Ученые рассказали о влиянии COVID-19 на сердце

17:45, 31 октября 2020

| c4724

Ученые объяснили, почему после выздоровления человек испытывает одышку и слабость

Ученые рассказали о влиянии COVID-19 на сердце
Фото:krovinfo.com/serdce-cheloveka

У переболевших коронавирусом шрамы могут остаться не только в легких, но и на сердечной мышце. Такое явление зафиксировали врачи Китая, Германии и Италии. Об этом сообщает издание РИА Новости.

Как отмечают зарубежные врачи, серьезность осложнений не зависит от степени тяжести протекания заболевания. Кроме того, даже спустя полгода медики фиксировали воспаление тканей сердца, в том числе и у тех, кто переносил коронавирус бессимптомно.

О вероятности осложнений на сердце от коронавируса заявили первыми китайские специалисты. Еще весной они обследовали 416 пациентов зараженных новой инфекцией и у 20% из них выявили серьезные повреждения сердечной мышцы, у 44% пациентов диагностировали аритмию.

Китайские медики предположили, что нарушения в работе сердца — результат цитокинового шторма, потенциально опасной реакции организма, разрушающей ткани в очаге воспаления. В частности, так возникали миокардит и аритмия.

Позже летом стало известно, что повреждения могут носить долговременный характер. По сведениям немецких и итальянских медиков, даже через два с половиной месяца после выздоровления у 78% пациентов, зараженных коронавирусом, имеются аномалии в работе сердца. У 60%— признаки миокардиального воспаления. Осложнения фиксировали и у бессимптомных больных. Кроме того, степень ущерба не зависит от степени тяжести протекания болезни.

Выяснилось, что вирус не только вызывает воспаление в сердечной мышце, но и инфицирует ее клетки. В исследовании немецких ученых следы SARS-CoV-2 выявлены в тканях сердца более чем у 60% умерших от коронавируса. У 16 человек зафиксировали клининически значимые уровни вирусной нагрузки в сердечной мышце на момент смерти.

После первой волны коронавируса, осенью, в начале сентября, ученые американского Института Гладстона в Сан-Франциско опубликовали снимки сердечной ткани, пораженной вирусом SARS-CoV-2. Электронный микроскоп показал, будто фрагменты волокон сердечной мышцы — саркомеры — разрезаны, как при хирургической операции. А в ядрах их клеток на месте ДНК обнаружились дыры.

Исследователи назвали увиденное «резней» и отметили: повреждения совершенно не похожи на те, которые бывают при приобретенных или наследственных заболеваниях сердца, сообщает РИА Новости.

В сравнении с образцами сердечной ткани умерших от COVID-19, ученые заметили сходные изменения. По словам исследователей, именно это объясняет, почему после выздоровления человек испытывает одышку и слабость. Однако, насколько быстро восстанавливаются саркомеры, ученые пока не знают. По их мнению, даже краткосрочные повреждения повышают риск миокардита или инфаркта.

Директору американского Института трансляционных исследований Скриппса, кардиологу Эрику Тополь в октябре удалось систематизировать данные исследователей.

– Серьезные проблемы с сердцем наблюдаются почти у половины людей, переболевших COVID-19. Чаще всего речь идет о миокардите, аритмии, острой и хронической сердечной недостаточности, а также ограниченном некрозе кардиомиоцитов — мышечных клеток сердца, – написал он в журнале Science.

Кроме этого, Тополь подтвердил, что серьезные осложнения возникают и у тех, кто коронавирус перенес бессимптомно. Врач полагает, что сердечных патологий, связанных с COVID-19, будет намного больше, поскольку у 30-40% заразившихся нет симптомов коронавируса.

Во всем мире, и в частности в России, в ближайшие месяцы количество сердечно-сосудистых заболеваний увеличится, отметил профессор Национального медицинского исследовательского центра терапии и профилактической медицины, эксперт Лиги здоровья нации кардиолог Мехман Мамедов.

Однако не только из-за COVID-19. По словам Мамедова, многие больницы переквалифицировали для борьбы с инфекцией. И это повлияло на пациентов с хроническими заболеваниями, в том числе с кардиологическими патологиями.

– Ожидаемый рост, вероятно, обусловлен как уже имеющимися проблемами с сердцем, так и последствиями перенесенного коронавируса. Но, на мой взгляд, ожидать, что именно COVID-19 даст высокую заболеваемость, не стоит. По крайней мере, убедительных статистических данных пока нет, — сказал профессор в разговоре с РИА Новости.

Кроме того, он заявил, что осложнения зависят не только от тяжести течения инфекции, но и от других факторов, в их числе возраст, сопутствующие заболевания, генетическая предрасположенность. Однако, он отметил, что в осложнениях, возможно, есть связь с COVID-19.

Загрузка...