пришлите новость

Знай корни свои. Из башкирского рода Елан вышло много выдающихся личностей

10:29, 08 июня 2020

Рассказываем о еланских поселениях Бижбулякского, Ермекеевского, Туймазинского и Шаранского районов Башкортостана, а также Республики Татарстан.

Знай корни свои. Из башкирского рода Елан вышло много выдающихся личностей
Башкиры-еланцы: Батыев С.Г., Бакиров Г.А., Рахманов Т.Л., Хантимеров Ф.Г.

Елан – один из 49 башкирских родов. История еланцев насчитывает почти полторы тысячи лет. Происходя из среды кочевников Центральной Азии, это племя вместе с древними носителями этнонима «башҡорт» в VI-VII вв. входило в состав огузской конфедерации. После монгольского разгрома одна часть племени связала свою судьбу с Дешт-и-Кыпчаком. Другая, кыпчакская ветвь, вошла в состав башкир как род Елан и, став древнейшей частью башкирского народа, живет в этом составе уже более тысячи лет.

Сегодня башкиры-еланцы проживают на территории Бураевского, Дюртюлинского, Илишевского, Калтасинского, Чекмагушевского, Бижбулякского, Ермекеевского, Туймазинского и Шаранского районов Республики Башкортостан, а также Бавлинского района Республики Татарстан. В прошлой публикации мы рассказали о поселениях еланцев первых пяти перечисленных районов Башкортостана.

Из среды башкир рода Елан вышло много выдающихся личностей, проявивших себя на поприще науки, литературы, искусства, государственной и военной службы. По неполным подсчетам, одних Героев Советского Союза, башкир-еланцев по происхождению, насчитывается 6 человек. В числе еланцев много авторитетных хозяйственных руководителей, Героев Социалистического Труда, рационализаторов. Например, мы рассказывали о председателе Президиума Верховного Совета Татарской АССР в 1960-1983 годах, уроженце д. Новодюмеево Чекмагушевского района РБ Салихе Батыеве; о бывшем заместителе Председателя Президиума Верховного Совета БАССР, уроженце д. Абдуллино Илишевского района РБ Талгате Рахманове. Большого внимания достоин уроженец д. Тангатарово Бураевского района РБ Гусман Бакиров – крупный российский энергетик, Отличник энергетики и электрификации СССР, под руководством которого в 1950-1955 годах была построена гидроэлектростанция на р. Быстрый Танып. В свое время именно с Гусманом Бакировым первый секретарь Башкирского обкома КПСС Зия Нуриев согласовывал все крупные кадровые назначения в Бураевском, Балтачевском, Караидельском и других близлежащих районах. Другой еланец, уроженец д. Усман-Ташлы Ермекеевского района Фоат Хантимеров, в сложные для экономики республики годы (1994-2002 гг.) успешно возглавлял Министерство финансов РБ, был заместителем премьер-министра, а сегодня работает управляющим Отделением Пенсионного фонда РФ по РБ. Примеров выдающихся башкир-еланцев очень много.

 

Сегодня речь пойдет о еланских поселениях Бижбулякского, Ермекеевского, Туймазинского и Шаранского районов Башкортостана, а также Республики Татарстан. 

Еланские поселения Бижбулякского района РБ

Деревня Исякай (на левом берегу р. Ик, основана башкирами-вотчинниками, название деревни происходит от антропонима «Исәкәй»), Мурадым (основана вотчинниками в конце XIX-начале XX вв.), Новый Биктяш (в верховьях р. Ик, выселок из коренной д. Биктяш (Мустафино), ныне несуществующей). 

Еланские поселения Ермекеевского района РБ

Населенные пункты башкир и их припущенников на территории современного Ермекеевского района РБ возникли на вотчинных землях Кыр-Еланской и Байлярской волостей.

Деревни Абдулкаримово (называли «Письмян Елга тож»), Абдулово (при р. Ик), Атамкуль (в прошлом называлась д. Тавашлы), Тураево (при р. Кидаш, входила в Байлярскую волость), Новотураево (образовалась между 1834-1858 г.), Шахово (Шах, расположена при р. Кидаш, имя связано с именем первопоселенца-еланца Шаха), Новошахово (образовалась между 1859-1870 г, до этого был известен хутор), Усман-Ташлы (до середины XVIII в. называлась «Танглы»), Кулбай (Кулбаево, носит имя влиятельного вотчинника Кыр-Еланской волости Кулбая Такаева, до 40-х гг. XVIII в. деревня называлась «Сынгрян»), Сулли (с 1805 г. Старые Сули, названо по одноименной р. Большие Сулли), Суермет (Суерметово, в XVIII в. была известна как Сайраново), Минлигулово (известна и как Сулли-Сат («Минлигулово тож»).

На карте 1737 г. при впадении р. Ря в р. Ик показана д. Ря, которая затем называлась Рятамак (т.е. устье Ря).

Деревня Тарказы (также называлась Тарказытамак, Абдуллино («Тарказы тож»), Икбаш, Ташлы). Деревня Исламбахты известна с 1742 г. Ее житель Исламбахты Аднагулов – башкир-вотчинник Кыр-Еланской волости, в 1786 г. участвовал в припуске чувашей и мордвы на вотчинную землю на вершине р. Ик, основавших д. Кожай-Максимово. Исламбахты иногда называли Исламбакиево.

Деревня Суккулово постепенно превратилась в этнически смешанное поселение. Сегодня в районе известна чувашская д. Суккулово.

Деревня Азналы-Карамалы (Ик-Карамалы, Нижние Азналы-Карамалы), сегодня называется Нижние Карамалы (Азналы – первопоселенец из еланцев). На рубеже XVIII и XIX вв. из коренного башкирского населения отделились поселения чувашей и мордовцев с созданием своих населенных пунктов. Так Верхние Азналы-Карамалы (Мордовские Карамалы) становятся новым местом приюта для мордвы.

Название д. Ермекеево связано с именем ясачного татарина из д. Кимаево Ермекея Суюндукова, припущенного с другими пятью татарами на еланскую вотчину в д. Абдулкаримово («Писмян тож»). За припуск платили половину ясака башкир-вотчинников. Затем Ермекей обосновался отдельно, и это поселение стало известно под названием «Ермекеево».

Жители поселка Новорайманово, сегодня Райманово, до 1920 г. выделились из д. Райманово (Кинзекеево).

Башкирская д. Курьятмас при одноименной речке в 1795 г. состояла из 15 дворов с 44 жителями. Через 5 лет здесь поселились чуваши-припущенники. В одной версте от нее возникло новое поселение чувашей. Оно называлось Семеново, затем Макарово, а сегодня Семено-Макарово. 

Еланские поселения Туймазинского района РБ

Вотчинные земли еланских башкир занимают западную половину Туймазинского района РБ. Это один из наиболее плотно населенных и полиэтничных регионов республики. На данной территории еланские башкиры исторически делили совместную вотчину с башкирами рода Байлар. Здесь также находится компактный ареал расселения айлинских башкир, мигрировавших сюда в XVIII в. с северо-востока Башкортостана, в том числе из Зауралья. Кроме того, на еланско-байларской вотчине некогда поселились башкиры родов Тамъян, Кыпсак, Сынгрян, Юрми, часть которых сумела сохранить свою этническую идентичность.

На территории Еланской волости находилось более 20 башкирских деревень, ныне входящих в состав современного Туймазинского района РБ. Все они постепенно превращались из чисто башкирских в этнически смешанные.

Деревня Якшаево была зафиксирована в документах еще в конце XVII в. как поселение башкир-вотчинников Байлярской волости. Ниже по течению р. Ик расположилось с. Каратово (название образовано от гидронима) – поселение башкир-вотчинников. Деревню называли по-другому – Карашево. Краевед Марат Гайнутдинов записал у жительницы с. Каратово Фарзии Зариповой предание об основании деревни. Согласно преданию, название села происходит от черной лошади, которая утонула в болоте, находящемся рядом с существующей ныне деревней: «ҡара ат батып үлгән ер» - «место, где утонула черная лошадь».

Далее, еще ниже по течению р. Ик находится д. Уязытамак. Она сначала называлась «Уязы», затем «Уязытамак» (устье Уязы). Башкирская д. Муллино со времени припуска тептярей становится этнически смешанной.

Деревня Верхнезаитово основана вотчинниками Кыр-Еланской волости (в отличие от Нижнезаитово, ныне на территории Шаранского района РБ, основанной башкирами из Киргизской волости).

К Байлярской волости относится д. Москово, по-башкирски – Мәскәү. Ее название тесно связано с именем башкирского старшины этой волости – Москова Давлеткулова, стоявшего во главе волости в 40-60-х гг. XVIII в.

При одноименной речке была основана д. Нарышево – однонациональное поселение башкир-припущенников, вышедших из Байлярской волости Мензелинского уезда Оренбургской губернии. Новонарышево возникла после 1920 г.

Ниже по течению р. Ик после г. Октябрьский расположена д. Максют, основанная еланцем из д. Ахмет (возможно из д. Ахметово нынешнего Чекмагушевского района РБ) Максютом Абдуллиным.

Также в числе еланских поселений   Япрыково (название деревни происходит от имени одного из вотчинников), Ильчимбетово (жители имеют родственную связь с жителями деревень Урмекей и Какрыбаш), Байракатуба (была известна еще до 1739 г., когда ее жители-башкиры приняли башкир Тамъянской волости, живущих по припуску в д. Какрыбашево, но вытесненных первопоселенцами), Исмаилово.

Нижнее и среднее течение р. Усень (правый приток р. Ик) также являлось вотчиной еланских башкир. В числе еланских поселений д. Какрыбаш (название связано с именем башкира-вотчинника Кыр-Еланской волости Какырбаша. Деревня называлась Какырбашево, затем ее название изменилось – Какрыбашево).

В бассейне р. Усень при одноименной речке находится д. Туймазы (сейчас Старые Туймазы, а современный город Туймазы разросся от ж/д станции «Туймазы»), которая из поселения вотчинников стала селением припущенников из башкир и тептярей. Деревню основали вотчинники-еланцы.

Село Тюменяк, расположенное недалеко от истока небольшой р. Агир (правый приток р. Усень), – коренное поселение еланцев, ставшее этнически смешанным. Ее название связано с именем влиятельного еланца Тюменяка Кудайметова (его родной брат Кузей Кудайметов основал д. Кузеево ныне Буздякского района РБ), участвовавшего в припуске чужеродцев на вотчину своей волости по договору от 6 мая 1692 г.

На вотчинной земле Кыр-Еланской волости при небольшой р. Бишинды (левый приток р. Усень) находятся несколько деревень, связанных с названием этой речки. В одной из них – Верхние (или Средние) Бишинды и ее выселке Новые Бишинды – проживают потомки еланских башкир.

Карамалы-Тамак (Темирово) или Карамалы-Темирово – однонациональное поселение башкир как вотчинников, так и припущенников.

Кроме того, на территории Туймазинского района РБ, на землях канглинских башкир расположено единственное село еланцев, которое является поселением еланцев в сословии припущенников – Ермухаметово.

В Туймазинском районе РБ имеется несколько сел, в которых проживали башкиры рода Айле. Часть из них находится на вотчинах канглинских башкир (Чукадытамак, Тюпкильды), часть на еланских землях – Бишинды Нижние, Новые Бишинды, Балтай. Жители этих деревень бывшие вотчинники-айлинцы. Айлинцы также составляют часть жителей д. Старые Туймазы, Япрык

Еланские поселения Шаранского района РБ

Одной из самых ранних деревень еланцев была д. Шаранбаш-Князь. До конца XVIII в. она называлась Шаранбаш, затем в скобках указывали «Князево тож». Слово «Князево» происходит от имени башкира-еланца Князя.

Башкиры д. Тархан состояли из тарханов (несли только военную службу, других повинностей в пользу казны не выполняли) и рядовых.

Из 12 семей башкир д. Тархан 5 семей в 1832 г. основали д. Новотарханово в Бугурусланском уезде Оренбургской губернии.

На р. Сюнь, недалеко от д. Тархан расположено поселение под названием Тамъян, коренные жители которого происходят из рода Тамъян.

После подавления восстания 1735-1740 гг. Тамъянская волость исчезает, а деревни тамъянских башкир входят в состав других башкирских волостей – Еланской, Иряктинской, Минской. Тамъян рано становится этнически смешанным: жили здесь и башкиры, уже лишенные вотчинного права, и припущенные еланцами татары. Они все назывались тептярями.

Также в числе еланских поселений Наратасты (от слова «нарат» ‘сосна’, «асты» ‘низ’), Чалмалы (коренное поселение башкир Кыр-Еланской волости, расположенное при одноименной речке и ставшее тептярским), Юмадыбаш (Ямадыбаш), Турбеево (расположена при р. Ардаш, возникла на основе заключенного договора между башкирами Кыр-Еланской волости и припущенными на их землю тептярями. Условие приема тептярей – уплата ими части башкирского куничного ясака. На тех же условиях были припущены и мишари. Это произошло в 1698 и 1707 гг. Турбеево имела еще одно название – Шаранбаш), Еремкино, Дюрменево.

Под названием Новотавларово было два поселения. Одно из них при р. Шалтык относится к Шаранскому району РБ. Ее название свидетельствует о генетических связях жителей с поселенцами этнически смешанной д. Тавларово нынешнего Буздякского района РБ. 

Еланские поселения Бавлинского района Республики Татарстан

На территории соседнего с Ермекеевским районом РБ Бавлинского района Республики Татарстан в настоящее время имеется несколько селений, основанных башкирами рода Елан, точнее, его родового подразделения Кыр-Елан. Здесь еланские вотчины располагались смежно с вотчинами байларских башкир. На севере еланцы граничили с родом Кыргыз.

На левом берегу р. Ик расположились два крупных села еланских башкир – Исергап и Кызыл Яр (Кызылъярово, Красноярово). Они являлись владельцами вотчинных угодий по грамоте от 23 февраля 1658 г. Согласно «Общего регистра Магометанских приходов и состоящих при них духовенствах по Бугульминскому уезду» от 1856 г., в селе Исергап проживало 805 башкир (395 лиц мужского и 410 женского пола), 27 мещан (12 мужского и 15 женского пола) и 98 государственных крестьян (46 и 52 соответственно). Всего 930 жителей, одна соборная мечеть, при ней один имам и один азанчий. Согласно того же документа, в Красноярово проживали 346 башкир и 354 башкирки, всего 700 человек. Действовала одна соборная мечеть. Село Бавлы – смежная еланско-байларская вотчина.

Важнейшие моменты прошлого башкир рода Елан, вопросы их диалекта и этнической идентичности, сведения по истории сел и деревень – обо всем этом подробно рассказывается в IX томе (1 и 2 части) «Истории башкирских родов». Книга выпущена Центром изучения исторического наследия Башкортостана «Шежере» под руководством историка Салавата Хамидуллина при финансовой поддержке Благотворительного фонда «УРАЛ».

Используя издания «Истории башкирских родов», вы можете найти своих родственников, учтенных в ревизских сказках, переписях населения и других списках. Электронная версия доступна на сайте https://bashkirica.com. Для приобретения бумажной версии обратиться по телефону: 8-917-351-23-43.

Следите за нашими новостями в удобном формате - Перейти в Дзен , а также в Telegram «Однажды в Башкирии», где еще больше важного о людях, событиях, явлениях..
ПОДЕЛИТЬСЯ






важное