себя все идеи того периода, 30-40-50 годов, затем период ХХ съезда, период «оттепели», он очень ярко раскрыл их в своем творчестве. Рами Гарипов очень почитался и в нашей семье, мой отец в последние годы очень близко общался с Рами Ягафаровичем. И затем всегда каждый свой шаг сверял с Рами, размышляя, как бы он поступил в данной ситуации.

Говоря о Рами Гарипове, мы будем говорить о целой плеяде людей. О тех проблемах, которые тогда возникали, например, о сохранении национального языка, о сохранении национальных изданий. Ведь такой вопрос был и тогда, в 1963 году, когда Рами Гарипов был одним из инициаторов сохранения газет на родном языке, национальных изданий по всей Российской Федерации. Поэтому Рами – фигура очень интересная и мне думается, что Рами Гарипов не должен быть только внутренней историей тех, кто учился в гимназии имени Гарипова, тех, кто знаком с творчеством, а пришло время поделиться с массами этой легендой. Я постараюсь снять такое кино, которое привлечет в культуру, в том числе в поэзию, много интереса.

– А не кажется ли, что поэты – это такие современные сэсэны, жрецы, хранители Духа народа, Это практически такие же шаманы, как те, которые идут из Якутии в Кремль и сотрясают его стены даже на расстоянии в тысячи километров? Это такие люди как удмуртский ученый Альберт Разин, которые выходят к правительству ради своего языка, ведь он тоже вышел как Рами Гарипов, но не был услышан и совершил акт самопожертвования ради родного народа? Вот мне стало интересно: снимет ли удмуртский режиссер фильм об этом? Вот и Рами Гарипов тоже находится с ними в одном ряду, как человек, пошедший против всей системы?

– Я думаю, тут есть параллели, ведь Рами Гарипова, который защищал культурные интересы, назвали националистом, хотя он им никогда не был. Ведь жена у него была украинка, а мама его была наполовину русская; своим творчеством он внес огромный вклад в дружбу народов, переводя Пушкина, Лермонтова, мировую литературу. Поэтому я хочу говорить о Рами Гарипове как о цивилизаторе, человеке, который хорошо понимал всю сложность понятия «культура», понимал, что нет будущего, если не сохранить свой язык, свою историю, свою культуру. 

Мне кажется, что Рами Гарипов настолько эмоционально переживал, очень болезненно реагировал на давление, которое впрочем, власть оказывала на многих деятелей культуры, невзирая на национальность. Возьмем того же кинорежиссера Тарковского. Который снимая картину «Андрей Рублев», получал указания сверху. То есть в гонениях мы не были уникальны во время неправильных идеологических процессов, запущенных Хрущевым. Но Рами Гарипов был очень крепок духом, был стоек и мне хотелось открыть в нем эту человеческую силу.

_MG_4216.jpg

– Расскажите, пожалуйста, как обстоит у нас в республике дело с показом башкирских фильмов. Ведь вы с помощью Фонда «Урал» смогли провести обширные поездки с фильмом «Первая Республика» по Башкортостану?

– Если говорить о кинопрокатной системе, которая была раньше, то мы были в авангарде кинопроката, у нас были техникумы, где обучались киномеханики. Сейчас эта система другая, она коммерциализирована, осталось очень немного государственных кинотеатров. А картины набирают просмотры не через количество зрителей в зале, а количеством залов. По стране насчитывается 900 залов, которые заточены под большие проекты, в таком случае картины имеют какой-то финансовый результат. Но мы находимся в более сложном положении, нам приходится втискиваться в местные кинотеатры, там определяют расписание из Москвы и т.д., конкурировать здесь мы не можем, спасает нас киномобиль от Киностудии «Башкортостан». 

Вот мы самостоятельно при поддержке Фонда «Урал» провели показы в 54 районах и городах нашей республики. Здесь не только важны финансовые показатели, нам важны культурно-духовные результаты, которые происходят со зрителем после просмотра. Многие нам пишут, что стали изучать подробно историю, литературу и культуру. Это самый большой результат, который я считаю действительно важным.

– Снова возвращаясь к картине Рами Гарипова: многие помнят поэта, как очень яркого красивого человека и возникает законный вопрос: а вы нашли актера на главную роль, вы нашли Рами?

– В данный момент идет процесс поиска, пока мы не собрали финансы и не можем проводить эти технологические процессы как кастинг, но безусловно есть ряд людей, которые смогли бы исполнить эту роль. И сейчас идет такой внутренний процесс поиска, мы присматриваемся к тем или иным артистам, наша актерская школа достаточно сильная, у нас отличные артисты. Я считаю, что этот артист будет найден, безусловно, если нет хорошего артиста, то нет и хорошего фильма. История фильма – история героя. Безусловно, ваш вопрос абсолютно справедлив, мы думаем, что будет хороший артист, который возьмет на себя правильное внимание и будет правильно развивать историю.

_MG_4227.jpg

– Но ведь пока речи нет о государственном финансировании. А задача собрать деньги на фильм кажется такой невыполнимой. Съемки хорошего фильма требуют хорошего сбора денег. Ведь деньги – это инструмент. Вы объявили сбор и немножко собрали. Как считаете: дееспособен ли наш башкирский народ поддержать такую идею съемок фильма?

– Вы знаете, я уверен, что наш народ способен на это, и  что государство подключится. Ведь есть и такой подход, что пусть нас сначала государство профинансирует, а потом мы вам снимем фильм. Мы выбрали другую тактику: мы должны показать идею того, что эта картина нужна людям. Вопрос не стоит в количестве денег, вопрос стоит в количестве людей, которые своим отношением, своим рублем скажут: «Да, действительно, эта картина нам нужна». Почему я объявил такой сбор и прошу всех, кто не равнодушен к творчеству, кто хотел увидеть это кино на экране, поддержать нас? Потому что эта тема не только моя, эта тема общая – национальная. 

Вот сейчас проходят мероприятия, посвященные 100-летию Мустая Карима, безусловно, что сейчас Мустафа Сафич тоже бы выступил за сохранение родного языка, потому что сегодня на самом деле под ударом находится огромное культурное наследие, которое мы как потомки обязаны сохранять, развивать. Нужно его преподнести молодому поколению, которому сейчас 10 лет, оно должно читать эти стихи, смотреть эти фильмы. И я, как популяризатор, вижу в этом огромную задачу. 

Безусловно я вижу, что республика подключится, и я надеюсь на это. Идея народного фильма мне очень близка. Мы даже придумали такой слоган: «Народному поэту - народный фильм!». Эта идея с точки зрения маркетинга уникальная. В России есть такой опыт – это фильм «28 панфиловцев», который действительно очень качественный, хороший фильм. Я думаю, это будет для нас хорошей проверкой себя с точки зрения того, что мы являемся народом, нацией, которая действительно развивается и сохраняет свою культуру.

– Мне хочется поговорить об одной стороне таланта Рами Гарипова – о художественном переводе. Я и сам учился на переводчика в Литинституте и недавно перевел одно стихотворение Рами Гарипова:

Мир снова засиял как в день творенья,
Цветами радуги наполнилась душа.
Я в сердце разогнал в одно мгновенье
Мне закрывавшие свет неба облака.

Цветет весна вокруг пленяя глаз,
Сверкает неба купол надо мной,
Ведь снова я люблю как в первый раз,
И от твоей любви я снова молодой.
 
И снова наслаждаюсь вдохновеньем,
И не стыжусь назваться я поэтом.
Прочесть хорошее стихотворенье –
Есть истинное счастье в мире этом!

Рами Гарипов известен как переводчик, вам знакома вот эта его книга? Эта книга «Омар Хайям. Рубайят. В переводе Рами Гарипова на башкирский язык». Это история достойна отдельной серии в фильме о Рами, потому что перевести более 300 рубаи – это художественный подвиг Рами Гарипова ради башкирского языка. Вот этот момент будет ли включен в сценарий фильма? Вообще о сценаристе расскажите тоже.

– В данный момент у нас предварительный сценарий, мы работаем в той же творческой команде с Гульсясяк Саламатовой и Тансулпан Бабич. В основу сценария взяты дневники поэта. Мне хотелось бы снимать картину не как отдельные клипы под стихи. Я бы хотел раскрыть его жизнь бытовую, его жизнь реальную. Потому что борьба проходит не только за листком бумаги, борьба проходит в выборе своего жизненного пути, потому что он действительно искал себя, я хотел показать то, как человек решал какие-то внутренние вопросы семьи, вопросы с властью, хотелось бы показать художника ищущего. 

Если помните, то Андрей Рублев не рисовал в картине фрески, они появились только в конце. И мне кажется, что зрителю была бы интересна его философия, его психология, его тонкие отношения с друзьями. Я хочу показать тонкий психологический портрет, который Рами Ягафарович оставил в своих дневниках. Конечно, же будет в фильме его история, связанная с его переводом рубаи Омара Хайяма, с его поездкой в Узбекистан, с поездкой на юбилей Саади. Мы как бы расширяем географию сценария, у нас будет и Москва, и Малеевка, и Переделкино, и Уфа и Аркаулово, и будет в том числе Ташкент, что придаст картине особый изобразительный колорит.

_MG_4203.jpg

– Представляя все это и практически предвкушая появление этого в фильме, у меня возникает такой вопрос: а вот Тимер Юсупов появится в кадре?

– Пока в сценарии он не написан. Понимаете, Рами Гарипов силен учениками, даже в тот период, когда он работал в журнале «Башкортотан кызы» он очень помогал развивать женскую поэзию. У него действительно есть последователи, которые затем продвигали башкирскую поэзию в последующие годы. Это и Равиль Бикбай, и ваш отец Вафа Ахмадиев – это уникальные люди, которые были всегда близки своим каким-то внутренним ощущением жизни. И мне хочется показать в картине, что есть последователи, которые ведут идею Рами дальше. Мне не хотелось бы выдвигать отца как ближайшего ученика Рами, но он должен присутствовать, безусловно, как и Даги Бабич, это отец Тансулпан Бабичевой, который учился с Рами Ягафарофичем в Литинституте. Наша история расскажет об этой эпохе.

– Булат Тимербаевич, вот у вас с собой книга, расскажите о ней.

– Это мой учебник «Как снять свое кино?», который я рекомендую в своей Киношколе. Я веду ее много лет и выпустил десятки кинодеятелей, в том числе и нашего продюсера Леонида Филинова. Всего в Киношколе мы сняли 184 фильма. Провели три кинофестиваля, например, в этом году был кинофорум «Слово Земли». С этой книгой я веду занятия и буду рад новым ученикам.

_MG_4232.jpg

– Хотелось бы услышать вот о чем. Башкиры – в основном мусульмане и у нас есть разные праздники, где принято раздавать пожертвования. Если определиться, что съемки фильма - это такой праздник башкирского духа, то какой размер пожертвования вы нам назначаете?

– Я не могу никому ничего назначать, но когда снимаешь кино, то речь идет не только о деньгах, нам все нужно. И строительные материалы, и гостиницы, и питание, и транспорт. Поэтому нам нужна любая помощь. И мы будем благодарны и обязательно укажем в титрах имена тех, кто помог. Так в «28 панфиловцев» 15 минут шли титры и народ увидел, как важна идея народного единения. Вписать в себя в историю картины - это тоже возможность послужить народу. Помощь - это вклад в общее дело, сумма не принципиальна. Рами Гарипов достоин качественной картины! И она будет достойна российского уровня.

– На каком языке будет сниматься кино?

– На башкирском будет сниматься, безусловно, там будет речь и на русском языке. Здесь проблем не вижу. Для меня важен красивый кинематографический язык. Разумеется, что красивые стихи Рами Гарипова на башкирском будут звучать обязательно!

– Спасибо, Булат Тимербаевич! Конечно, наша беседа не охватила всех проблем башкирского кино и конкретно будущего фильма о Рами Гарипове, но надеюсь, что сегодняшний разговор заставит задуматься наших соотечественников и этим будет полезен. Спасибо вам!


ПОДЕЛИТЬСЯ

Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER


Новости партнеров



Рекомендуемое



Спецпроекты


Тесты




Карточки



Афиша





---

Опрос

После отъезда Айдара Губайдуллина из страны, другим фигурантам дела о массовых беспорядках в Москве могут отказать в изменении меры пресечения на подписку о невыезде. Как вы считаете, правильно ли он поступил?

Пройти опрос

Происшествия



Сексуальная пятница