«Врачи умоляли создать приложения по мониторингу пациентов»: гендиректор «Телемедсофт» о цифровизации медицины в Башкирии

14:09, 22 октября 2020

| c3410

Специалист в области цифровой медицины Айрат Ханов в интервью Proufu рассказал о развитии цифровой медицины в Башкирии. Для чего это нужно, заменит ли робот врача, почему виснет в поликлиниках система «ПроМед» и есть ли у него альтернатива. А еще – что такое «COVID-мониторинг» и «История здоровья», и как разработанная башкирскими специалистами мобильная программа может помочь разгрузить поток пациентов в поликлиниках прямо сейчас. Но этого не происходит, потому что в Минздраве есть свои лобби

«Врачи умоляли создать приложения по мониторингу пациентов»: гендиректор «Телемедсофт» о цифровизации медицины в Башкирии

Разработчик мобильных приложений из Башкирии Айрат Ханов рассказал, как и для чего в компании «Телемедсофт» создали приложения «COVID-мониторинг» и «История здоровья». Он отметил, что мобильными программами бесплатно может пользоваться любой терапевт и пациент. Также он раскритиковал очереди в поликлиниках, которые можно было попросту не допустить, если бы цифровизация медицины так не запоздала. Об этом и о том, почему мобильное приложение оказалось не нужно Минздраву и нужно простым врачам и пациентам - в беседе с экспертом по цифровизации на ProUfu.

Айрат Ханов – онколог, доктор медицинских наук, профессор, лауреат государственной премии РБ в области науки и техники. Родился в 1966 году в селе Аскино. Окончил Башгосмедуниверситет. С 1991 года работал на кафедре онкологии университета (ординатура, аспирантура, ассистент, доцент, профессор), затем гендиректором в компании «Клиники ПроМедицина Уфа». Сейчас – генеральный директор в компании «Телемедсофт».

– Сейчас мы видим в поликлиниках огромные очереди. Врачи говорят, что первичное звено проваливает борьбу с пандемией. Рук не хватает, нет времени. Многие врачи начали назначать рецепты по WhatsApp, так как не успевают дойти до лечащихся на дому пациентов. Вы говорите, что есть мобильное приложение для отслеживания десятков пациентов для медиков. Расскажите о нем? Оно бесплатно и кто может его установить?

– Весной, когда только началась эпопея с коронавирусом, мы очень быстро сделали в приложении «История здоровья» опросник «Риск коронавируса», по аналогии с уже работающим опросником «Онкориск». К сожалению, тогда отклика в нашем Минздраве не нашли: в ответе от замминистра Динары Еникеевой значилось, что это все уже есть в системе «ПроМед». Я попросил посмотреть коллег из общей лечебной сети, но там такого не нашли.

Сейчас, когда началась вторая волна, совпавшая с сезоном простудных заболеваний, медики оказались в сложной ситуации. В республике уже есть поликлиники, где вызовы на дом обслуживают медсестры, потому что врачи сами уже все болеют. А вопросов возникает много. Например, у пациента поднялась температура. Как дифференцировать – это COVID-19, грипп, ОРВИ? Как изолировать, наблюдать и лечить больного с COVID-19 с минимальным риском заражения для окружающих и медицинского персонала? К нам обратились коллеги, работающие в поликлинике и уже имеющие опыт работы с программой «Риск коронавируса», практически с мольбой о каком-нибудь инструменте, который мог бы им помочь прямо сейчас.

doctor-3212067_960_720.jpg

Векторный рисунок: pixabay

Мы провели с коллегами «мозговой штурм», создали программный модуль «COVID-мониторинг». Предлагаем первичному звену здравоохранения, участковым врачам, всему населению в срочном порядке начать использовать технологию удаленной коммуникации через бесплатное мобильное приложение «История здоровья». Конечно, не у всех есть смартфоны или планшеты, особенно сложно в этом плане населению старшего возраста, но более чем у половины жителей такая возможность есть. Скачать приложение можно в PlayMarket, AppStore.

Приложение «Риск коронавируса» – это средство для самоконтроля. Его не нужно заполнять каждый день. Если в первый раз после заполнения анкеты не появилась рекомендация «Обратиться к врачу», следующий самоконтроль (опрос) можно и нужно сделать при появлении одного из признаков, указанных в опроснике. Если же появится рекомендация на красном фоне, то необходимо сообщить в поликлинику и начать заполнять опросник «COVID-мониторинг» утром и вечером, а при изменении состояния – сразу, в любое время суток.

Пациентам, у которых повысилась температура или появились другие ранние признаки коронавирусной инфекции, нужно с первого дня заполнять опросник «COVID-мониторинг». Отправить ссылку своему лечащему врачу или в поликлинику вы сможете в любое время. Пусть медицинские работники смогут прийти к вам не в первый же день, но уже при первой же встрече вы сможете показать и дать им доступ к вашему дневнику мониторинга состояния. Врачам будет легче принять решение, назначить лечение и постоянно удаленно контролировать состояние, своевременно принять меры по контролю легких на КТ и госпитализации при осложнении течения заболевания. Это будет ваш вклад в эффективность лечения и выздоровление. А врач сможет и через свой смартфон и через компьютер на рабочем месте круглосуточно иметь доступ к дневникам мониторинга своих пациентов, распечатать их и вложить в амбулаторную карту или скопировать и скинуть в МИС ЛПУ. Сервис бесплатный, доступен и пациентам, и врачам, и поликлиникам. В данной ситуации коммуникация может быть организована как по инициативе пациента, так и лечащего врача, без участия ЛПУ.

Инструкция по использованию доступна по адресу https://healthhistory.ru/info/mcovid19.pdf. В общем, схема такая: почувствовал, что заболел, свяжись с врачом по телефону, отправь ему ссылку из приложения и заполняй анкету мониторинга. Врач будет контролировать состояние твоего здоровья и при необходимости придет на помощь.

К слову, ресурс «COVID-мониторинг» мы создавали на базе разработанного нами же и работающего уже более двух лет бесплатного мобильного приложения «История здоровья». Это телемедицинская система, построенная на доврачебных диагностических опросниках. Опросник (медицинская анкета) позволяет полноценно передать от пациента врачу описание симптомов, историю развития заболевания, наследственных факторов, перенесенных заболеваний и т. д. Это нужно и для пациента, и для врача. Согласитесь, что очень часто после приема у врача, пациент вспоминает о том, что забыл о чем-то сказать, а врач у него не спросил. Например, женщина 50 лет с головной болью идет на прием к неврологу. И у нее недавно появилось уплотнение в молочной железе. Врач-невролог со 100% вероятностью об этом не спросит. И только каждая десятая пациентка об этом может сказать, так как это не по профилю врача. И получается, что женщина попадает к онкологу через год или более с запущенным раком молочной железы. А если бы невролог об этом услышал или прочитал в заполненном опроснике, обязательно направил бы немедленно к онкологу или маммологу для диагностики и своевременного лечения.

– У нас все это не очень развито. Врачи все еще бегают от пациента к пациенту по разным адресам, чтобы просто узнать об их состоянии. Получается, мы действительно запаздываем в цифровизации, и внедрение таких технологий, как телемедицина, у нас отстает по сравнению с зарубежьем?

– Это смотря с каким зарубежьем. У нас в стране уже много команд разработчиков, в течение последних пяти лет активно работающих в этом направлении. Активно продвигаются телемедицинские услуги, но пока в основном в частной медицине. Уже несколько систем искусственного интеллекта помогают врачам при постановке диагноза при цифровой компьютерной томографии, морфологической диагностике. Да и что далеко ходить: наши уфимские коллеги, разработавшие систему поддержки принятия врачебных решений на базе искусственного интеллекта, для составления персональной программы лечения при гемодиализе, повысили свою эффективность с 40% до 95%. При том, что коллеги из развитых стран зарубежья докладывают в специальной литературе о 50-55%.

Сегодня в новостях передали, что мэр Москвы Сергей Собянин в пожарном порядке взял на вооружение информационные технологии Сбербанка для борьбы с коронавирусом, потому что чувствует серьезную опасность пандемии и старается использовать малейшую возможность для борьбы с коронавирусом. Почему у нас не так? Почему наши власти не хотят использовать простые бесплатные решения для предотвращения большой беды?

doctor-1228627_1920.jpg

Фото: pixabay

– Есть такая программа – «Единая государственная информационная система здравоохранения» (ЕГИСЗ). Что она дает для простого обывателя, почему это важно для врача и предоставляет ли возможность контролировать расходы и работу чиновников здравоохранения?

– По моему мнению, у нас есть два информационных потока в медицине. Это «цифровое здравоохранение» и «цифровая медицина». Первый – вертикальный и работает на цепочку «врач – главный врач – министр – правительство – президент». Он нужен для эффективной организации, планирования, контроля и развития системы. Этот поток в Башкортостане формирует медицинская информационная система «ПроМед».

А второй информационный поток – горизонтальный – необходим для коммуникации «пациент – врач», достоверного сбора информации, правильной постановки диагноза, назначения и контроля эффективности лечения, мониторинга состояния. С этим у нас огромная проблема. Такие информационные системы не используются медициной в Башкортостане, что очень плохо и неэффективно, а сейчас еще и опасно.

– У нас есть и огромная проблема с «ПроМед». ЕГИСЗ работает на базе этой программы, но на нее жалуются абсолютно все (утечка данных, технические проблемы, зависание). Есть ли альтернативы?

– С ЕГИСЗ в стране работают почти 60 таких медицинских информационных систем, как «ПроМед». Основных игроков на этом рынке десять. Если не ошибаюсь, «ПроМед» работает в 20 регионах. А причины зависания могут быть следующие: слабая техническая подготовленность ЛПУ (плохой доступ в интернет), удаленность от сервера, который физически расположен в Перми, и низкая пропускная способность сети коммуникаций и связи, технические возможности сервера данных и несовершенная архитектура информационной системы. На мой взгляд, у нас в республике уже затрачено огромное количество средств на компьютеризацию медицинских учреждений, всюду проведено оптоволокно и этот вопрос на контроле у руководства. В данной ситуации «мяч на стороне» разработчиков «ПроМед». Программа была написана 14 лет назад для одного ЛПУ, а сейчас работает в 20 регионах более чем с 2000 медучреждений, а общий сервер – только в Перми. Варианты решения проблемы – разместить сервер в Уфе, поработать над усовершенствованием программы или уступить место одному из 60 конкурентов.

И еще добавлю, что из-за проблем с трафиком данных, такие медицинские информационные системы не заинтересованы в разработке инструментов цифровой медицины для коммуникации и работы врача с пациентом. Потому что это дополнительная нагрузка на них. И главное – других не пускают. Пока будет сохраняться такая ситуация, ждать широкого развития и применения цифровой медицины, к сожалению, не стоит.

– Личный кабинет сейчас в Госуслугах тоже отключен по какой-то причине. Скажите, каковы перспективы, что он заработает и люди смогут контролировать свое здоровье хотя бы так?

– Тут ответить не смогу, не владею информацией по этому вопросу. Но в будущем, я считаю, через личный кабинет можно будет ежегодно проходить первый этап диспансеризации. Когда по результатам вашего уделённого опроса система искусственного интеллекта порекомендует и сразу предложит записаться на необходимые исследования и процедуры.

– Завершим общим вопросом. Скажите, а настанет такое время, когда диагноз и лечение будет назначать не столько врач, сколько компьютер – какие наработки уже есть и насколько они доработаны?

– Надеюсь, мы к этому никогда не придем, и законодательство в настоящее время это не разрешает. На мой взгляд, окончательное решение должен принимать только врач. Искусственный интеллект и системы поддержки принятия врачебных решений могут лишь предлагать какие-то варианты при дифференциальной диагностике, выборе диагноза, подборе схемы лечения. Здесь огромное поле для творчества и развития.

121644997_987188945128874_8157805560495586915_o.jpg



ПОДЕЛИТЬСЯ




Загрузка...

Последние новости

Суд оставил без изменений приговор башкирскому политику Айрату Дильмухаметову
15:50 04 декабря 2020 | e 0
Следком Башкирии прокомментировал падение девочки с седьмого этажа
15:33 04 декабря 2020 | e 0
Мэрия Уфы отозвала разрешение на застройку микрорайна в Кузнецовском затоне
15:13 04 декабря 2020 | e 0
Ростислав Мурзагулов предложил расширить РПЛ до 18 команд
15:09 04 декабря 2020 | e 0
Первый ребенок из Башкирии с СМА получил укол «Золгенсмы» за 160 млн рублей по лотерее
14:20 04 декабря 2020 | e 0
В Татарии 31 декабря объявили выходным днем. А как будет в Башкирии?
14:12 04 декабря 2020 | e 0

Новости Уфы и республики Башкортостан
© Права защищены. 2008-2020