-23°C
Курс ЦБ РФ

$1 = 73.55

€1 = 89.25

«Телефон вибрирует постоянно. Доходит до неврозов»: уфимский учитель о дистанционном обучении

23:24, 24 ноября 2020

| c11847

Сергей Переверзев считает, что сегодня школа превратилась в некий аквариум. Что он имел в виду – в нашем материале

«Телефон вибрирует постоянно. Доходит до неврозов»: уфимский учитель о дистанционном обучении

Как ни говорили власти, что решение о возврате к дистанционной форме обучения будет максимально оттягиваться, после осенних каникул школьники с 6 по 10 класс так и остались на удаленке. Пока до 29 ноября.

На днях многодетная мама из города Ишимбая Татьяна Хомякова записала эмоциональное видеообращение, в котором рассказала, в каких условиях приходится учиться детям на дистанте. По словам женщины, для ее четверых школьников в доме нет ни такого количества помещений, ни гаджетов, чтобы каждый мог комфортно заниматься. Но больше всего ее возмущает, что роль педагогов на себя, по сути, взяли ничего в этом не понимающие родители. Татьяна считает, что нынешний учебный год – это полная профанация, и предлагает всех оставить на второй год, пока эпидситуация не улучшится. Или дать денег родителям на репетиторов.

Мы поговорили с учителем истории и обществознания лицея №83, обладателем звания «Учитель года Башкирии» 2016 года Сергеем Переверзевым о том, с какими сложностями сталкиваются дети, родители и учителя и как с ними справляться.

Полную версию видеоинтервью можно посмотреть на совместном YouTube-канале ProUfu и UTV «Время свободных».


«Я потирал руки»

- Сергей Сергеевич, как в вашем случае происходил переход на дистанционку?

- Я до последнего не верил. Когда мой завуч в учительской собирала все вещи и говорила, что до мая не выйдем, я смотрел на нее, как на сумасшедшую.

Больше всего пугало состояние неопределенности. Конечно, в той или иной мере педагоги ранее использовали дистанционные технологии, но в рамках очно-заочной формы, то есть, когда дети приходили на урок, а некоторые домашние задания мы могли отправить им по сети.

А тут все поменялось. Весь урок проходит в дистанционной форме. И здесь было действительно сложно. Но я потирал руки где-то в глубине души. Потому что в 2016 году я пошел на конкурс «Учитель года» как раз с концепцией «Дистанционное образование и информационно-коммуникационные технологии, мультимедиа и социальные сети». И когда я позиционировал ее, не один член жюри крутил у виска и говорил: «О чем он?». Взаимодействие с детьми в социальных сетях на тот момент ничем не было регламентировано. «Вы нарушаете нормы СанПиНа» и прочее, прочее – такие были доводы. А мне так было удобно: если у ребенка возникает вопрос, он не ждет целые сутки, когда встретится со мной в классе, а может напрямую решить его здесь и сейчас.

Сейчас то, что я пропагандировал, сбылось. Поэтому мне, как педагогу, было не так сложно.

«Алло, студия, вы меня слышите?»

- В чем самая главная сложность дистанта?

- В школе существует определенная среда, которая дисциплинирует. Здесь же получается, что ребенок находится дома, ты находишься на другой стороне экрана, то есть я называю это «Алло, студия, вы меня слышите?». Нужно искать новые способы мотивации ребенка, удержать его внимание. А это достаточно сложно. Если ты в классе скажешь как-то немножечко построже, все успокаиваются, то здесь вы находитесь на равных. В любой момент дети могут тебя взять и отключить или просто-напросто покинуть чат.

- Были такие случаи?

- Вообще первые две недели дистанционного образования мне напоминали какую-то первобытных эпоху. Непонятные люди врывались на онлайн-урок и срывали образовательный процесс. Благо, наигрались за две недели, и затем все вошли действительно в качественный и правильный образовательный процесс.

Многие говорят, что дистант провалился. Но посмотрите: часть марта, апрель, май – образовательный процесс не останавливался. Педагоги эволюционировали: они находили новые средства и методы, буквально за два дня изучили Zoom, Disсord.

Школа как аквариум

- Сейчас постепенно уже все вошло в колею, но есть другая проблема – родители. Какая зачастую у нас позиция: пока ребенок находится в школе, родитель отдыхает.

- Она правильная или нет?

- Нет, конечно.

Интересоваться нужно ребенком не тогда, когда уже горит красная кнопка, когда сигнализируют двойки и жалуется классный руководитель. А спрашивать каждый день, как прошел его день

 И решать вопросы в режиме онлайн по мере их поступления, а не копить ворох проблем, а затем вываливать на педагогический коллектив, обвиняя его во всех грехах.

- Надо просто интересоваться или помогать делать уроки?

- Конечно, помогать. И вот здесь еще одну составляющую хочу сказать касательно родителей. С появлением дистанционного образования школа превратилась в некий аквариум. Все, что происходило раньше в классе, вот этот интимный процесс передачи умений, знаний и навыков теперь у всех на виду. Поэтому здесь родитель, наверное, ощутил всю полноту и все прикрасы школьной жизни.

Трудности у родителей были связаны еще и с технологической оснащенностью. Не у всех были ноутбуки, смартфоны.

- И это мы говорим про городских детей.

- С сельскими детьми там вообще было очень сложно. Министерство образования попыталось найти выход из этой ситуации, в частности запустило кейс-пакеты, где задания раздавались на дом. Но сейчас появляется страх и отторжение, что это все вернется. Поэтому многие родители настроены против дистанта.

- Вернется, и будет, скорее всего, постоянно.

- А мы должны понять, что мы перешли от мелового периода, как я это называю, к цифровой эпохе. И в ней мы должны научиться жить. И здесь самое главное – выдержать баланс.

Никто не говорит, что полностью ребенок должен перейти на дистант. Мы говорим прежде всего о мотивации. Если ребенок высокомотивирован и для него важны знания, то для него без разницы, в какой форме он будет их получать: через экран гаджета, слушать через наушники или воспринимать напрямую лицом к лицу с преподавателем. Это очень важная составляющая.

- Я правильно понимаю, что, если бы не пандемия, то мы бы еще долго шли к этому?

- Совершенно верно. Вот эта ситуация слома, которая произошла, подстегнула всех. И систему образования, и родителей. Да, учителям старшего возраста, у которых уже выработана определенная система, адаптироваться к этой форме достаточно сложно. Но нужно отдать должное – они тоже справлялись. Сейчас мы пока не высокотехнологичные учителя, но первые шаги сделаны.

- А как изменились взаимоотношения «учитель – родитель»?

- Взаимодействия стало в разы больше, потому что возникает больше проблем у родителей. Приходилось искать ответы иногда на достаточно сложные вопросы, которые мамы и папы задают учителю как некоему божеству, которое решит все проблемы одним щелчком. Я не завидую классным руководителям. Если вы откроете его смартфон, то вы увидите большое количество сообщений в мессенджерах, приходящих ежедневно.

О качестве онлайн-обучения

- Говорят, при дистанте обучение стало просто формальностью.

- А как оно может стать формальностью? Почему в соцсетях родители поднимают волну возмущений? Чтобы это не было формально. И это тоже подстегивает многих учителей работать на должном уровне.

- Методика преподавания меняется в зависимости от того, преподаешь ты очно или заочно?

- При дистанционном образовании мы теряем одну из важных составляющих образовательного процесса – социализацию личности, когда ребенок находится в среде. У нас первичные агенты социализации – это родители, затем идут дошкольные образовательные учреждения и школы. Если ребенок постоянно находится в своей собственной среде, это тепличные условия, и он не видит, какой мир снаружи, что люди и ситуации бывают разные и как находить выход.

В плане составляющей знаний, в принципе, мы ничего не потеряли. Что такое образование? Это передача знаний, опыта, компетенций. Через экран мобильного или смартфона, экран монитора это сделать можно.

- Есть какие-то необычные наработки, к которым вас просто вынудило обратиться дистанционное образование?

- У меня просто аккумулировалось все то, что у меня долгие годы копилось еще при очной форме обучения, но было не востребовано. Например, работа в тех же самых гугл-документах. Детям это нужно в жизни, потому что сегодня весь документооборот так происходит. Но это только кажется, что дети у нас такие профессионалы. Как выяснилось, многие из них могут только свайпать и тапать, а если им дать какую-то конкретную задачу, то теряются. Например, конвертировать документы из одной формы в другую или пользоваться той же самой электронной почтой. Некоторые не знали, что такое гугл-диск, всевозможные облака и прочее. Этому всему и обучились.

Вместо пендаля - крылья

- Насколько успешно ваши ученики в этом пандемичном году сдавали ЕГЭ по истории и обществознанию? Отличаются ли результаты этого года от результатов предыдущих лет?

Принципиально нет. Потому что у детей появилось даже больше времени для того, чтобы подготовиться к экзаменам. Единственное – сам процесс был тяжелый. Из-за санэпидемических норм, которые нужно было выполнять. Но учителя находили выходы.

- То есть на результат ЕГЭ не влияет форма обучения?

Совершенно верно, мы опять с вами возвращаемся к мотивации. Как можно мотивировать? Можно дать волшебный пендаль, а можно дать крылья. Эффект один и тот же, ощущения разные. Детей нужно окрылять и искать внутреннюю мотивацию, повышать ее.

- А как вы лично относитесь к ЕГЭ?

- Первоначально я был сторонником, потому что ЕГЭ давал детям действительно равные возможности. Он и сегодня, в принципе, дает.

Но вузы сегодня находят лазейки: устраивают так называемые внутренние вступительные экзамены, олимпиады и прочее. Дети, прошедшие через эти испытания, идут в приоритете, нежели те, кто принес результаты ЕГЭ. В этом плане такой формат оценки знаний на сегодня вызывает двойственное отношение.

«Твоего мнения никто не спрашивал!»

- Недавно интернет обсуждал событие в городе Ейске, где учительница поставила ученику тройку за сочинение с пометкой «Твоего мнения никто не спрашивал. Его очень много!» Насколько компетентен, корректен комментарий учителя в данном случае?

- Я всегда говорю, учитель никогда не желает плохого ученику. Подготовка к итоговому сочинению имеет определенный алгоритм, по которому эксперты будут проверять эту работу. Там действительно есть определенные клише, в рамках которых нужно действовать. Если ребенок допускает некие вольности, следовательно, он теряет баллы. Да, учитель вспылил, и она, может быть, должна была это сделать в другой форме. Но мотивация ее была не навредить, а сделать это во благо.

- Еще одна громкая история произошла в Волгограде – был убит мужчина. Насколько известно, ссора началась в родительском чате. Словесная перепалка переросла в реальную драку: за одну из мам заступился ее брат и ударил оппонента дважды. Мужчина умер, у него осталась 12-летняя дочь. Родительские чаты – это зло?

- Я не являюсь классным руководителем, но я наслышан от коллег, что это что-то страшное. У некоторых педагогов телефон вибрирует постоянно, даже когда ты спишь. Доходит до неврозов.

Мне кажется, в родительских чатах не нужны диалоги. Есть в мессенджерах такая функция – галочка, которая запрещает обратную связь. То есть учитель отправляет в чат какую-то информацию, уведомляя родителей, а ответить они там же не могут. Если у них возникает какой-то вопрос, они могут задать его в личных сообщениях или председателю родительского комитета.

То, что произошло, это ужасно, и это говорит о некотором уровне культуры, воспитанности нашего общества в целом. Дети – это отражение своих родителей. Если они видят такую жестокость и реагируют так жестоко на какие-то пустячные слова, то, безусловно, здесь надо работать с родителями в том числе.

Знать историю – значит уметь мыслить

- Вы разрешаете детям спорить с вами на уроках?

- А предметы обществознание и история не могут проходить без споров.

- А много сейчас в школе таких детей, которые действительно так размышляют и готовы аргументировать свою точку зрения, возможно, даже отличную от вашей.

- Конечно. Да, дети, как правило, не подписаны ни на какие политические паблики, наука их мало интересует. Иногда даже включаешь какую-то запись новостей, показываешь и пытаешься разложить каждое слово, спрашиваешь детей, чтобы они объяснили, о каких терминах, каких словах идет речь. Многие не могут. Тогда начинаем крутить и разбираться. Но есть среди детей такие, кто интересуется глубоко политикой. А как меняется Конституция, что это за референдум , сколько еще времени будет править Путин, а кто там – Байден или Трамп. То есть те политические новости, которые у всех на слуху.

- Что вы можете сказать детям, которые спросят, зачем мне знать историю?

- История – это наука, изучающая прошлое для понимания настоящего и прогнозирования будущего.

Если ты не будешь знать систему координат, в которой ты находишься, то тебе (в условиях информационной войны) легко запудрить мозги, обвинить во всех грехах. И ты ничего не сможешь сделать, будешь чувствовать себя виновным в развязывании Второй мировой войны и прочее.

Знать историю – это уметь выстраивать причинно-следственные связи, аргументировать и правильно выстраивать мысль.

- За 10 лет работы в школе, какая награда для вас самая главная?

- Есть у меня такой ученик, умница, Паша Зимин. Он благодаря своему собственному труду, заинтересованности предметами история и обществознание выигрывал олимпиады. Сдал на сто баллов ЕГЭ по истории. Поступил в Московский государственный университет. И когда он мне в социальных сетях написал слова благодарности и прислал фотографию со студенческим билетом МГУ, для меня, как для педагога, у которого стаж не такой большой, это была наивысшая награда, которая может существовать.

ПОДЕЛИТЬСЯ




Загрузка...

Последние новости