18+
Общество

Зиннат Аллаяров: «Учитель превращается в обслуживающий персонал»

20:00 05 Апреля 2018 | 2854
Автор: Нурия ФАТХУЛЛИНА
Все материалы автора

Дискуссии о создании предуниверсария на базе РХГИ им. К.А. Давлеткильдеева все еще не утихают. Ранее директор РХГИ Гулемеш Садыкова отмечала, что гимназия хочет работать с УГНТУ, поэтому отказалась быть предуниверсарием БГПУ им. М. Акмуллы. Однако, как стало известно ProUfu.ru, готовятся документы для сотрудничества между РХГИ и педвузом.

Как будет работать предуниверсарий и какие перспективы ждут школьников, рассказал руководитель Центра развития одаренности школьников БГПУ им. М. Акмуллы Зиннат Аллаяров.

Зиннат Аллаяров: «Учитель превращается в обслуживающий персонал»
Фото: biz.a42.ru

- Вы выступаете за организацию центров для одаренных детей. Почему?

- Существует две стратегии по работе с одаренными детьми. Одни говорят, что у всех детей есть способности. Не важно, предметная это область, спорт или искусство. Другие уверены, что гениев мало, талантливых много, а способны все. Чтобы выявить этот талант, в каждом детском саду, школе должна действовать система для их поддержки. Мы знаем, что в простой сельской школе есть проблемы с педагогическим коллективом, материальным обеспечением и другие. А гимназии-интернаты изначально создавались для того, чтобы туда приходили более талантливые дети. Потому что там программа обучения другая, углубленное изучение предметов, есть профильные классы. Нужно стремиться к тому, чтобы самых талантливых отправляли в специализированные школы.

- Но как выявить этот талант?

- Для этого ребенка нужно в чем-то испытать. А лучший способ – олимпиады. Сначала это школьный уровень, дальше муниципальный, региональный и всероссийский. Кроме того, есть еще много дистанционных олимпиад. Например, БГПУ проводит олимпиады по 22 предметам разного уровня. Представьте, если в школе с ребенком будет заниматься учитель, дома родители, ему предоставят дополнительные электронные учебники и задания, а тут еще вуз подключается. Мы вытянем этого школьника на высокий уровень. Одаренные ребята попадут в банк одаренных детей. И гимназии должны охотиться за такими детьми, создавать им условия. Но, к сожалению, в республике не работает система отбора. Республиканские гимназии как проводят конкурс? В конце июня они объявляют конкурс, проводится экзамены, кто пришел – тот пришел.

shutterstock_50867956.jpg

Фото: ru.vzglyadriv.kg

- Реально ли создать такое учебное заведение в Башкирии?

- На республиканском уровне есть музыкальный лицей, инженерный, художественный, БРГИ №1 и №3 в городе Кумертау. Но у нас нет гимназии высшего республиканского уровня. Во многих регионах эта система уже выстроена. Например, в Оренбургской области есть «Губернаторский многопрофильный лицей-интернат для одаренных детей Оренбуржья», в Татарстане «IT-лицей при Казанском федеральном университете», в республике Марий Эл «Многопрофильный лицей-интернат», центры для одаренных детей в Мордовии и Самарской области. Я перечислил только самые близкие. А сколько их по всей России? Очень много. А в Башкирии еще нет такого опыта, но мы к этому придем со временем. Наши гимназии-интернаты больше национальные, башкирские. Да, это правильно, мы должны готовить национальные кадры. Но этого недостаточно, нужно создавать гимназии для одаренных детей без учета национальности.

- Что все-таки будет с РХГИ?

- Я считаю, что в условиях гиманзии дети подстегивают друг друга на новые достижения, соревнуются, всесторонне развиваются. Но какой бы там ни был учитель, он один не вытянет это дело. Школьники должны выходить за рамки учебного заведения. Представьте, ребенок занимается физикой, но в школе не всегда есть функциональная лаборатория. Так почему бы ему не пойти в УГАТУ или БашГУ, где профессора вуза будут с ним заниматься? А по поводу передачи РХГИ в БГПУ... Да, изначально был такой разговор. Но потом решили, что гимназия должна оставаться республиканской. Мы согласны с этим, но хотим, чтобы у профессоров была возможность там преподавать. Это гимназия должна быть под нашим крылом, возможно, быть нашим структурным подразделением. Но пока еще не понятно на каком уровне будет наше сотрудничество. Если нам разрешат проводить свои лекции, вводить свои предметы, то польза будет. Сейчас мы сотрудничаем с другими школами, проводим для них какие-то мероприятия, но для научной деятельности и всестороннего развития школьника этого недостаточно.

- Почему БГПУ заинтересован в этом?

- Специфика педагогического вуз такова, что мы умеем строить образовательный процесс. Допустим, профессор УГНТУ хороший специалист в своей области, но чтобы общаться с детьми, нужны дополнительные навыки. Тем более, по нашим данным, старшеклассники РХГИ выбрали социально-гуманитарный профиль обучения, даже не находясь с нами в сотрудничестве. Мы приспосабливаемся к тому, что у них уже есть - будем развивать филологическое образование, социально-гуманитарное и художественно-эстетическое. Если нам дадут особые права, то мы будем приглашать и специалистов других вузов. Многие университеты стараются работать так, чтобы школьники поступали к ним. Это не обвинение в их адрес. Просто у каждого своя цель: УГАТУ отвечает за оборону, УГНТУ за нефтяную отрасль. У нас другой подход: мы хотим, чтобы наши ученики поступали в лучшие вузы и необязательно к нам.

Работая как педагогический вуз и отвечая за подготовку учеников, мы отвечаем за всю систему образования. Но если даже такая гимназия будет не при БГПУ, в другом ведущем вузе, мы все равно будем рады.

Без названия.png

Студенты БГПУ провели «Добрые уроки» для школьников Кировского района. Фото: news.sputnik.ru

- Как думаете, сегодня востребована профессия педагога?

- Педагогическая профессия не престижна. В БГПУ поступают те, кто менее способен поступить в другие вузы. Лучшие, естественно, уезжают в Москву, Санкт-Петербург, Казань и Екатеринбург. У нас не во всех вузах созданы условия. Например, не хватает мест в общежитиях. Поэтому обучаться в республике дорого, если снимать жилье. Еще в наших вузах не все специальности представлены. Допустим, человек хочет стать физиком-электронщиком. Конечно, он едет в Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана или в Московский физико-технический институт. А если хочет быть дипломатом, поступает в Московский государственный институт международных отношений. Для юристов есть Институт права БашГУ и Уфимский юридический институт МВД РФ. Но это же не сравнится с Московским государственным юридическим университетом им. О. Е. Кутафина, признанным на мировом уровне!

Мы даем достойное образование, но все равно педагогическая специальность не имеет высокого социального статуса. Если на бюджет еще поступают, то на коммерции идет сокращение. А это приводит к сокращению педагогических кадров.

- Если такой «неподготовленный» выпускник идет в школу, то можно ли говорить о качестве образования?

- Конечно, нет. Если человек изначально не хочет работать в школе, то он все равно уйдет оттуда. На воспитание и образование детей это влияет. Но человеку свойственно ошибаться. Даже если человек приходит в школу с большим желанием, то он может в профессии разочароваться. К счастью, это не составляет большинство. Если измерять уровень знания учителей на знание своего предмета, то говорят, что многие не знают его. Еще педагог – он психолог. В теории он может знать, какой психологический тип у ребенка – сангвиник тот или меланхолик. Но применять это на деле не может. Когда в одном из городов Башкирии создавали педагогический вуз, были как сторонники, так и противники. Сторонники говорили, что их дети не могут поехать учиться в столицу, так пусть учатся здесь. Противники утверждали, что если человек уезжает куда-либо, то он набирается культурного опыта, развивается, а если сидит на одном месте – то развития нет. Я помню, к нам школу приехали учителя из Ленинградского педагогического института им. А.И. Герцена. Вы понимаете, какая была разница между ними и местными?

c6da63a15261872089399cf7d8e4a104.jpg

Фото: areasam.ru

- Неужели дело только в престиже вузов?

- В советское время система образования была сферой, которая была обеспечена финансово, образование считалось социальным благом. Принцип такой был, что в каждом населенном пункте была своя школа независимо от количества детей. Да, 2-4 или 1-3 классы могли учиться вместе, но старшие классы, хоть там два ребенка, учились отдельно. Составлялся класс-комплект, исходя из которого формировался педагогический коллектив. Но сейчас иные механизмы. Образование объявили не социальным благом, а услугой. А раз услуга, то нужно считать жестко – сколько в классе детей, будет ли класс или нет. Поэтому идет оптимизация школ и сокращение учителей. Естественно, это отражается на учениках. Ребенок будет думать, стоит ли идти в школу, когда происходит тотальное сокращение. Тем более зарплата учителей намного ниже, чем у остальных специалистов. В 1943 году по указу Сталина повысили зарплату. Даже во время войны находили средства! Когда-то я уходил из системы образования. Тогда удивлялся, как в других сферах легко деньги зарабатываются. А чтобы учителю заработать 25 тысяч, нужно 30 часов работать, планы писать, дома готовиться, документы делать. А так жить нельзя. Каждый год в Башкирии готовим около пяти тысяч педагогов, а в школы приходят около 1,5 тыс. Помню, в 1993 году было самое большое количество детей в школах – более 625 тыс., а сегодня 430 тыс. Однако с каждым годом рождаемость увеличивается. Надеемся, классов будет больше, понадобятся новые школы или придется открывать когда-то закрытые, учителя будут востребованы. Но зарплата должна быть достойной - от 40 тысяч рублей.

90947cfa4b764524fe2d9d072b127a75.jpg

Фото: flashnord.com

- Вам не кажется, что раньше к учителям относились более уважительно?

- Раньше на учителя как бога молились. Потому что он был единственным источником знаний. Сейчас задача научить добывать эти знания, он становится тьютором. Его роль уходит на второй план, учитель превращается в обслуживающий персонал. Сегодня и дети не те. Раньше в каждой деревне был колхоз, папа с мамой работали. А сейчас многие не работают. Я слышал, что в некоторых семьях мама даже не встает проводить ребенка в школу, не готовит завтрак. Дети думают, что можно жить не работая. А в школе должны их приучить к труду, дисциплине, социализировать. Но мы одни не можем справиться. Работать трудно. Сама система образования, несмотря на то, что происходит в обществе, не развалилась. Кто любит детей, тот не уйдет. К счастью, таких много.

Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER

Хочешь получать свежие новости от ProUfu.ru прямо в своем мобильном? Подпишись на нас в Telegram.

ПОДЕЛИТЬСЯ
Новости партнеров

Уважаемые читатели ProUfu.ru! Комментарии проходят модерацию. Просьба уважать других участников форума и cоблюдать законы РФ. Комментарии, оскорбляющие других людей, содержащие нецензурную брань (даже в завуалированной форме),
имеющие признаки экстремизма, нарушающие многочисленные требования законодательства, публиковаться не будут.



Контент