18+
Общество

Казацкому роду нет переводу

17:51 22 Декабря 2017 | 1226
Автор: Портал Proufu.ru
Все материалы автора

В последние годы традиция сбора и сохранения информации о предках, древе рода – шежере в информационном пространстве республики несколько ушла на второй план. И тем отраднее видеть, что эта традиция жива, что люди интересуются прошлым и даже открывают новые, ранее малоизвестные факты, к которым некоторая твоя «долька» даже имеет прямое отношение. Ведь недаром говорят, что память о прошлом, о предках равносильна нашей чести…

Казацкому роду нет переводу

Откуда пошли Алакаевы

Именно об этом совсем недавно нам удалось побеседовать с давним товарищем, известным в республике экспертом экотуризма и общественником, организатором клуба путешествий «Авантюра» Артуром Алакаевым.

– Как ты пришел к мысли, что необходимо знать свое родословие, свое шежере? С какими трудностями пришлось при этом столкнуться?

– Мне еще с детства хотелось узнать, как появилась моя фамилия «Алакаев» и историю своего рода. Поэтому сколько помню себя, всегда расспрашивал деда и других родственников о прошлом, наших предках. По большей части их истории оказались неверными, но в них все же оказалась информация, на основе которой в дальнейшем я смог начать свои генеалогические изыскания.

деды.jpg

Первым делом я составил свое древо до прапрадеда Алакаева Сабирьяна. Его как раз и помнил мой дед Алакаев Анвар. Таким образом, получилось древо:

Алакаев Артур – Алакаев Раиль – Алакаев Анвар – Алакаев Муллаян – Алакаев Сабирьян.

Даты рождения до Муллаяна известны, так как дед еще был жив. А вот год рождения прадеда Муллаяна я обнаружил на могиле на фамильном кладбище, на котором в течение ХХ века хоронили Алакаевых. Прадед Муллаян родился 1892 году и жил в деревне Шариповке (Благовещенский район Башкортостана). Где он родился, мне подсказали родственники. Оказывается, Алакаевы переехали туда из Буздякского района, часть из них жила там до 1980 года. Возможно, живет и сейчас. Мне еще предстоит их разыскать. Быть может, они прочтут это интервью и отзовутся.

На этом этапе мои поиски предков на какое-то время прекратились, так как я не знал, где дальше искать информацию.

– Обычно сбор информации о родословии и начинается с опроса родителей, дедушек и бабушек. Но зная тебя, я думаю, ты на этом этапе все равно не остановился бы. Что послужило следующим толчком в поисках информации о предках?


Ревизские сказки

– В 2007 году Архив РБ оцифровал и выложил в открытый доступ часть так называемых ревизских сказок. Я начал активно искать предков в этом архиве, зная, что они изначально были из Буздякского района.

Нашел некоего Иксана Алакаева. Стал смотреть информацию по нему. Самый интересный факт, о котором говорится на сайте ufagen.ru, – то, что семья Иксана Алакаева была одной из тех четырех семей, которые, собственно, и основали Буздяк.

Нашлось упоминание об Иксане Алакаеве и его сыновьях в Буздяке в ревизских сказках 1816 и 1834 годов. Одного из его сыновей звали Якупом. Отчество у моего прапрадеда Алакаева Сабирьяна – Якупович (это вспомнила одна из пожилых родственниц). Таким образом, появилась призрачная тоненькая ниточка. Однако нужно было установить точнее возможное родство.

В следующей переписи населения – ревизской сказке от 1859 года в Буздяке –  Алакаевы уже не упоминаются. Я начал было искать их по другим населенным пунктам, но не нашел.

– Кроме, собственно, ревизских сказок, приходила ли мысль поискать еще в других источниках?

– Да. Параллельно я вел поиски всех известных родственников на сайте «Память народа». Там опубликованы данные о гибели или наградах солдат, участвовавших в Великой Отечественной войне. Нашлось много записей о сыновьях Муллаяна и его брате. В информации о их месте проживания указаны две деревни: Шариповка (Благовещенский район) и Ново-Богады (Буздякский район).

Обратившись вновь к сайту ufagen.ru обнаружил, что поселение Ново-Богады появилось в середине XIX века и просуществовало до середины XX века.

– Кстати, многие башкирские деревни возникли в период с 1834 по 1859 год после указа губернатора Оренбургской губернии, в состав которой тогда входили земли башкирского казачьего войска «О сокращении унитаров, летних кочевий (джайляу)». Чтобы сохранить унитары, некоторые семьи, как правило представители одного и того же рода, переселялись на них, так возникали новые деревни. В основном они назывались по имени первого переселенца или наиболее знатного и уважаемого жителя деревни. Не пробовал искать в этом направлении?

– Не знал таких тонкостей. Мысль интересная. Конечно же, поработаю и в этом направлении. Но давай вернемся к прерванному пересказу результатов сбора информации о родословии. На чем мы остановились? На возникновении поселения Ново-Богады.

Так вот, тогда, имея новый задел данных, я снова стал искать в ревизских сказках от 1859 года поселение Ново-Богады. Но такового поселения в них указано не было, зато были Богады (Бугады). И в Богадах нашелся Якуп, правда, не Алакаев, а Иксанов. То есть его отчество записали как фамилию. Как мне позже объяснили специалисты, это была довольно распространенная практика в то время. Кроме Якупа, многие другие родственники, указанные в ревизских сказках 1834 года по Буздяку, оказались тоже здесь.

Дальше у меня было два пути продолжения поисков: либо самому идти в Архив РБ и поработать там, либо обратиться к специалистам, которые смогут помочь мне в этом деле. Первый вариант требовал много свободного времени в будние дни, которого у меня, естественно, не было. Поэтому я выбрал второй вариант и обратился к специалисту Руслану Масагутову.

Первым делом он указал мне на упоминание моих предполагаемых предков в одной из книг серии истории башкирских родов «Канглы». Этому роду как раз принадлежала территория современного Буздякского района. В этой книге и была приведена перепись поселения Ново-Богады от 1917 года. Где, в частности, был указан Алакаев Сабирьян Якупович и его семья.

Чтобы уточнить данные о семье, мы через него заказали переписи от 1917, 1920 и 1926 годов. В них оказались Сабирьян, Муллаян и другие известные и неизвестные мои родственники по линии Алакаевых.

летсница.jpg

Кроме того, в книге о роде «Канглы» упоминается и Иксан Алакаев с сыновьями, в том числе и Якуп, который, как я говорил, по данным другой переписи, жил в Богадах. Но что еще более важно – в книге были приведены и другие документы, например договоры по земельным отношениям, где также значится башкир Алакай (Аликай) Тохтаров (Тактаров).


Казаки-башкиры

Тогда я попросил Руслана Масагутова разыскать копии и других документов по тем же земельным делам, которые указаны в книге по истории рода «Канглы». И в этих документах мы нашли список башкир-вотчинников, в том числе Алакая Тохтарова и даже его тамгу.

Однако не все было гладко с результатами поисков на тот момент. Оставались некоторые слабые моменты. Типа тех же документальных подтверждений родственной связи линии Иксан – Якуп – Сабирьян – Муллаян. Ведь, несмотря на многочисленные совпадения, эти связи могли быть просто случайностью. Подходящими документами могли стать метрики, в которых, например, могло быть указано место и год рождения прапрадеда Сабирьяна и его родителей. Годом рождения Сабирьяна Алакаева, предположительно, являлся 1858 год.

Для этого мы с моей семьей заказали копии метрик по Богадам за 1858 год. Надо отметить, что все метрики того времени написаны на фарси. С переводом очень помог Винер Ахмадуллин. Но в данных докумантах упоминания о рождении Сабирьяна Алакаева мы тогда не нашли.

Тогда решили заказать метрики за 1859 и 1860 годы, так как могли быть неточности в документах. Но их, к сожалению, в Архиве РБ не оказалось.

Следующим моим шагом стал заказ метрик за 1880–1882 годы. В это время, предположительно, должна была состояться свадьба Сабирьяна Алакаева. Но и в них не оказалось информации о нем.

Тогда мы заказали метрику за 1892 год. Ведь по данным, найденным ранее, именно в этот год родился сын Сабирьяна Муллаян.

Получили метрику, качество ее гораздо выше, чем у предыдущих метрик. И, несмотря на использование фарси, сами бланки с надписями были уже на русском языке. Например, «О родившихся в 1892 году». Лист с родившимися в этот год был всего один. Именно его и перевел нам Винер Ахмадуллин.

– И, как я понимаю, нашлись-таки задокументированные данные о прямой родственной связи твоего предка Сабирьяна Алакаева с прадедом Муллаяном?

– Да, именно так. В тот раз очень повезло. Я получил всю информацию, которую хотел и даже чуточку больше. В частности, в документе указывается, процитирую:

«Мулладжан родился 2 марта. Его отец Сабирджан – сын Якуба Ихсануфа. Мать – башкирка Амина Альхаят Исламгулова. Отец матери – Мухаммадали».

То есть связь Иксан – Якуп – Сабирьян – Муллаян Алакаевы доказана документально. Кроме того, стали известны мать и дед Муллаяна.

В итоге у меня все же получилось узнать реальную историю возникновения своей фамилии и построить ветвь предков примерно до 1700 года. Предки (Алакай Тохтаров) оказались башкирами-вотчинниками из рода Актау-канглы, владевшими землями на территории современного Буздякского района Башкортостана. Все это подтверждено земельными документами.

Кроме того, историк Адик Зайнуллин нашел информацию о дате смерти Алакаева Иксана. И в частности, документы, в которых указано, что Алакай Тохтаров был сотником башкирского казачьего войска.

– Получается, он и стал родоначальником фамилии Алакаевых?

– Да, именно от Алакая и пошла современная фамилия Алакаевых.

– Кстати, стало ли сенсацией для тебя и твоих родственников то, что вы на самом деле по происхождению вовсе не татары, а «затерявшиеся» башкиры, да еще из сословия казаков-вотчинников – основателей Буздяка?

– Ну, отец отнесся к этому как-то спокойно, можно сказать, с некоторым интересом. Да и остальные, скорее, так же. Самому же стало просто интересно и в каком-то смысле даже неожиданно.

Есть, конечно же, у нас и такие родичи, что всю жизнь себя считали татарами и даже гордились этим. А тут получили этакое «Здравствуйте, я ваша тетя». О том, что мы потомки казаков-вотчинников, осознание, скорее всего, еще не пришло. Тут нужно понимать тот факт, что и мои родители, и дед, и прадед в переписи от 1920 года и дальше везде записаны татарами, хотя в более ранних документах – до 1920 года –  Алакаевы указаны как башкиры.

Этот вопрос всегда носил у нас в республике политизированный характер, и не нужно в него углубляться. С чем связаны такие изменения и предание забвению своих же корней в моей семье, я не знаю. По одной из версий, таким образом в начале ХХ века по разным причинам у нас практиковалось сокрытие своего сословия. Не стоит забывать тот факт, что царская империя была сословным государством. И у каждого сословия в нем были свои обязанности и своя роль. Может быть, мои предки пошли по этому пути, чтобы уцелеть в новую, постцарскую эпоху. Думаю, дальнейшие мои изыскания дадут ответы на этот и другие вопросы..

– Кстати, а в результате всей этой работы над шежере-родословием возникло ли некое чувство ответственности, что ли? Перед прошлым, предками, перед той же землей, на которой они столетиями когда-то жили?

– Я, наверное, понимаю, о чем ты. Появился, можно сказать, повышенный интерес к истории именно нашего края.

Ответственность может возникнуть лишь в том случае, если есть возможность повлиять на что-то. Эти возможности, к сожалению, сейчас сильно ограничены. Именно эти мысли, кстати, подтвердили необходимость посещения Буздякского района. В частности, тех мест, где находились Ново-Богады.

Мы с женой съездили в селение Старые Богады. Осмотрели два кладбища и пообщались с местными жителями. Про Алакаевых никто там ничего не слышал. Про Новые Богады тоже никто ничего не слышал и не помнил. Тогда мне в голову пришла мысль просмотреть старые карты этих мест. Мы с женой просмотрели множество карт от 17 до 21 века, но также не нашли Ново-Богадов.

Помог историк Адик Зайнуллин. Он как раз и был одним из составителей книги о башкирском роде «Канглы». Он нашел информацию о том, что Ново-Богады и Богады (Старые Богады) находились в разных сельсоветах. И что, по данным от 1896 года, здесь находилось около четырех дворов.

После этого поиски упростились, стало известно другое название села и его примерное местоположение. На старых картах Генштаба мы нашли урочище Ново-Богады и располагающееся рядом кладбище.

Тогда с женой в ближайшие же выходные вновь съездили в эти места. В результате полевых поисков на месте мы нашли местоположение кладбища Ново-Богадов. Кладбище заросло большими деревьями и плотным кустарником. Удалось найти две могильные ограды без табличек. Возможно, летом этого года получится найти и их. Заброшенное кладбище представляет собой островок посреди засеянных полей. И создается ощущение, что этот островок с каждым годом становится все меньше. Эти могилы точно моих родственников, так как никто, кроме них, в Ново-Богадах не жил. Есть большая вероятность, что где-то здесь и захоронен мой прапрадед Алакаев Сабирьян.

адгробие.jpg

И месторасположение деревни Ново-Богады нашлось. Там тоже сейчас ничего нет – просто поле. Но эта удручающая картина не повод останавливаться, так ведь? Сейчас думаем, какие сделать практические шаги, чтобы вся собранная мною информация вновь не пропала через какое-то время. Может, даже через несколько поколений уже моих потомков.

– Ну, раз предки были казаками-вотчинниками, они, скорее всего, никак за весь этот период не могли обойти все те исторические события, в которых участвовало башкирское казачье войско. Это, конечно же, активное участие в восстаниях, войне с французами 1812 года. Кроме того, участие в том же Хивинском походе по «принуждению к миру» приграничных казахских родов, досаждавших Башкирским землям набегами и работорговлей.

– Да, ты прав. Как видишь, поле исследования прошлого посредством сбора информации по родословию богато на события. Мне, как и моей семье, конечно же, интересно знать о том, какое участие в них приняли мои предки, в контексте истории башкирского рода Канглы. Вот недавно, кстати, получили некоторые данные по линии ДНК-исследований.

– Сам или кто-то из родичей сдавал кровь на генетический анализ?

– Самому, увы, как-то не удалось. А вот мой троюродный брат Алакаев Рустем сделал анализ ДНК в московской лаборатории на определение рода и происхождения.

Оказалось, что нашими далекими предками являлись ираноязычные племена из Анатолии. В школьных учебниках истории мы их всех помним под названием «Печенеги».

– Интересный поворот, но вполне ожидаемый. Башкирский этнос та еще сборная солянка!

– Еще этот анализ подтвердил, что Алакаевы происходят из башкирского рода Актау Канглы. Нашелся и род родственников – Кинзекеевых. Их предки так же, как и Алакаевы, являются основателями Буздяка. И Кинзекеевых сегодня очень много в Буздякском районе республики. Кроме Кинзекеевых, благодаря ДНК-анализу обнаружились и связи с родом Зайнуллиных, к которому, собственно, и принадлежит историк Адик Зайнуллин, один из составителей книги о роде Канглы.

Вообще, знакомство с ним оказалось очень полезным. Сам он, понятное дело, также из рода Актау Канглы и, в отличие от многих, обладает огромными знаниями в области генеалогии и конкретно истории рода Канглы. Он и подарил мне книгу, посвященную истории нашего рода.

В этом направлении у меня сегодня имеются еще кое-какие предварительные наметки. Не буду их пока озвучивать. Как только информации станет больше, думаю, мы вновь встретимся и также интересно побеседуем на эту тему.

– Всегда рад встречам с тобой. Мне тоже кажется, что тот новый пласт информации, что соберешь на этот раз, будет столь же интересен не только тебе и твоей семье, но и другим нашим соотечественникам, также занимающимся благородным делом сбора шежере-родословия. 


Интервью подготовил Ильдар Атауллин

Читайте также

Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER

Хочешь получать свежие новости от ProUfu.ru прямо в своем мобильном? Подпишись на нас в Telegram.

ПОДЕЛИТЬСЯ
Новости партнеров

Контент