• Свободная площадка
  • Конкурсы
  • Стартапы
  • Дом на Руставели
  • Общество

    Салават Хамидуллин: «У башкир не семь, а более сорока родов»

    10:24 01 Июня 2015 | 9846
    Автор: Гульназира БИИШЕВА
    Все материалы автора
    Салават Хамидуллин: «У башкир не семь, а более сорока родов»
    Фото Сергея Словохотова

    Больше года авторский коллектив ученых под руководством известного башкирского журналиста-историка Салавата Хамидуллина работает над созданием монографий о башкирских родах. На сегодняшний день ими издано 8 томов, каждый из которых посвящен тому или иному роду башкир. Готовится к изданию 9-й том. Сегодня мы представляем вниманию читателей интервью с Салаватом Хамидуллиным, который рассказал о том, как ведется работа над выпуском книг, какие научные открытия предшествовали этому и сколько на самом деле родов у башкир.

    Салават Ишмухаметович, с чего все началось, как родилась идея написать истории башкирских родов?

    – Можно сказать, что эта идея была всегда. Пример нам в свое время подал ученый-историк Анвар Асфандияров, издавший «Историю сел и деревень Башкортостана». Именно он открыл глаза нашему обществу, обнажив такую проблему, когда этнические башкиры северо-западных районов оказались оторваны от родного этноса, и в итоге у них сместилось самосознание.

    Захотелось продолжить эту работу, расширить ее, написать труд на методологической основе. Последнюю заложил еще этнограф Раиль Кузеев, изучавший быт, культуру, этническую историю и этногенез народов Среднего Поволжья и Урала. Нам хотелось дать молодому поколению старт для исследования своего собственного рода. Ведь мы живем в век глобализации, когда нас превращают в обезличенную толпу потребителей массовой культуры. Но ценность поиска индивидуального не может быть утрачена. Все эти умозаключения и привели нас к работе над историей башкирских родов. С начала прошлого года мы начали издавать свои труды. Пока свет увидели истории восьми родов.

    Работа ведь еще не закончена? В итоге сколько томов получится? Вы исследовали все башкирские роды?

    – Родовых подразделений у башкир более сорока. То, что нам преподносят, будто у башкир семь родов (ете ырыу), в корне неверно. Семь родов – это внутреннее деление юго-восточных башкир, позже эта цифра приобрела сакральный смысл и была перенесена на весь башкирский народ. Так вот, хотелось бы издать отдельные тома по каждому роду. Как это получится на практике – покажет время. Сейчас мы, а наш коллектив – это около десяти ученых, работаем над девятым томом. Большую лепту в проект вносят местные краеведы в городах и районах. Мы в тесном взаимодействии и с генетиками.

    То есть, кроме документов, вы используете и генетические данные?

    – Вот именно. Исторические документы, данные этнографии и генетические исследования – мы сравниваем результаты по трем направлениям. Это дает определенный эффект. Вот, к примеру, есть башкиры-таныпцы. Кузеев не дал ответа об их происхождении. Мы нашли письменные источники, свидетельствующие, что таныпцы относятся к Табынской волости. Генетика же показала, что таныпцы, проживающие сегодня на территории Балтачевского района, – прямые родственники башкир Аргаяшского района Челябинской области. Это факт, это данность, против которой нечего возразить. Когда мы нашли не только документальное, но и генетическое подтверждение – это нас поразило и вдохновило на дальнейшие поиски.

    "Генетический маркер бурзян и жителей британских островов похожи"

    Ревизские сказки XIX века, результаты переписей XIX и XX веков, метрические записи Магометанского духовного собрания – это ведь не полный перечень документов, которые были использованы? В своих изданиях вы приводите факты куда более ранних времен, например, совместный поход хорезмского султаната и кыпчаков 1182 года, историю китайской империи Ляо X века. Откуда все эти сведения, источники?

    – Действительно, мы используем древние источники в своих поисках, всевозможные персидские, арабские, китайские исторические документы. Все же мы историки, история – наш хлеб, и мы знаем, где искать нужные сведения. И ревизские сказки, и метрические записи, и данные переписи – все это является официальными документами, которые мы публикуем в каждом томе. Так что в этом смысле наше издание – хрестоматийное. Все может меняться, но не хрестоматийные источники.

    Можно ли с уверенностью сказать, что любой башкир, даже не знающий, к какому роду принадлежит, сможет по вашим книгам узнать, откуда идут его корни?

    – Если точно знаешь, из какой деревни твои предки, знаешь имя своего прадеда, то в 90% случаев найдешь документ, от которого можно оттолкнуться и идти дальше.

    Насколько мне известно, подобной работы у нас в республике еще не проводилось, да и вряд ли в России кто может похвастаться таким фундаментальным исследованием истории своих предков.

    – Действительно, мы проводили Всероссийский семинар, к нам приезжали историки, краеведы из Москвы, Томска, Перми и других городов, они в один голос заявили, что подобного труда еще не видели. Мы в этом смысле пионеры. Нам в данном случае повезло – у нас сохранилась родоплеменная структура. Мы знаем, у какого племени какая генетика. В Англии уже давно занимаются такими исследованиями, основанными на генетическом анализе, – с 60-х годов. Они давно установили генетический маркер жителей британских островов, который, кстати, оказался таким же, как у бурзянских башкир. Мы сотрудничаем с генетической лабораторией профессора Елены Балановской в Москве, она подтверждает, что наш опыт – единственный в своем роде в России.

    Некоторые упрекают вас в ненаучности выводов, считают, вы подтасовали некоторые факты. Как вы относитесь к таким заключениям?

    – Хочу сказать, что это голословное обвинение. Вторая часть каждого нашего тома состоит, как я уже отметил выше, из исторических документов. Это нейтральная реальность. И здесь полемику нужно вести в научном поле. Все базируется на официальных документах, если кто-то с ними не согласен, то должен оспаривать не нас, а документы, то есть объективную реальность.

    Население интересуется вашими томами? Какие отклики получаете?

    – Мы проводим презентации наших книг в районах и видим, с каким интересом откликаются люди, ищут сведения о своих предках, задают вопросы. У людей есть потребность изучать и знать историю своих прадедов – это, безусловно, радует. Наши книги ищут, они востребованы.

    Досье:

    Салават Ишмухаметович Хамидуллин – башкирский журналист, продюсер, ведущий и автор телепроектов, кандидат исторических наук. Родился в Стерлитамаке.

    Получил образование на историческом факультете Башкирского государственного университета.

    Лауреат Государственной премии РБ имени Салават Юлаева за проект «Историческая среда». Лауреат Республиканской премии в области журналистики имени Шагита Худайбердина. Неоднократно становился победителем международных и республиканских телефестивалей за свои документальные фильмы на исторические темы.

    Нашли ошибку в тексте?
    Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER

    Хочешь получать свежие новости от ProUfu.ru прямо в своем мобильном? Подпишись на нас в Telegram.

    Читайте также
    ПОДЕЛИТЬСЯ
    Новости партнеров

    Контент