• Свободная площадка
  • Конкурсы
  • Стартапы
  • Дом на Руставели
  • Общество

    Имам-хатыб из Уфы: «Радикальные мусульмане хотят разрушить нашу связь с предками»

    15:20 30 Июня 2016 | 3409
    Автор: Марат АХМЕТШИН
    Все материалы автора
    Много вопросов сегодня возникает по поводу Ислама. Эта традиционная для Башкортостана религия имеет в себе множество конфликтующих сторон, в том числе – с радикальным уклоном. Мы поговорили с членом совета улемов Центрального духовного управления мусульман России и имам-хатыбе ММРО «Ишан Зайнулла Расули» поселка Шамонино Ахмадом Хазратом Ахмеровым о понятиях Ислама, настоящих мусульманах, Уразе, аде, рае, шариате и исламском радикализме.
    Имам-хатыб из Уфы: «Радикальные мусульмане хотят разрушить нашу связь с предками»
    Фото автора.
     Ахмад Хазрат, скажите, какого человека можно назвать мусульманином?

    Мусульманин – есть человек, который уверовал в единого Господа и в его Пророка – Мухаммеда. Пророк сказал, что «нет никаких божеств, кроме единого Господа, а Мухаммед – пророк его». Мусульманин должен уверовать сердцем в Аллаха, потом сказать это языком и подтвердить своим деянием. Он должен знать и следовать основам Ислама (вера, намаз, ураза, закат и хадж.). Если же человек свидетельствует, что «нет Бога кроме Аллаха, и Мухаммед – пророк его», но не соблюдает основ Ислама, то он также является мусульманином, он также попадет в рай, но уже после того, как искупит свои грехи, возможно, и огнем ада.

       
     Правда ли, что основа религии в нравственном кодексе?
      
    Основа религии – в нравственности, это действительно так. Пророк Мухаммед сказал, что перед Судным днем появятся такие люди, чьи намазы – это всего лишь зарядка, чьи посты – всего лишь голодовка. За это человек не получит никакой благодати от Аллаха. Для чего нужен намаз? Он нужен для того, чтобы человек познал своего Господа; а если он познал своего Господа, то он живет праведно. Для чего нужен пост? Чтобы воспитать самого себя. Ведь когда ты не ешь, не пьешь, ты начинаешь понимать тех, кому труднее, чем тебе, у кого нет денег ,возможно, даже на то, чтобы есть каждый день. Так он воспитывает свой нафс или эго, после чего становится добрее, отзывчивее, его сердце очищается. И этот человек начинает понимать по-настоящему вкус еды и начинает ценить то, что дано ему Аллахом.

     Сегодня больше людей стало обращаться в Ислам. С чем это связано?
      
    Америка сегодня порочит Ислам по всему миру, но этим американское правительство невольно и рекламирует эту религию. Конечно, эта политика Запада проводится ради того, чтобы мусульмане убивали других мусульман, извращали религию,а в это же время американцы беспрепятственно выкачивали нефть из этих ослабленных войной и отсутствием единства стран. Вот зачем это нужно. Но, несмотря даже на насажденную в мусульманском мире войну, и несмотря на порочащийся в средствах массовой информации Ислам, множество людей по всему миру вдруг заинтересовались этой религией. 
    Но я могу сказать, что в Ислам вообще могут прийти разными путями. В целом же, люди устали сегодня от бездуховности. Вроде бы сейчас все доступно, но людям-то все равно нужно что-то духовное – они же люди, а не животные.

     Как сами пришли к религии?

    Я вырос в обычной семье, воспитанной в коммунистическом духе. Поэтому мы в детстве и юношестве толком ничего не знали об Исламе. Потом я занимался спортом, учился в Башкирской гимназии Рами Гарипова, потом поступил в университет. В один день я пришел в Центральную соборную мечеть и увидел, что люди что-то делают: как будто поют какие-то песни. Оказалось, что они читали молитвы – это было начало месяца Рамазан. И тогда отец мне предложил держать пост – я начал держать пост. И так началась моя духовная жизнь: я получил образование, служил в медресе в Самаре и теперь мы строим мечеть в Шамонино. У меня есть жена и двое детей.

     Сейчас многие люди называют себя мусульманами, но при этом не соблюдают всех основ этой религии: например, могут пить. Как вы относитесь к таким?

    Каждый мусульманин, который говорит, что «нет божества кроме Аллаха, и Мухаммад – пророк его» является мусульманином. И если он не соблюдает нравственных и прочих основ Ислама, то он остается мусульманином, но при этом становится грешником, которому все равно нужно будет искупить свои грехи пламенем ада. Такие люди должны понимать, что они делают грех: воруя, потребляя алкоголь и делая прочие ошибки. Но если человек, делая подобные вещи, говорит, что он не создает таким деянием греха, то такого человека нельзя считать мусульманином – тогда он утверждает вещи, противоречащие Корану, и он выпадает из религии Ислам.
    Этнических мусульман, рожденных в этой традиции, у нас в Башкирии много, но правоверных среди них – гораздо меньше.

     Как отличить фанатика от истинного мусульманина?
      
    Как и во всех радикальных направлениях в мире, фанатики Ислама всегда агрессивные и не идут ни на какие компромиссы. Они не хотят ничего слушать и считают только себя во всем правильно мыслящими. Они не принимают слова пророка, трактуя Коран дословно, как только сами считают нужным: они не принимают даже ученых Ислама. Также они не принимают государства и хотят изменить его только лишь радикальным способом, только войной. Я считаю, что исламский радикализм бывает двух видов. Первый – это радикализм, выходящий из полного отсутствия религиозных знаний. Это ведет к неправильному пониманию Ислама и к эгоизму. Второй – это такой радикализм, причина которого в отрывочных и половинчатых религиозных знаниях, где неправильно трактуются те или иные аяты или хадисы, а порой и не договариваются. Не смотрят из-за чего и в каком периоде они были нисполаны. После таких курсов человек становится как зомби. В частности в Коране написано «убивайте кафиров, где только вы их не найдете и сажайте их в тюрьмы, пока они не уверуют». Но никто не уточняет, из-за чего был ниспослан этот аят. Ведь тогда была война – это и было причиной таким установкам. К нам пришли немцы в 41-ом, мы защищались, верно? Тогда у мусульман была такая же ситуация, и они занимались тем, что защищали себя, семьи, Отчизну. А радикалы трактуют это совершенно иначе, и это оказывается на руку тем, кто их ведет.

    – Как с этим бороться?

    – Посредством просвещения. Люди должны знать свою историю, свои традиции, также должны стремиться к тому, чтобы быть как можно более религиозно грамотными.

     Местный Ислам насколько отличается арабского варианта?

    – Незначительно отличается, потому как Ислам не критичен к тем местным традициям, которые не противоречили Шариату. Поэтому везде он имеет региональные особенности, но основа его остается той же. Есть у нас такая местная особенность: мы читаем нашим покойникам молитвы на третий, седьмой и сороковой день. Этого нет в Шариате, но это есть у нас. А причина кроется в некоторых особенностях нашего географического положения. Когда в нашем краю человек умирает, то на третий, седьмой и сороковой день у него в теле происходят определенные изменения, во время которых тяжело руху – душе. Поэтому мы читаем в это время ему молитвы. Если даже в традиции или в нововведении есть что-то, чего нет в Шариате, то это не критично, если это не несет вреда. В правилах Усуль аль–фикха (дисциплина исламского права) сказано: «традиции, не противоречащие Шариату, узаконены». Мы должны за них держаться, чтобы доносить религию до народа. Что хотят радикалы? Они хотят разрушить этот мост между нами и нашими предками. Если они его действительно разрушат, то они из-за рубежа будут диктовать свои условия, будут навязывать лишь свой вариант Ислама. В свое время на Урало-Поволжье Ислам пришел с суфиями, через тарикат Ясавия. Причем к тюркам, да будет вам и всем остальным известно, Ислам пришел без войны. Сам Пророк сказал, чтобы тюрков не трогали. И нам нужно помнить эту преемственность, не теряя нашей самобытности и не уходя в воинственный радикализм.

    - Расскажите о своем отношении к суфизму.

    Я считаю, что о суфизме в народе республики говорить рано. Многие люди не знают даже Шариата, а ведь суфизм – это его внутренняя сторона – это его вершина. До этого нужно дорасти в любом случае. Один из величайших суфиев Ахмад Фарук ас-Сирхинди сказал, что Ислам держится на трех вещах:
    1. Знание – мы все знаем, что нужно учится для того чтобы знать; 
    2. Деяние – мы должны не только лишь знать, но и делать соответственно своим знаниям;
    3. Искренность (Ихлас) – нужно быть искренним в своих деяниях.
     Именно суфизм дает эту искренность. Но если при этом суфизм идет против Шариата, то это неправильный суфизм. А подобных людей, кто не прошел через Шариат, но уже будто бы практикует суфизм, сейчас много, но все они лишь порочат Ислам. Эти люди просто находятся в тюрьме своего воображения.

     Многие мусульмане читают молитвы на арабском, не зная перевода. Это плохо?
      
    Это не плохо, это нормально. Как сказал Пророк, за каждую прочтенную букву Корана человек получает десять благостей, но если он понимает что читает, то он получает пятьдесят благостей. Поэтому Коран читать нужно каждому мусульманину, а понимать – не каждому. Потому что Коран – это некий код, шифр, который не обязательно понимать, чтобы атмосфера изменилась, чтобы пришло благо: уходят шайтаны и джинны. Человек может делать молитву и сам, но у нас он это делает по-арабски, потому что сам Пророк молился на арабском.

     Вы работаете с заключенными. Расскажите об этом подробнее.
      

    – Я только что был в третьей колонии и заметил одну интересную вещь: в основном там сидят мужчины мужчины в расцвете сил и почти все они не женаты. От таких людей, я считаю, ни молока, ни шерсти. Их жизнь идет по повторяющемуся сценарию: украл, выпил и в тюрьму. Поэтому нужна духовная составляющая во всем, для того что бы человек жил по-божески. А в это время у нас так много женщин, которые не могут выйти замуж, потому как такие вот мужчины сидят в тюрьмах и не работают. В остальном там все хорошо: люди молятся, в праздничные дни Рамазан и Курбан байрама угощаем пловом и в течении года ведем проповедь. И я вам скажу: десять процентов тех, кто не возвращается обратно – это верующие люди. Это – люди, которые получили мотивацию. Некоторых из них в религию привела тюрьма, и они сами говорят, что возможно, что им попасть в тюрьму было лучше, чем остаться на свободе. Кто знает, куда бы они на свободе скатились, а здесь они пришли к Аллаху. Теперь они хотят жить и создавать семьи, хотят работать! Это огромная мотивация для дальнейшей жизни особенно в таком положении.

     Расскажите о строительстве мечети в Шамонино.

    – Мы 21-го числа, во вторник провели в Шамонино прекрасный ифтар. Приготовили плов, которым угощали всех. Мы помолились, чтобы наконец-то в Шамонино появилась мечеть. Там были как пожилые, так и молодые люди, которые радовались тому, что в скором времени можно будет молиться не уезжая далеко в город. Я хотел бы обратиться к вам и ко всем, давайте вместе построим дом Аллаха, так как это – дело не только имама, но и всего мусульманского общества, которое неравнодушно к развитию нынешнего и будущего поколения.

     Какие советы хотели бы дать держащим Уразу?

    – Не переживайте, не нервничайте. Во время поста больше пейте жидкостей и не переедайте во время ифтара. Пророк Мухаммад сказал «Первые десять дней – это милость. Вторые десять дней – это прощение. Третьи десять дней – это спасение от огня ада». Во время поста человек закладывает алгоритм своей жизни на весь год. Поэтому как проведешь месяц рамазан, так проведешь и весь год.

    Нашли ошибку в тексте?
    Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER

    Хочешь получать свежие новости от ProUfu.ru прямо в своем мобильном? Подпишись на нас в Telegram.

    Читайте также
    ПОДЕЛИТЬСЯ
    Новости партнеров

    Контент