ЛЕНТА НОВОСТЕЙ



Общество



Рафиль Асылгужин: «Я за многоженство. За все то, что способствует сохранению нации»

13:50 20 Апреля 2018 | 6819
Автор: Нурия ФАТХУЛЛИНА
Все материалы автора

В последнее время многие стремятся как можно больше узнать об истории своей семьи. Люди стали разбирать архивные документы и по крупицам собирать информацию о своих предках.  О том, почему важно знать свои корни, мы поговорили с кандидатом философских наук, краеведом, старшим научным сотрудником Центра изучения гражданских инициатив и одним из авторов проекта «Башкирика» Рафилем Асылгужиным.

Рафиль Асылгужин: «Я за многоженство. За все то, что способствует сохранению нации»
Фото: бфурал.рф

Шежере – моя история

– Вы один из авторов серии книг «История башкирских родов». Расскажите об этом подробнее.

– В каждом томе проекта собран максимально полный объем наративных источников, архивных, статистических сведений, и т.д. по каждому отдельному башкирскому роду.Чтобы передать истории деревень, мы вложили туда сельхозпереписи 1917 года, по которым человек может найти своего предка, посмотреть историю нужного населенного пункта, рода и семьи. Мы даже приводим генетические замеры, чтобы уточнить откуда пришли предки того или иного села, в родстве с какими родами и народами они находятся. Кстати, один примечательный момент, на обложки книг мы вынесли тамги (подписи) древнейших представителей родов, и получилось так, что словно наши предки поставили свои подписи, заверили наш труд. Осталось выпустить историю еще нескольких башкирских родов. 

На стадии заполнения и наш сайт «Башкирика». И наша мегазадача – сделать некую 3D-модель на сайте, чтобы при нажатии на карту района можно было посмотреть любую деревню отдельно. Потом найти каждого человека и его историю одним кликом. Наша работа в самом разгаре. Проект занимает много времени, ученым даже пришлось отложить другие свои научные работы. Я, например, перестал писать докторскую (смеется – прим. ред.).

– Зачем человеку в XXI веке нужно знать свой род?

– Раньше знание рода было жизненной необходимостью. Человек был встроен в структуру социальных отношений. Он представлял не только себя, но и свой род. Допустим, мужчина умер и у него осталась жена, дети. Что с ними происходит сейчас? В лучшем случае они нужны только близким родственникам. А раньше за них весь род отвечал. Женщина сразу выходила замуж, дети воспитывались всей семьей.

Дух коллективизма был, которого сейчас очень не хватает, наша нация дезориентирована. Раньше каждому находилось применение, человек знал, для чего он охотится, живет, воюет. Было четкое разделение социальных и половых ролей – мужчины и женщины четко понимали свое место и предназначение.А сейчас мужчины спрашивают, зачем жениться. Тогда такой вопрос даже не стоял. Знали, что надо жениться, чтобы род стал больше и сильнее.

Современные тенденции такие, что все пронизано идеологией. А когда каждый сам за себя, он становится слабым. 

Тем более нас, башкир, и так мало. Если сравнить нас с казахами или туркменами, то их значительно больше, потому что у них лучше сохранились эти родовые структуры. В нас же слишком проникла советская идеология, по нам практически прошелся каток политического прессинга. У нас большое этническое разнообразие, но нам не давали разрастаться.

Prezentatciia-Guyna.jpg

Презентация книги «Истории башкирских родов. Гайна». Фото: tan-barda.ru

– А как ваши книги помогут укреплению этноса?

– Ну, на этот вопрос едва ли можно ответить двумя-тремя фразами. Наши книги создают некую связь с предками и родиной. Наш коллектив уверен, что лишь через призму рассмотрения истории каждого отдельно взятого башкирского рода мы можем понять общебашкирскую историю, как постоянно об этом напоминает в своих выступлениях руководитель проекта, историк Салават Хамидуллин. Мы изначально ставили цель, или важность того, чтобы книги нашего проекта попали буквально в каждую башкирскую семью, в первую очередь западных регионах исторического Башкортостана и именно последнее нам во многом удалось сделать. Это действительно дорогой подарок жителям республики и соседних регионов от авторского коллектива. Выполняя профессиональный долг через доведение до широкой аудитории огромного массива информации о прошлом народа и делается посильный вклад ученых- гуманитариев в укрепление единства народа.

Однако есть важное "но". Нужно, чтобы книги попали в каждую семью. Но чтобы они заработали, надо решить проблему с системой образования. Именно школа выступила тем интегрирующем началом в формировании единой французской нации, во
многом через систему школьного образования американцы чувствуют себя жителями США и т.д. В этом плане у нас серьезные проблемы. Так сложилось в советский период истории, что около половины этнических башкир, обучалось и продолжает обучаться на татарском языке. Отъедите от столицы на 20 км. на запад здесь уже зона обучения на татарском. Если наше поколение не сделает, то все пойдет насмарку.

– Неужели национальная проблема так остро возникла только сейчас?

– В 90-х годах был период актуальности вопроса суверенитета, права нации на самоопределение, у многих национальные движения вызывали интерес. Тогда я учился в ПТУ в городе Давлеканово. Однажды на паре преподаватель сказал: «Башкиры что-то буксуют по поводу своего суверенитета, своих прав, а в группе хоть есть башкиры?». И вот из 44 ребят подняли руки всего четверо. Четверо пацанов, которые друг с другом вечно дрались, кстати! И преподаватель тогда сказал: «Мало того, что их мало, так они еще и дерутся постоянно». После того случая драться мы перестали, а я впервые всерьез задумался о том, что нас, башкир, действительно не очень много.

Поначалу, когда историю родов начали изучать Булат Рафиков и Анвар Асфандияров, было много противников. Люди говорили, что это трайбализм (форма групповой обособленности, характеризуемая внутренней замкнутостью и исключительностью, обычно сопровождаемая враждебностью по отношению к другим группам. Изначально характеризовал систему первобытных, неразвитых обществ, позднее понятие расширилось и приобрело новые направления – прим. ред.), давайте теперь разобьемся по родовым квартирам, будем жить каждый отдельно. Но потом те, кто был против, поняли, что 

род – это то, что нас сплачивает. Как бы ни пытались наши татарские коллеги расколоть башкир, ничего не получится. Конечно, если бы я был татарстанским ученым, тоже хотел бы, чтобы татар стало больше. А очевидный фактор повышения численности - повышать рождаемость. Если я не ошибаюсь, у них 70% населения живет в городской среде. А мы знаем, что в городе рождаемость низкая. Плюс у них менталитет поменялся, появилось много смешанных браков, процесс ассимиляции и русификации идет быстрее. Поэтому некоторые татарские коллеги упорно пытаются улучшить демографию и зону расселения татар за счет своих восточных соседей. 

Им важно количество, а не содержание. Они формируют общую единую татарскую общность, великий татарский шовинизм у них не отнять. Под татарами они понимают не только казанских татар, но и мишар, ногайцев, башкир, сибирских татар. Они любят говорить: «Вот мы принесли свет, просвещение, культуру вам, диким народам». Хотя исторически это будет грубейшей ошибкой. В отличие от таких татарских историков, филологов как Д.Исхаков, М.Ахметзянов, Р.Хакимов и подобных им, башкирским исследователям чужды мессианские устремления.Мы за реальное равноправие тюркских народов и наш лозунг, в целом можно сформулировать следующими фразами: «Чужого нам не надо, оставьте в покое наше» и «не хочешь знать правду, не даешь возможность узнать ее - значит ты за ложь».

Screenshot_9.png

Так выглядит сайт «Башкирика»


Чуда не произойдет

– Сейчас много говорят о проблеме родных языков. В чем вы видите главную проблему?

– По теории нациестроительства, национальность человека определяется языком, на котором он разговаривает. Грубо говоря, в Башкирии два диалекта башкирского языка – северо-западный и юго-восточный. Когда нужно было определить государственный литературный башкирский язык, за основу взяли юго-восточный диалект, без учета норм  говоров западных и северных башкир.

Не вдаваясь в подробности этнического состава, что в 20–30-е годы XX века в западной части Башкирии в школах ввели татарский язык, думая, что там живут татары. Но это не так. Просто у них диалект и говор был другой. Дело в том, что в западном регионе было смешанное, чересполосное расположение населенных пунктов. Если в Баймакском районе только одна татарская деревня, и то там все на башкирском говорят, то ни один район в западной части моноэтничным не назовешь.

Плюс у нас нет проблемы со смешиванием культуры, менталитета, религии и языка с нашими соседями – марийцами и чувашами.

– Вы считаете, что признание жителей западных регионов Башкирии себя татарами плохо отражается на внутренней политике?

– Языковая проблема – это камень преткновения при консолидации народа. Не хотелось бы сгущать краски, но, на мой взгляд, угроза «сепаратизма» западных районов сохраняется, не преодолен этнокультурный и ментальный раскол между западными и восточными башкирами. Для нас это будет катастрофой. Из-за совершенной когда-то ошибки народ страдает, это приводит к недопониманию и межнациональной розни.Разумеется, этой ситуацией не могут не пользоваться внешние акторы, в частности, упомянутые ранее деятели от науки и общественности из Татарии.

Я вижу два выхода. Первый – признать жителей западных районов башкирами. Второй – взять за основу обучения сразу два диалекта. Можно ввести факультативное обучение западному диалекту. При этом юго-восточный диалект остается единым для всех. Например, в Миякинском районе, по сводкам Минобра, башкир больше, чем татар, но почти все дети обучаются на татарском. Им просто нужно объяснить, что они говорят не на татарском языке, а на западном диалекте башкирского. Чтобы окончательно убедить, нужно предложить, что они часть башкирского рода. Так уж сложилось по заведенной уже лет 80 назад «традиции» дети в ряде крупных башкирских сел обучались и продолжают обучаться на татарском языке. В проекте многотомной истории башкирских родов многое сделано для консолидации башкирского народа. Можно сделать хоть в 10 раз больше, но без введения альтернативы в системе образования для башкирских детей наши усилия будут тщетны!

– Сегодня башкирский язык и так изучается только с согласия родителей. Не думаете, что желающих дополнительно изучать еще какой-то диалект не будет вообще?

– Я не считаю эти заявления какой-то проблемой. У меня трое детей, и они для обучения выбрали башкирский язык. Да, было собрание. Многие представители других национальностей тоже выбрали наш язык. При этом первым встал таджик, который заявил, что, живя в Башкирии, его ребенок будет изучать башкирский. 

Нужно создавать условия для изучения башкирского. Помимо родительского воспитания, исключительно важным в нашей теме выступает детские мультфильмы. Есть у нас  «Сәңгелдәк» (программа «Спокойной ночи, малыши» на башкирском языке – прим. ред.), но она идет всего 10 минут. На YouTube есть около 10 мультфильмов, но они плохого качества. Поэтому, когда ребенок только учится разговаривать, с ним нужно говорить на родном языке. Обучать детей языку в школе будет поздновато, чуда не произойдет.

– Возможно, раскол искусственно создается  властями?

– Во многих наших бедах мы сами виноваты. Нам нужно самим работать, очищаться изнутри. Но это процесс долгий. Нужно забыть то, что нас разъединяет. Еще есть внешние силы, которые пытаются нас разделить на коммунистов, красно-белых или еще каких-то. Но, как сказал лидер башкир Ахмет-Заки Валиди: «Мы не большевики и не меньшевики, мы лишь башкиры. На какой же стороне мы должны быть? Ни на какой. Мы на своей собственной стороне».

– По-вашему, можно ли предотвратить раскол башкирского народа?

– Мы сейчас находимся под сильным информационным прессингом. Институт семьи разрушен. Мне кажется, должно произойти религиозное возрождение, которое станет фундаментом становления башкирского народа. То есть каждый должен делать то, что ему предписано: мужчина должен зарабатывать, женщина рожать детей. Сейчас все занимаются карьерой, и никто не хочет создавать семью. Чем выше уровень образования у женщины, тем меньше у нее детей. Это не означает, что нет докторов наук, у которых пять-шесть детей, но это крайне редко. Я не говорю, что образование не нужно, но все-таки приоритеты должны быть – семья и дети.

Наша религия пропагандирует многодетство, многоженство. У наших дедов были крепкие многодетные семьи, кто мог себе позволить или в силу социальных причин практиковали полигамные браки, например институт левирата (Традиция, при которой на жене умершего брата женился младший брат, племянник – прим. ред.).Многих моих современников сейчас не было бы ежели их бабушки-прабабушки не стали ли бы вторым-третьими женами.Сегодня посмотрите, если у женщины умер муж, у нее есть дети, разве ей реально найти свободного мужчину? Сложно. Система ислама подразумевает, что вдова никогда не останется одна.

Я за многоженство. За все то, что способствует сохранению нации. А еще есть женщины, которые не могут родить. И этот род может затухнет. Но если мужчина возьмет еще одну жену, то род его продолжится.

– А что думаете по поводу межнациональных браков?

– Межэтнические браки разрушительны для нации. Для малочисленных народов это просто катастрофа. Допустим, башкирка выйдет замуж за русского. Думаю, дети вряд ли будут говорить по-башкирски. В исламе это невозможно. Девочка не может выйти за представителя другой религии. Вот, например, рядом с моей родной деревней Енебей-Урсаево Миякинского района с одной стороны Бижбулякские чуваши, с другой – Миякинские. Но мы никогда не смешивались с ними, невест оттуда не брали, своих девушек им тоже не отдавали. 

Сейчас случилась урбанизация, позже еще и интернетизация мира, а еще и мода уезжать за границу и там выходить замуж за иностранца. В этих условиях практически не возможно сохранить внутри башкирскую эндогамию (Эндогамия – правила, предписывающие заключение брака внутри определенных групп, жениться на представителях своего класса, расы, этнической группы или вероисповедания – при ред.). В исламе в принципе невозможно, чтобы девушка куда-то одна уезжала, только за мужем-мусульманином. Если такими темпами идти, то через 100 лет башкирской нации не будет. 

ПОДЕЛИТЬСЯ

Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER

Читайте нас в





НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ


Загрузка...

СПЕЦПРОЕКТЫ


ТЕСТЫ




ГАЗЕТА BONUS



КАРТОЧКИ




АФИША





ГАЗЕТА BONUS


ОПРОС



ПРОИСШЕСТВИЯ




Загрузка...

СЕКСУАЛЬНАЯ ПЯТНИЦА