18+
Общество

Павел Бикмурзин: о менталитете, язычестве и проблемах марийцев Башкирии

Загрузка
Павел Бикмурзин: о менталитете, язычестве и проблемах марийцев Башкирии
Фото автора.

Мы уже писали о том, что в Краснокамском районе Башкирии в селе Музяк открыли первую в республике общину марийской традиционной религии «Марий кумалтыш». В этом году в конце июля в Бирске марийцы Башкортостана также будут отмечать 100-летие со дня Первого всемарийского съезда.

ProUfu.ru решил пообщаться с Павлом Бикмурзиным, председателем региональной марийской национально-культурной автономии «Эрвел Марий» РБ, о языческой вере мари и их ментальности.


«Веру сохранили благодаря своему консерватизму»


- Чего ждать от юбилейного съезда?

- В этом году в рамках празднования 100-летия съезда мы намерены провести научно-практическую конференцию, посвященную, в том числе, марийскому языку.

Для нас очень престижно, что именно башкирские, восточные мари, были основными организаторами проведения этого съезда. Отмечу, что многие выдающиеся марийские общественные деятели, ученые, писатели – выходцы именно из нашей республики. К примеру, Валериан Васильев, основоположник марийской лингвистики, первый марийский профессор – уроженец Янаульского района республики.

- Почему так сложилось, как считаете?

- Это естественный отбор. Я представляю интересы Марий Эл в нашей республике уже около 20 лет. И уверен - самые сильные, состоятельные, непокоренные марийцы рванули в Башкортостан. Потому что здесь всегда жили мари. Достаточно обратить внимание на топонимы. К примеру, название города Уфа похоже на марийское обозначение «у вӱд» - новая вода.

- С какими проблемами чаще всего сталкиваются марийцы Башкортостана?

- В связи с укрупнением школ у нас обострилась проблема изучения родного языка в марийских селах. Нет хороших учебников и типографии, которая могла бы выпускать книги по изучению марийского языка. К сожалению, и в Йошкар-Оле с ее финансовыми проблемами не всегда в этом нам могут помочь. Есть проблема СМИ: нет изданий, рассказывающих о жизни и культуре финно-угорских народов. Все чаще встречаются марийцы, которые не знают родного языка.

Есть и проблема на уровне ментальности. Любопытно, что у марийцев нет коммерческой жилки, товарно-денежные отношения еще в наш образ жизни не вошли. К современному ритму жизни им тяжелее приспособиться. Марийцы к тому же довольно консервативный народ, думаю, именно поэтому нам и удалось сохранить свою веру.

Примечательно, что в Мишкинском районе раньше было около 10 русских хуторов, также было много татарских деревень. Большинство из них опустели. Потому что люди уезжают в город, строят свою жизнь, марийцы же в большинстве своем остаются в деревнях. Поэтому наши районы – самые небогатые в республике. И виновата в этом не только власть.

- А что думаете о стереотипе, согласно которому мари склонны к колдовству?

- Я много об этом думал. Считаю, это особенность психики, ментальности. Я и сам замечал за собой, что если я много думаю хорошего о человеке, все у него складывается благополучно. Если я на него рассержен, то с ним происходит какая-нибудь пакость. Это сила мысли, слова. Но можно ли назвать это колдовством?

Тем не менее, я знаю много марийцев, у которых действительно есть экстрасенсорные способности. Большинство из них – женщины, у которых и так развито чувство интуитивного. Мари более первобытный, не испорченный цивилизацией народ. Нас так раньше и называли – лесные люди.

- Кстати о лесе. В нашей республике, как известно, также проходят мировые моления. А сколько священных рощ в Башкирии?

- Честно говоря, официально никто не считал. Помню, раньше в каждой деревне было несколько таких рощ. Это настоящее царство чистоты. Место, где нельзя пасти скотину, допускать греховные мысли.


«Нынешняя молодежь заигрывает с религией»


- Есть мнение, что в нашей стране уже не принято говорить о том, что ты атеист. Что вы думаете об этом?

- Раньше мы все были атеистами. Все-таки сейчас «загнать» людей в мечеть и храм не так просто, хоть и молодежь начинает заигрывать с религией. Мне, например, не нравится, как сегодня церковь вмешивается в дела государства, я против этого.

- Ведущие психотерапевты республики не раз утверждали, что большинство суицидов в Башкирии происходит преимущественно там, где живет финно-угорское население. Почему?

- Здесь действительно есть повод для обсуждений. Мари действительно больше склонны к самоуничтожению, чем остальные. Для многих самоубийство – не барьер, потому как пришли мы в этот мир не по своему желанию. Территория Уральского разлома отразилась на генетическом коде финно-угров. Антропогенез – настолько неизученная вещь. Есть в нас какая-то пружинка, которая срабатывает в самый депрессивный жизненный момент. К тому же, марийцы – один из самых древних народов, генетически «немного уставших».

- А как вы считаете, в чем отличия марийцев, например, от тюрков?

- Марийцы, в отличие от тюрков и некоторых других народов, не агрессивны и миролюбивы. Тюрки – кочевые, в основном, племена, у них больше развито чувство коллективного. Мой дед всегда говорил – чужого не надо, свое не отдам!

- Помимо общественных работ, вы являетесь полномочным представителем республики Марий Эл, нередко общаетесь с главой республики Леонидом Маркеловым, который возглавляет регион уже 16 лет. В последнее время там участились митинги и протестные настроения…

- С Маркеловым у нас нормальные отношения. И я могу вам сказать одно - когда я приехал в Йошкар-Олу в 90-е годы, там некоторым людям есть нечего было. В буквальном смысле. Закрылись все заводы, была очень тяжелая экономическая ситуация. С тех пор, как к власти пришел Маркелов, многое изменилось в лучшую сторону, особенно столица Марий Эл - Йошкар Ола. Тем не менее, я согласен с тем, что региону нужны большие перемены.

- Вы возглавляете «Эрвел Марий» уже около 20 лет. Есть ли у вас преемники?

-Есть очень интересные и перспективные ребята. Я и сам чувствую, да, надо уходить, нужна молодая сила, кровь. А пока надо много надо работать, в этому году столько задач: открытие центра марийской культуры в Мишкино, юбилейный съезд и другое.


ДОСЬЕ


Дата рождения: 04.01.1957

Родился в Мишкинском районе в деревне Староакбулатово.

Образование: философский факультет Уральского государственного университета, аспирантура Ленинградского университета по специальности «Философия». Кандидат философских наук.

Семейное положение: женат, двое детей, пятеро внуков.


Хочешь получать свежие новости от ProUfu.ru прямо в своем мобильном? Подпишись на нас в Telegram.

Читайте также
ПОДЕЛИТЬСЯ

Контент