• Свободная площадка
  • Конкурсы
  • Стартапы
  • Дом на Руставели
  • Общество

    Министр образования Башкирии – о зарплате, детских садах и оптимизации школ

    11:34 05 Декабря 2015 | 10090
    Автор: Ольга ГАЛИУЛЛИНА
    Все материалы автора
    Министр образования Башкирии – о зарплате, детских садах и оптимизации школ

    Гульназ Шафикова на должности министра образования Башкирии чуть более двух месяцев. В интервью ProUfu.ru она рассказала о том, какие инновации ждут образовательную сферу в ближайшее время, как привлечь в школу молодежь и чем сама она занимается в свободное время.

    - Гульназ Радмиловна, более двух месяцев назад Вы стали министром. Какую работу уже удалось провести с момента назначения? Какие изменения для Вас произошли за это время? Что Вам уже удалось сделать или изменить за время работы министром образования?

    - В ближайшее время сферу образования республики ждет ряд инноваций: детские технопарки, смарт-школы, развитие электронного образования. Должны появиться и новые модели, в частности государственно-частное партнерство. Мы готовы приглашать в школы успешных бизнесменов - проводить мастер-классы.

    Или вот примеры: в Мелеузе предприниматель предложил школам свою инфраструктуру, дети могут заниматься там робототехникой. В гимназии № 121 Уфы состоялась презентация образовательного цикла «Уроки физики с УМПО».

    В области электронного образования: в течение пяти лет 70% учителей, которые сейчас используют элементы электронного образования от случая к случаю, должны стать активными пользователями.

    - Много ли проблем у нас в сфере образования, какие пути для их преодоления? Над чем придется серьезно поработать в ближайшее время?

    - Остановлюсь на трех основных. На 1 августа у нас 50 детских садов не имели лицензии на образовательную деятельность (для сравнения: на 1 февраля без лицензии функционировали 110 детских садов). За последние полтора месяца соответствующую лицензию получили 15 дошкольных образовательных организаций. В стадии работы - документы ещё 20 детских садов. Решаются вопросы о передаче земли и зданий в муниципальную собственность ещё в нескольких учреждениях.


    Вторая важная задача – уменьшить число обучающихся во вторую смену. В прошлом учебном году в 12 муниципалитетах республики вторая смена отсутствовала. В настоящее время вторая смена в школах отсутствует в 16 муниципалитетах. Сложная ситуация в Уфе (Демский район, микрорайон Инорс), в городах Туймазы, Учалы, Янаул, Белорецк, Благовещенск, селе Иглино. Вопрос сложный, финансово затратный, долгосрочный. Однако Правительством России принята федеральная программа «Содействие созданию в субъектах Российской Федерации новых мест в общеобразовательных организациях» на 2016-2025 годы, реализация которой планируется в 2 этапа. Республика, несомненно, будет в ней участвовать.

    - Последнее время остро стоит вопрос с переполненностью детских садов... Какие следует принять меры, чтобы обеспечить детям достойное дошкольное образование?

    - Ежегодно, поверьте, вводится огромное количество мест в дошкольных учреждениях. За последние четыре года в республике введено 53 714 дополнительных мест, в том числе в 2014 году введено 13 644 места. В этом году к 1 сентября направления в дошкольные учреждения получили 49020 детей.

    В 2015 году в республике предусмотрен ввод 5800 дополнительных мест. В 2016 и 2017 годах планируется вводить по 5 тысяч мест ежегодно, в 2018 году - 4200 мест.

    Справка:

    В республике на начало года действовало 1567 самостоятельных дошкольных образовательных организаций. Кроме того, 200 филиалов образовательных организаций, 380 групп дошкольного образования на базе образовательных организаций, а также 9 детских садов, принадлежащих предприятиям и организациям, 14 частных детских садов, имеющих лицензию на образовательную деятельность. Дошкольные образовательные организации (далее - ДОО) республики посещают 223 603 ребенка.


    "Я учитель в пятом поколении"

    - Как вы пришли в учительскую профессию? Расскажите о достижениях, которыми гордитесь. Кого считаете учителем учителей?

    - Я родилась в традиционной семье бюджетников, папа - врач, мама - педагог. Я сама учитель уже в пятом поколении.

    - Средний возраст учителей - ближе к пенсионному. Молодые, умные специалисты не хотят работать в школах. Решается ли эта проблема? Как, по-вашему, можно привлечь к работе в школе мужчин?

    - На мой взгляд, за последние годы наблюдается устойчивая тенденция к улучшению качественного состава учителей. И опять же есть много конкурсов, стимулирующих молодых выбирать эту профессию. Это и гранты, которыми каждые два года награждают 25 лучших молодых учителей республики. Это и стимулирующие выплаты молодым педагогам, закончившим вуз и пришедшим работать в школу, в размере до четырех минимальных ставок заработной платы.

    Сейчас хотим проводить в рамках республиканского конкурса «Учитель года» конкурс «Молодой учитель года».

    Я думаю, что эти меры способствуют закреплению кадров в системе образования. Однако муниципалитетам и самим учреждениям также необходимо работать в этом направлении.

    - В последние годы по всей стране на селе закрывались школы в связи с оптимизацией расходов. Башкирия не стала исключением. Как вы относитесь к этому процессу и будет ли он продолжен?

    - Демографическая ситуация продолжает оставаться серьезным фактором, влияющим на развитие образования.

    Контингент обучающихся в школах в сельской местности снижается. При этом значительно растет в районных центрах и городской местности. Общая численность обучающихся в общеобразовательных организациях увеличилась в этом году примерно на 9 тысяч и составила около 440 тыс. школьников (431,5 тыс. чел. в прошлом учебном году).

    Оптимизационные процессы будут продолжаться в связи с тем, что население в деревнях все-таки сокращается.

    - Как Вы считаете, справедливо ли определение детей в школу по прописке? Ведь одаренные дети из-за этого могут не попасть в гимназию или лицей с углубленным изучением некоторых предметов.

    - В соответствии с действующим законодательством дети, проживающие на закрепленной территории школы, пользуются преимущественным правом зачисления.

    Дети, не проживающие на закрепленной территории, могут попасть в желаемую школу, если в ней остались свободные места.


    "Люблю автотуризм"

    - Какова сегодня средняя зарплата по региону в сравнении с другими субъектами ПФО? Хотели бы Вы что-то поменять в системе оплаты работников образования? На Ваш взгляд, эта система является справедливой?

    - Средняя заработная плата работников у нас за 9 месяцев 2015 года составила 25 165 рублей. Рост к уровню 2012 года - 122,8%.

    Министерство образования республики, считаю, провело большую работу по повышению заработной платы педагогов до установленного Указом Президента РФ уровня. Не случайно в сравнении с другими субъектами Приволжского федерального округа Республика Башкортостан занимает 5 место.

    Справка:

    По итогам официальной статистики за 9 месяцев 2015 года заработная плата отдельных категорий работников сферы образования составила:

    - у педагогических работников общеобразовательных организаций - 24 906,0 рублей;

    - у педагогических работников дошкольных образовательных организаций -

    20511,0 рублей;

    - у педагогических работников организаций дополнительного образования -

    21 633,0 руб.


    - Удается ли Вам отвлечься от работы, заниматься любимым хобби?

    - Я заядлый водитель, очень люблю автотуризм. Если суббота и воскресенье свободны, мы обязательно куда-нибудь едем - у нас много маршрутов.


    Справка:

    Гульназ Радмиловна Шафикова родилась 19 июля 1975 года в Сибае. Окончила Башкирский государственный педагогический институт по специальности «Педагогика и психология (дошкольная)», аспирантуру Башкирского государственного педагогического университета. Доктор психологических наук.

    Трудовую деятельность начала в 1990 году воспитателем ясли-сада № 21 «Белочка» молочно-консервного комбината Сибая.

    В 1996-1999 годах — психолог ясли-сада «Акбузат», педагог-психолог средней общеобразовательной школы № 126 Кировского района Уфы.

    В 1999-2002 годах — заместитель директора по научно-методической работе башкирской гимназии № 144 Кировского района Уфы, преподаватель кафедры педагогики и психологии Сибайского института Башкирского государственного университета.

    В 2002-2011 годах — преподаватель кафедры психологии Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы.

    В 2011-2014 годах — заведующий кафедрой дошкольной педагогики и психологии Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы.

    В 2014-2015 годах — проректор по научной работе БГПУ им. Акмуллы.




    Нашли ошибку в тексте?
    Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER

    Хочешь получать свежие новости от ProUfu.ru прямо в своем мобильном? Подпишись на нас в Telegram.

    Читайте также
    ПОДЕЛИТЬСЯ
    Новости партнеров

    Контент