пришлите новость

COVID или не COVID. Почему статистика смертей от коронавируса в Башкирии не меняется?

12:01, 09 мая 2020

В Башкирии разразился скандал со смертью медсестры из Белебеевской ЦРБ.

COVID или не COVID. Почему статистика смертей от коронавируса в Башкирии не меняется?

В Белебеевской ЦРБ 27 апреля умерла медсестра, находившаяся на искусственной вентиляции легких. В региональном Минздраве заявили, что причина – не COVID-19. Родственники уверяют, что в медицинских документах черным по белому написано, что коронавирус у нее зарегистрирован, но причиной смерти его не стали признавать.

Между тем в Башкирии количество официально зарегистрированных смертей от COVID-19 не меняется уже почти три недели. С чем это может быть связано, разбирался ProUfu.

«Нулевой пациент»

Коронавирус появился в Белебеевской ЦРБ 30 марта. В этот день туда был доставлен с диагнозом «пневмония» пациент, ранее лечившийся в РКБ имени Куватова (на тот момент РКБ еще не была закрыта на карантин). У пациента были взяты мазки на коронавирус, но до прихода анализов он успел побывать в контакте с 26 сотрудниками больницы и 17 пациентами. Об этом главврач больницы Рустем Ишмурзин писал на своей странице в социальной сети, но позже по неизвестным причинам удалил пост. 31 марта в больницу поступил еще один пациент с ОРЗ, прибывший из эпидемически неблагополучной территории – из Москвы. Он до прихода анализов, подтвердивших COVID-19, был в контакте с 20 сотрудниками больницы.

Результат контактов не заставил себя ждать. На 29 апреля в больнице находились 40 пациентов с подтвержденным коронавирусом. И на тот момент Белебей был вторым по количеству заболевших городом после Уфы, при этом слова «очаг» в Минздраве старательно избегали. На сегодня в больнице остаются еще 29 болеющих.

О заболевших сотрудниках Белебеевской больницы на брифинге Минздрава упомянули лишь один раз, 29 апреля, уточнив, что, действительно, там один медик болеет, а еще «ряд медработников находятся под наблюдением». А по данным профсоюза работников здравоохранения РБ, сами заразились и проходят сейчас лечение в госпитале «многие медики ЦРБ».

«Не хватает воздуха и от этого страшно»

Мы нашли лежащих сотрудников, которые сейчас находятся в ЦРБ с подтвержденным диагнозом «коронавирус нового типа». Одна из медсестер терапевтического отделения Анна (имя изменено – прим.ред.) рассказала ProUfu, как развивалась ситуация в целом по больнице и насколько тяжело у нее протекало заболевание.

По словам Анны, почти все сотрудники ее отделения заболели. Обошла болезнь только тех, кто был на больничном дома или сидел в декрете. У нее поднялась температура 5 апреля до 37,6 градусов, появилась слабость. Под вечер полегчало, но на следующий день снова стало хуже. 8 апреля ее в составе группы медиков положили в инфекционное отделение.

- Пневмонии у нас были всегда, - рассказывает она, - для больницы это нормально. Но не в таком количестве. Мы с марта делали тесты на коронавирус, результаты шли слишком долго. Все это время мы были недостаточно защищены. СИЗы (средства индивидуальной защиты – ред.) были, но это были только маски и перчатки.

По словам собеседницы ProUfu, у всех сотрудников заболевание протекает по-разному. У многих на компьютерной томографии нет так называемого эффекта «матового стекла», который характеризует COVID-пневмонию. Симптомы тоже разные: у кого-то болит горло, у другого возникает кашель, у третьего температура, у четвертого ее может не быть. По ее наблюдениям, пневмония может «выстрелить» на 5-6 сутки. При этом каждый переносит по-разному - кто на ногах, а кто на кислороде.

- Я болела несколько раз пневмонией в своей жизни и знаю, что это такое. От обычной пневмонии COVID-19 сильно отличается. 5 дней, когда держалась температура до 39, у меня не было никакого аппетита. Лежала под капельницей и пила только воду. Неделю не поднималась с кровати. Почти 10 дней лежала на кислороде (на кислородной маске – Ред.). По ощущениям - постоянно не хватает воздуха и от этого становится очень страшно. Только на 13-ый день от начала заболевания у меня произошёл кризис - упала температура, а после уже просто не было сил. Мне все еще плохо, но я уже могу ходить. Остался кашель.

Медсестра полагает, что идет на поправку и ее скоро выпишут. Она считает, что ей крупно повезло, ведь у нее были сопутствующие заболевания, которые могли осложнить течение пневмонии.

Смерть медсестры и выплаты

Но повезло не всем. 56-летняя медсестра Елена Никонорова (в редакции имеется разрешение родственника на публикацию персональных данных) из детской поликлиники была переведена в Белебеевскую ЦРБ, чтобы помочь с больными приемного покоя, но заразилась коронавирусом и умерла 27 апреля под аппаратом ИВЛ. На брифинге Минздрава РБ 7 мая замминистра Ирина Кононова заявила, что причиной смерти медсестры был не COVID-19.

Родственники продемонстрировали медицинское свидетельство о смерти, где написано, что причиной, непосредственно приведшей к смерти, явилась острая респираторная недостаточность. Патологическим состоянием, которое привело к этой причине, явилась «другая вирусная пневмония». В графе «Первоначальная причина смерти» указано - «COVID-19, вирус идентифицирован». Так от чего умерла медсестра?

Если бы у Никоноровой причиной смерти официально был признан коронавирус, то ее родственники могли бы получить президентские пособия. Напомним, 6 мая появился указ Президента РФ Владимира Путина о предоставлении дополнительных страховых гарантий ряду медработников, работающих с коронавирусом. В том числе указано, что если медик заразится и умрет, то его семье полагается единовременная страховая выплата в размере 2,75 млн рублей. Если здоровью медработника нанесен вред после заражения коронавирусной инфекцией, то ему разово выплатят 68,8 тыс. рублей. Если сотрудник во время выполнения трудовых обязанностей заразится коронавирусом и в дальнейшем утратит работоспособность, ему присвоят группу инвалидности с последующей выплатой от 688 тысяч до 2 млн, в зависимости от группы.

Почему перестали официально умирать?

В Башкирии на сегодня зарегистрировано 1332 заболевших. Число умерших не меняется с 20 апреля и стабильно остается 14. Почему число инфицированных быстрыми темпами растет, а смертей нет? Такой вопрос журналисты задавали властям неоднократно. На одном из последних брифингов представитель Минздрава РБ объяснил это тем, что в первые дни большое количество умерших дала РКБ имени Куватова, где находились люди с тяжелыми сопутствующими патологиями (9 из 14 умерших), а потом ситуация стабилизировалась, поэтому смертей удается избегать.

Такое объяснение многим кажется сомнительным, ведь нет-нет да просачиваются в сеть истории родственников умерших людей, которые говорят, что коронавирус у них был, но в статистику почему-то погибший не попал.

Есть мнение, что многие пациенты, попавшие в COVID-госпитали, не получают диагноз «новая коронавирусная инфекция», хотя имеют все симптомы, в том числе подтвержденную на компьютерной томографии пневмонию. Но при этом по неизвестным причинам лабораторное исследование не всегда подтверждает COVID-19. Возможно, это связано с качеством тестов, рассуждают медики. А официально считается «ковидным» только тот случай, который подтвержден лабораторно.

У умершей в Белебее медсестры, судя по свидетельству о смерти, COVID-19 все же был. Почему она не попала в статистику? Возможно, это объясняется оперированием понятий «основное и сопутствующее заболевание». Во Временные методические рекомендации Минздрава по профилактике, диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции 28 апреля были внесены изменения, которые говорят, что следует разделять смерти от COVID-19 и от сопутствующих заболеваний.

«При формулировке патологоанатомического диагноза следует дифференцировать: 1) Наступление летального исхода от COVID-19, когда COVID-19 является основным заболеванием (первоначальной причиной смерти); 2) Наступление летального исхода от других заболеваний, при наличии COVID-19 (диагностированной с применением методов амплификации нуклеиновых кислот), но без ее клинико-морфологических проявлений, которые могли бы стать причиной смерти», - говорится в документе.

Мы направили запрос в Минздрав РБ с просьбой разъяснить ситуацию с постановкой «ковидных» диагнозов умершим. На момент выхода материала ответ еще не был получен.

Между тем индекс самоизоляции в последние дни в Уфе и других городах остается крайне низким: Уфа -1,9, Стерлитамак – 2,0, Салават – 2,3, Нефтекамск – 1,6, Октябрьский – 2,1. Жители региона, пользуясь установившейся теплой погодой, толпами гуляют на улице. Возможно, на такое поведение влияет и отсутствие страха перед вирусом, которым хоть кто-то и заражается в республике, но, согласно отчетам, никто не умирает.

Обновлено, на 13:30: В Башкирии появился 15-й пациент, умерший от коронавируса.

Следите за нашими новостями в удобном формате - Перейти в Дзен , а также в Telegram «Однажды в Башкирии», где еще больше важного о людях, событиях, явлениях..
ПОДЕЛИТЬСЯ






важное