18+
Общество

Азат Кутлиахметов: «Работа эколога изначально конфликтная и скандальная»

14:20 22 Июня 2017 | 2007
Автор: Минзаля АСКАРОВА
Все материалы автора
Азат Кутлиахметов: «Работа эколога изначально конфликтная и скандальная»
Фото: «Башинформ»

Азат Кутлиахметов – человек, который стоял у истоков зарождения и становления экологического движения в регионе.  Экс-министр экологии Республики Башкортостан, доцент кафедры экологии БашГУ рассказал о тонкостях работы экологов в государственных структурах.

 В Башкирии есть компетентные специалисты, которые не связаны ни с одним ведомством?

– К сожалению, компетентных экологов, не обремененных государственной службой, или даже обремененных, практически нет.

В 1989 году в республике впервые появилось ведомство по экологии. Это событие не связано с нашей фенольной эпопеей. В советское время вопросами экологии занимались спустя рукава. Когда проблемы по охране окружающей среды превратились в большой снежный ком и его некуда уже было прятать, руководство страны вынуждено было обратить внимание на состояние экологической обстановки в государстве. Тогда и появился документ (1988) о создании специального уполномоченного ведомства в области экологии – Государственного комитета СССР по охране природы.

Тогда штат республиканского Госкомитета по охране окружающей среды был небольшим, возглавлял его Виль Талипович Сафаров. Туда пришли профессионалы своего дела с предприятий, таких как Гидрохимлаборатория Бельского бассейнового водного управления, из Госинспекции по охране атмосферного воздуха по БАССР, которые имеют богатый практический опыт работы – первая команда Госкомприроды РБ была высокопрофессиональной. За короткий срок Башкирия наработала большой багаж нормативной документации. Башкортостан был первым среди субъектов России, где появился Экологический кодекс РБ.

Этих профессионалов уже не осталось. И меня, мягко говоря, возмущает, когда сегодня все кому не лень называют себя экологами.

 

– Если нормативная база была наработана еще в те времена, она не входила в противоречие с федеральным законодательством?

– Все башкирские экологические законодательные документы и нормативные акты были разработаны в рамках федерального законодательства. Они, как тогда, так и сейчас дополняются поправками в случае изменений в федеральном законодательстве. Республиканское экологическое сообщество за короткий срок разработало достойную нормативную базу.

Законодательство по охране окружающей среды в республике затрагивает или, скажем, охватывает всю природную среду. Но беда в том, что оно не используется в полную силу даже сейчас.

 У Минэкологии, как и при вас, сейчас работают территориальные управления?

– Территориальные управления как были, так и остались, но их сейчас сократили, или, как сегодня принято говорить, оптимизировали – их было 11, осталось 4, остальные 7 – стали комитетами. Территориальные управления – самая главная мощь Минэкологии. Именно эти люди, работающие на местах, предоставляли полную картину экологических проблем в республике. В Министерстве экологии всего сейчас работает не более 250 человек (в том числе 140 инспекторов!) на всю республику. Это в сравнении с другими ведомствами в разы меньше, тем не менее проблем, над которыми работает министерство, огромное количество. В году 2011-м я просил Владимира Балабанова, тогдашнего руководителя администрации главы республики, рассмотреть наше предложение по увеличению штатной численности Минэкологии на 35 человек, упразднить ряд министерств, в том числе и промышленности, к слову. Дело в том, что у нас нет государственных предприятий. Соответственно, нечего регулировать. И в городских администрациях отдел промышленности не функционален. Освободившийся штат можно перераспределить на другие направления.

– Экология это не только проблемы, но и туристическая привлекательность региона. Если вся Россия будет знать, что у нас в каждом районе порядок, это огромный плюс для привлечения дополнительных денег.

– Несомненно, экологическая чистота окружающей природы – залог и туристического успеха республики. Но надо понимать, что Министерство экологии – один в поле не воин. Территория Башкирии огромная и густонаселенная. Одному ведомству штатом 250 человек уследить за всем не по силам. Поэтому за экологическим благополучием в целом, за санитарным состоянием территорий должны следить прежде всего на местах – главы администраций районов и сельских советов, руководители предприятий (в зоне ответственности) и организаций. Я не говорю, что экология должна быть для них в приоритете, но хотя бы должна быть паритетность наравне с другой деятельностью. Все мы знаем, что сегодня многие руководители промышленных предприятий плюют на экологические вопросы, для них прибыль на первом месте.

Тут возникает вопрос экологического воспитания, культуры. Европу в этом смысле ставят в пример во всем мире. Но вспомните, ведь те же реки Сена, Дунай, Эльба были в состоянии сточных канав. Они в свое время взялись за дело, отрасли промышленности поставили на место, очистили реки, да и будущее поколение воспитали так, что бросать мусор где попало – нехорошо. Так появилась экологическая культура, которой у нас нет.

 

– В структурах администраций муниципальных образований существуют должность эколога?

– К сожалению, такого нет. Хотя в законе об охране окружающей среды четко прописано, что ведомства должны обеспечить ведомственный контроль над состоянием природной среды. Ведомства – это не только предприятия, как водоканал или производственный комбинат, это и администрации МО, сельские советы. У нас  любят экономить на экологах. Зачастую один и тот же человек совмещает несколько обязанностей – кроме инженера по охране труда и по технической безопасности, еще и эколога между делом, в нагрузку.  В основном, к сожалению, большинство отчетов предприятий по экологии – фикция.

В мою бытность начальником отдела экологии в городском округе г. Уфа вдруг по нашим годовым госотчетам (2 ТП-Воздух) в два раза увеличились объемы выбросов в атмосферу. Это произошло потому, что мы смогли собрать отчеты с большинства предприятий, таким образом, создали максимально реальную картину по Уфе.

Сегодня мы смотрим ежегодный отчет о состоянии окружающей среды и природных ресурсов в РБ, публикуемый Министерством экологии, – у них ежегодно идет снижение выбросов. В Уфе – порядка 110 тыс. предприятий и организаций, если учитывать и мелкие. Реально по Уфе могут отчитываться до 8 тыс. предприятий! Оставляя из крупных 2,5 тыс. предприятий можно оценить более или менее общее экологическое состояние города. А сегодня информация собирается только по 900, максимум 1,5 тыс. предприятиям. Таким образом, в отчетах идет улучшение, статистика – хорошая, но не в реальности. Как мы дышали сероводородом, так и дышим. Экологи забывают, что они не работают для отчетов, а работают для людей.

 

– Значит, мы можем сделать такой вывод: работа эколога – конфликтная, сложная и неблагодарная.

– Однозначно. Работа эколога изначально конфликтная и скандальная. Своим студентам я всегда об этом напоминаю.

Ведомственным экологам я, конечно, не завидую. Они под двойным прессом: с одной стороны, на них давит работодатель, с другой стороны – инспекторы Минэкологии и Росприроднадзора. Они вынуждены изворачиваться по совершенным экологическим правонарушениям и пытаться отстоять свои предприятия и должностные лица от иска и штрафов.

– Вопрос разграничивания полномочий между Минэкологией и Росприроднадзором не всем понятен.

– К разграничению обязанностей между Минэкологией РБ и Управлением Росприроднадзора по РБ отношусь негативно. Возможно, это тот самый случай, когда говорят «разделяй и властвуй». Все «лакомые» загрязнители, крупные предприятия, как «Башнефть», оказались поднадзорными федеральной структуре – Управлению Росприроднадзора по РБ. У них в штате всего ничего (22 госинспектора) – понятно, что они толком не успевают проверить объекты. Но ведь эти объекты загрязняют территории наших городов и природную среду, как и атмосферный воздух, поверхностные и подземные воды, почвы, снижается биоразнообразие.

 Главы районов любят отсылать жителей с их проблемами то к федералам, то к региональному управлению…

– Обязанность каждого главы района – это не только обеспечение социально-экономического развития вверенной территории, но и поддержание санитарного порядка, экологического благополучия, как это банально не звучит. К сожалению, многие из них не относятся к своей работе со всей серьезностью. Когда главы районов не заботятся о своей территории, не проявляют государственного подхода к проблемам – все разваливается. Если ты избран главой, будь добр, работай на благо людей, а не на себя.

 

Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER

Хочешь получать свежие новости от ProUfu.ru прямо в своем мобильном? Подпишись на нас в Telegram.

Читайте также
ПОДЕЛИТЬСЯ
Новости партнеров

Контент

Получи самые важные новости на свою почту.

Proufu новости без цензуры