сегодня в 10:10 c3490 e0

Общество



Алим Ахмадеев: «ЕГЭ формирует человека не думающего, а надрессированного системой»

12:53 27 Марта 2018 | 11412
Автор: Нурия ФАТХУЛЛИНА
Все материалы автора

Профессор, доктор философских наук и заслуженный деятель науки РБ Алим Ахмадеев на примере нескольких поколений объяснил, почему нужно отменить ЕГЭ. 

Алим Ахмадеев: «ЕГЭ формирует человека не думающего, а надрессированного системой»
Фото: zaochnik.ru/blog

 Почему вы против ЕГЭ?

– По ежегодной статистике Счетной палаты РФ, коррупционная составляющая при поступлении в институты и университеты после введения ЕГЭ не упала ни на один процент. Зато руководство вузов просто в шоке от уровня подготовки студентов, поступивших по результатам единого госэкзамена. Сами ректоры признают, что до трети студентов не в состоянии сдать первую сессию. Да что там сессию, большинство не может пройти элементарные проверки знаний в начале обучения.

Вопрос ЕГЭ после 16-летнего существования стоит гораздо глубже, чем кажется внешне: что делать с поколением, уже воспитанным на нем, с поколением Pepsi и Next, с не читающим книг поколением, для которого нет авторитетов? Что делать с этим поколением, которое придет в вузы и захочет получить диплом только с одной целью – получить диплом? Это поколение воспроизведено современной массовой культурой потребления, оно не способно принимать решения, а готово лишь потреблять. И они продолжают воспроизводиться той системой образования, которая сложилась в России. Можно смело утверждать, что ЕГЭ в той форме, которая сейчас есть, формирует человека не думающего, а надрессированного системой. ЕГЭ изменил систему школьного образования до неузнаваемости. Именно поэтому я против ЕГЭ.

– Значит, ЕГЭ не дает знаний?

– ЕГЭ в современной вариации тиражирует в массовом масштабе этаких недорослей ХХI века, число которых заметно превосходит героев бессмертной комедии Фонвизина. Для нынешнего «продукта» ЕГЭ в вузах введены факультативы и курсы довузовской подготовки для обучения первокурсников русскому языку и другим элементарным знаниям. Кстати, тесты, аналогичные российскому ЕГЭ, были впервые введены в США для умственно отсталых детей, плохо владеющих разговорной речью. Чтобы они, молча, выбирали правильные ответы, а не задавали вопросы Фонвизинского «Недоросля»: «Кака? Котора дверь?». У нас ребенок приучается тупо выбирать один из вариантов ответа.

5aab914d1835613a388b45f8.jpg

Фото: «РИА Новости»

Тестовая форма формирует человека отмечающего, а не думающего. Ну как можно сдавать историю, русский язык, литературу, государственный язык тестом? Говорю это как историк, окончивший классический университет. 

Человек, изучивший курс отечественной истории, должен уметь разбираться в фактах, документах, работать с источниками, отстаивать и аргументировать свою точку зрения в непростых и дискуссионных проблемах российской и зарубежной истории. А обществознание – предмет, вобравший в себя философию, экономику, право, политологию. И здесь необходим прямой контакт учителя или преподавателя с обучающимся.

Говоря о слепом копировании чужих образовательных новаций, надо прямо сказать о западном влиянии на российское образование. Публицист Т.Воеводина в «Литературной газете» под примечательным названием «Чужие смыслы» нелицеприятно пишет, что образование у нас деятельно перекраивается и уж перекроено по западному образцу. И речь не только и не столько о ЕГЭ или нелепом разделении вузовского курса на бакалавриат и магистратуру. Речь в первую очередь о трансляции враждебных нам смыслов. И эта трансляция ведется вольготно, за нее еще и спасибо говорят. Многие даже не замечают ее - а что тут, собственно, дурного? В результате наш народ заражается чем-то вроде аутоиммунного заболевания: иммунитет не опознает заразу и, соответственно, не может сопротивляться. Недруг встраивается в наш народный организм, подтачивая изнутри. А ведь образование - матрица, с которой воспроизводится народ. Нельзя, наверное, не согласиться с болеющим душой за образование и народ публицистом.

При традиционном экзамене он хотя бы писал шпаргалку и тем самым закреплял знания. В ходе подготовки к экзаменам в вузе абитуриент читал или решал согласно программе, которая была по всем предметам. А еще каждый вуз разрабатывал экзаменационные материалы самостоятельно и учитывал результаты своих экзаменов. Чтобы не выслушивать убогие доводы адептов ЕГЭ, что выпускник самой захолустной школы из таежного поселка может легко поступить в столичный вуз, хочу напомнить о том, что будущему студенту в столице надо жить, питаться, одеваться. Словом, соответствовать облику студента МГУ или СПбГУ.

– А когда не было ЕГЭ, разве не нужно было думать о финансовой стороне?

– Я и мои однокурсники, кроме двоечников, получали стипендии по 40-46 рублей. В нынешних деньгах это 10-11 тысяч рублей. Плюс подработки: юноши работали грузчиками, сторожами, девушки – медсестрами, дворниками. Летом был стройотряд с приличными заработками.

Нынешний студент, за редким исключением, ленив, нелюбопытен, контрольные, курсовые и дипломные списывает из Интернета. В библиотеках студент – редкий гость. Я удивляюсь, но сегодняшнего студента на аркане не затащишь на какую-либо работу. Быть вахтером, дворником – зазорно. Программистов – пруд пруди. Стройотрядов как таковых нет. Почти все уповают на родителей.

Я проводил микросоциологический опрос в группах студентов, и буквально единицы были готовы где-то подрабатывать. К примеру, только 1 из 25 студентов второго курса лечфака БГМУ работал на 0,5 ставки медбратом в 13-й больнице.

kak-prepodavateli-mogut-pomoch-studentam-spravitsja-s-ih-problemami.jpg

Фото: blog.mbaconsult.ru

– Что вы предлагаете вместо единого госэкзамена?

– Другой системы образования у нас пока нет. Прежняя система образования разрушена, как следствие – катастрофическое падение уровня образования. По авторитетному мнению ректора МГУ Садовничего, в реформах образования было сделано немало ошибок и многое упущено. Как маятник, из одного крайнего положения мечемся в другое. Система образования в Советском Союзе была уникальна, она себя показала. А потом мы потеряли фундаментальность нашего образования, его заменили понятием «компетенции». 

Мы всегда были сильны тем, что учили студента не запоминать и не каким-то компетенциям, а размышлять, думать, доказывать, сомневаться, преодолевать. Тогда он и становится ученым или специалистом. Это помогло нам в космосе и в других направлениях. А потом мы постарались скопировать другие системы просто из-за того, что в мире они есть. Разве это не признание маститым организатором образования и высшей школы неприемлемости того же самого ЕГЭ. И в падении уровня российского образования большая вина именно введения и культивирования ЕГЭ. Теперь уровень подготовки ученика, а значит, и уровень учителя оцениваются по неизвестно кем придуманным тестам клерками из Федерального института педагогических измерений. Мало того что эти тесты ни при каких условиях не могут дать объективной оценки подготовки ученика, так и учитель вынужден вместо нормального обучения заниматься только натаскиванием ученика на заполнение тестов.

А многие учителя, не выкладываясь, так сказать, полностью на уроках, поневоле принуждают ученика (а точнее, его родителей) к дополнительным оплачиваемым занятиям! Это и есть коммерциализация бесплатного школьного образования. Откройте сайт «Репетиторы Уфы» или любого другого города. Сотни учителей предлагают свои услуги за деньги, естественно. Естественно, за немалые суммы.

– Разве плохо, если репетитор помогает школьнику?

Действительно, ЕГЭ стал настолько сложным, что не каждый ученик подготовится к нему без репетиторов. Причина, по мнению экспертов, в ползучей профилизации экзамена. Сегодня подготовка и сдача ЕГЭ превратились в гонку за баллами для поступления в престижные вузы. А высокие баллы дает только выполнение сложных заданий на профильном ЕГЭ, что возможно лишь с помощью репетитора. По авторитетному мнению директора Института развития образования НИУ ВШЭ И. Абанкиной, «кособокость» нашей школы заключается в том, что мы слишком увлечены предметной профилизацией. И совершенно не сопрягаем ее с таким же углубленным познанием ребенком себя и окружающего мира в целом. В результате профилизация получается очень зауженной. В современном мире она не работает: работодателей интересует, скорее, общее развитие человеческого капитала, универсальные навыки и компетенции, а не узкоспециализированные навыки, которые ориентируют людей на быстроустаревающие позиции. Эти позиции уже заполнены, молодежь там не нужна. А к новым профессиям узкий специалист не подготовлен.

ЕГЭ должен быть итогом школьного обучения. Мы платим налоги, чтобы дети получили общее среднее образование. Если же ЕГЭ – это способ поступления в вузы, то дети говорят: «Я готовлюсь в вуз, а школа – бог с ней». Конечно, вузы хотят брать на обучение выпускников с 80-100 баллами. Но таких немного. Фактически принимают и с 40, и с 35 баллами. Какие дети есть, тех и берут.

one-on-one-tutoring.jpg

Фото: readingtreelearning.com

– Все-таки отменят ли ЕГЭ?

– И не зря. По-видимому, общественное мнение созрело настолько, что группа депутатов Госдумы 16 марта внесла на рассмотрение нижней палаты парламента законопроект об отмене ЕГЭ. Оппоненты единого госэкзамена уверены, что он вводился для увода максимума средств. Менее радикальная реформа образования столько денег не дала бы. Это знают все, кто работает в этой сфере. Второй целью было отнять у вузов взятки приемным комиссиям. Улучшение качества образования и близко здесь не стояло. Многие не видят связи между ЕГЭ и массовым оттоком выпускников школ за пределы республики, ведь после сдачи ЕГЭ они имеют право подать свои документы в несколько вузов. И большое их число уезжают в Москву, Питер, Казань, Екатеринбург и другие города. По словам главы Башкирии Р.Хамитова, сегодня наблюдается значительный отток молодежи, выпускников наших школ в столичные города. Москва и Петербург каждый год забирают у нас от 15 до 17 тысяч самых лучших, одаренных выпускников. Большая часть этих ребят не возвращается в родную республику. Этот отток продолжает нарастать. Это огромная проблема и огромный вопрос для республики.

Несмотря на ярое противодействие апологетов ЕГЭ, которые твердят о чрезмерной радикальности этого шага, инициаторы законопроекта требуют отмены надоевшего ученикам и родителям этого экзамена, направленного не на получение знаний, а на «дрессировку» по определенному набору заданий.

Предлагается возвращение к традиционному экзамену. Это позволит улучшить процесс обучения и сделать так, чтобы в финальных классах дети не готовились к ЕГЭ, а спокойно учились и потом поступали в вузы. Позиция авторов законопроекта обоснована. Но слишком мощное противодействие этот документ может встретить у некоторых парламентариев, чиновников и у части учительства. Что ж, поживем – увидим! Ведь на кону миллиарды рублей и будущее российского образования. А значит, и будущее страны!

ПОДЕЛИТЬСЯ

Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER

Читайте нас в


Новости партнеров


Загрузка...


Спецпроекты


Тесты




Газета BONUS


Карточки



Афиша




Газета BONUS



Опрос




Происшествия




Сексуальная пятница