• Свободная площадка
  • Конкурсы
  • Стартапы
  • Дом на Руставели
  • Общество

    Основатель халяльной моды в Уфе: «Мусульманство сегодня в моде»

    13:11 29 Сентября 2016 | 3172
    Автор: Кристина ХЛЫСТОВА
    Все материалы автора
    Сейчас в Башкирии очень хорошо развивается мусульманский бизнес: в одежде, еде, ювелирной сфере. Мы поговорили с уфимскими дизайнерами Риммой Байтимировой и Оксаной Ямуровой об истории этого явления, о том, как оно поменялось со временем, и пользуются ли хиджабы спросом.
    Основатель халяльной моды в Уфе: «Мусульманство сегодня в моде»

    - Расскажите, как Вы начали свой путь и почему решили заняться именно этим делом?  Сами хиджаб носите?

    -  Я родилась в городе Медногорск Оренбургской области, в семье обычных рабочих. В шесть лет пошла в школу и уже тогда поняла свое призвание, шить куклам было моим самым любимым занятием, уже в этом возрасте я создала свои первые коллекции одежды для кукол. В 2000 году я с отличием закончила ПТУ № 36 по профессии портной-закройщик и поступила в УГАЭС на факультет технологии и дизайна одежды, по специальности проектирование текстильных изделий. 

    В 2005 году мое внутреннее мировоззрение, личное понимание жизни, по наставлению близкого друга и, конечно, по воле Творца поменялось, я решила принять Ислам. И уже тогда мой внутренний настрой и новый путь в жизни полностью отразились на творческой деятельности. Я создала первую мусульманскую коллекцию одежды под названием «Правило галопа», где женский костюм был выполнен по норме покрытия женщины в соответствии с шариатом. 

    Я вышла замуж за того, кто меня наставлял на путь Творца. Тогда я решилась на важный и ответственный шаг - надеть хиджаб в день никаха. Именно с этого дня начинается мой профессиональный путь по созданию мусульманской одежды, которой в эти годы не было вообще. Я стала разрабатывать эскизы мусульманской одежды, принимала индивидуальные заказы по пошиву.

    - Сейчас халяльный бизнес очень хорошо развивается в России, особенно в Татарстане, Башкортостане, Чечне, Дагестане. В Грозном, например, есть целый дом мусульманской моды. А как обстоят дела у нас в республике, на каком уровне халяльный бизнес находится в Уфе?

    - С 2005 года мусульманская одежда была никакая или ее вообще не было. Приходили мусульманки и им я шила длинную одежду в пол, магазинов и бутиков, где бы продавали мусульманскую одежду не было ни в Уфе, ни в других городах России -  что уж там говорить о ее дизайне. Постепенно мусульманок становилось больше, и, соответственно, начался спрос на одежду. В 2006 году начали завозить мусульманскую одежду из Турции и ОАЭ.

    Конечно, по территориальному признаку арабская одежда была не совсем функциональна. У нас холодно девять месяцев в году, поэтому наряды  постепенно начали отшивать на территории России наши мусульманки. Так параллельно в Казани, в Москве и  в Уфе организовался  ряд мусульманских брендов.

    Я так же шила на заказ одежду, выступала на показах как на мусульманских, так и на светских. Никогда не забуду, как мы под курай  Азата Биксурина в Башдрамтеатре впервые показали наряд для никаха. Народ сначала не понял, что это, но потом стали фотографировать, и закончилось это аплодисментами. Эмоции переполняли всех!

    Так начался спрос на одежду для никаха и, думаю, именно с того времени многие светские девушки начали совершать обряд никаха в мечетях. У нас в Уфе началось развитие индустрии нарядов для никаха, позже в Казани, а потом и в Москве. С уверенностью могу сказать, что даже сегодня Уфа находится на первом месте по развитию нарядов для никаха. Даже москвички часто у нас покупают наряд. Сегодня наша компания Мирраль занимает одно из первых мест по проектированию, производству и продаж нарядов для никаха по всей России. Также не последнее место занимает Турция, Индонезия, Казахстан и Чечня.

    AfD1IQaTmxo.jpg

     

    dKD9X6gS2aw.jpg

    Дизайн наряда для никаха прошел долгий и очень важный процесс. Сначала я его разрабатывала более праздничным и нарядным предметом гардероба, то есть его можно было надеть практически на один день. Но понимая, что в основном его берут светские девушки, я стала разрабатывать более повседневное, чтобы можно было достойно выглядеть в день никаха перед родственниками и перед Творцом, и чтобы можно было наряд надеть потом на любой праздник. 

    Для соблюдающих мусульманок я разрабатывала линию дорогих и нарядных платьев для никаха. Эту тему мы так и поддерживаем, и продолжаем в этом стиле работать. Сегодня мы продаем многим городам России наряды для никаха: Москва, Казань, Пермь, Крым, а также за рубеж – в Казахстан, Эстонию, Германию, Иорданию.

    PM0Jg0yve-A.jpg


    Повседневная одежда тоже прошла свой этап эволюции от более простого покроя к более сложному. Этот процесс происходил в период с 2005 по 2016 г. Я стала использовать более интересные модели и ткани, сочетать разные цвета. Усложнились конструкция, дизайн и стилевое решение. Все стало более стильным и интересным с дизайнерской точки зрения. Сегодня я являюсь экспертом мусульманской одежды при БГПУ и ведущим дизайнером в Уфе и по России.

    Даже историк моды Вячеслав Васильев говорит, что мусульманская одежда - самая быстро развивающаяся индустрия. Я думаю, развитие именно мусульманской одежды дало толчок к росту всего халяльного бизнеса: ресторанов, турфирм, телевидения, ювелирной индустрии, показу мод, еды и т.д. И главное, что это все происходило при мне, на моих глазах.  

    - Вы участвуете в каких-нибудь показах, мастер-классах?

    - Могу сказать, что срабатывает сарафанное радио, многие девушки приходят и с удовольствием заказывают, и шьют себе одежду.

    В 2007 году коллекция «Наряды для никаха» была показана в башкирском конкурсе «ХЫЛЫУКАЙ-2007». Те девушки, которые надевали и показывали на сцене наряды для никаха, были очарованы новым подходом к современному платью. В 2008 году у меня родился сын, который дал мне второе дыхание и еще больше вдохновил меня на создание одежды.

    v09L_22r7jE.jpg

    В 2009 году в Казани прошел I Международный конкурс дизайна мусульманской одежды «Islamic Clothes», где я участвовала с коллекцией «Шелковый бриз». И это было только начало! 
    В 2011 в Конгресс холле прошло первое мероприятие под названием «Ислам. Молодежь. Будущее». На этом мероприятии я показала коллекцию «Город лиловых грез». Коллекция была создана для современных мусульманок, живущих в городской суете. 
    И уже в 2012 году я создала компанию «MIRRAL» по массовому пошиву мусульманской одежды, повседневных платьев и нарядов для никаха. В этом же году я еще раз участвовала в башкирском конкурсе «ХЫЛЫУКАЙ-2012». Там я узнала, что многие девушки-модели, которых я раньше знала, через исламскую одежду приняли Истину Творца, стали практикующими мусульманками. Значит, работа создавать мусульманскую одежду принесла пользу обществу, женщинам и все это не зря!

    gc2jN6PZ89A.jpg

    Кроме крупных показов мод, я участвую в городских мероприятиях, на празднике Ураза-Байрам, в конкурсе чтецов Корана и Халяль-маркете.


    О своей работе рассказала и другой уфимский модельер, владелица известной линии мусульманской одежды для женщин «Samiya» Оксана Ямурова.

    - Трудно ли было организовать такой бизнес и открыть свой магазин? С какими проблемами Вы столкнулись?

    - Конечно, все получилось не сразу, были определенные трудности, но мы с ними справились. Нужно быть настойчивой, никогда не опускать руки и быть профессионалом своего дела.

    - Ваша коллега Римма Байтимирова считает, что мусульманский бизнес в Башкирии развит очень хорошо. Вы думаете также?

    - Да, но я считаю, что нам нужно еще расти и расти. В других странах свой менталитет, свои устои, у нас свои. Поэтому сравнивать Уфу с другими городами и регионами я бы не стала.

    - Почему Вы выбрали именно такое название – Samiya?

    - Когда я открывала свой магазин, у меня родилась дочь Самийя, это имя переводится как «возвышенная». И когда мы искали название для своего магазина, остановили свой выбор на этом имени – более красивого мы не нашли. Так что назвали свою одежду в честь дочери.

    - Вы участвуете в каких-нибудь показах?

    - Мы принимаем участие во многих праздниках и конкурсах. Специально для конкурса красоты «Хылыукай» мы выпустили специальную коллекцию. Также приняли участие в конкурсе «Мисс муслима» и в «Халяль Экспо», который прошел этим летом в Москве.

    оксана4.jpg

    - Как поменялась мусульманская мода за последние несколько лет?

    - Достаточно долгое время женщины не одевались подобающим образом. Лет 70 люди так сильно не верили  и не почитали  Аллаха. Потом это поколение выросло, ислам вернулся, и понадобилась соответствующая одежда, а ее не было. Она завозилась из других стран. Но у них там свой климат и менталитет. Спустя время у нас в Башкирии стали заниматься этим. По шариату у женщины должны быть открыты только овал лица и кисти рук, а остальное закрыто. Но я должны следить за тенденциями, менять крой, лекало, карманы, вырезы, горловины и так далее. Когда женщины только приходят в ислам, то им тяжело сразу надевать балахонистые вещи, и они носят немного обтягивающие. Потом со временем привыкают носить свободный крой.

    - Для мужчин одежду тоже шьете?

    - Да, раньше шили только на заказ, сейчас мы запускаем новую линию одежды для продажи в магазинах. Там будут наряды как для повседневной носки, так и для никаха.

    - Большой спрос у Вас на наряды?

    - Да, спрос есть.

    - Ваши клиенты только уфимки или из других регионов также приезжают?

    - Приезжают из Уфы и маленьких городов Башкирии и Татарии, а также из Оренбургской, Челябинской областей, из Сызрани. Берут как поштучно, так и мелким оптом.

    оксана.jpg

    - Как Вы придумываете свои наряды? Где берете идеи и вдохновение?

    - Я люблю смотреть показы моды, но брать идеи могу только из своей головы. Чтобы придумать наряд, я уединяюсь, гуляю по парку, лесу, городским улицам. Поэтому вдохновляет на творчество меня природа и красивые ткани, на которые я смотрю и представляю будущие наряды.

    Получается, что развитие халяльного бизнеса в Уфе в самом разгаре. В городе помимо бутиков с одеждой, работают множество халяльных магазинов, предлагающих косметику, травы, здоровое питание, мясо, полуфабрикаты, колбасы, пельмени, а также ювелирные отделы. Как правило, подобные лавки пользуются спросом не только у верующих мусульман, но и у представителей других религий, так как качество там высокое.

    Нашли ошибку в тексте?
    Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER

    Хочешь получать свежие новости от ProUfu.ru прямо в своем мобильном? Подпишись на нас в Telegram.

    Читайте также
    ПОДЕЛИТЬСЯ
    Новости партнеров

    Контент