пришлите новость

Картофельные мешки VS cпецодежда. Кто и как зарабатывает на врачах COVID-госпиталей Башкирии?

00:54, 23 апреля 2020

Глава Торгово-промышленной палаты Башкирии Тимур Хакимов назвал «капризами» жалобы врачей, работающих в инфекционных госпиталях, на неудобную спецодежду. А в разговоре с журналистом ProUfu, после очередного вопроса, внезапно заявил, что у собеседницы «не хватает для журналиста мозгов» и потребовал «не звонить больше со своими тупыми вопросами». Но обо всем по порядку.

Картофельные мешки VS cпецодежда. Кто и как зарабатывает на врачах COVID-госпиталей Башкирии?

Вопрос нехватки средств индивидуальной защиты (СИЗ) в медучреждениях не только Башкирии, но и по всей стране, остро встал еще в марте. Врачи поликлиник били тревогу и писали обращение главе Башкирии Радию Хабирову, а медики из РКБ тщетно пытались достучаться до своего главного врача Эльзы Сыртлановой. Позже, когда спецкостюмы и средства защиты стали поступать в медучреждения, выяснилось, что качество их таково, что в них невозможно комфортно работать даже в течение получаса. Почему?

Средства индивидуальной защиты – это противочумные костюмы биозащиты, шапочки, респираторы, перчатки, маски и т.д.

 

Начало

Произошедшее в РКБ часто сравнивают с ситуацией в Италии, где эпидемия началась со вспышки в медучреждениях. Мало кто знает, но там все это сопровождалось протестом медработников, в частности медсестер, которые открыто заявляли: «Не хватает масок, тест-систем и средств индивидуальной защиты. Мы становимся носителями инфекции и опасаемся за свои семьи», – цитата из ряда переводных статей иностранных СМИ. Проблема, с которой столкнулась Италия, несколько похожа на нашу: маски, средства защиты и оборудование для спасения жизней тоже большей частью приходилось импортировать. Когда все страны закрылись, оказалось, что своего производства по сути-то нет.

Президент Национальной медицинской палаты РБ Дамира Сабирзянова сравнила ситуацию в РКБ с боем кавалеристов с танками: медиков бросили в бой буквально с голыми руками. Вспышка в РКБ показала, как важно было сохранить персонал и как велика была потеря: 600 медиков оказались на карантине, многие из них заболели. Теперь нехватку сотрудников РКБ пытаются компенсировать врачами из поликлиник, и не все еще соглашаются.

После того как ситуация в РКБ им. Г. Г. Куватова вышла на федеральную повестку, в больницу стали срочно поступать костюмы. Использовался даже метод так называемой продразверстки – СИЗы стали изымать у других, более подготовленных больниц.

Но если проблемы с получением СИЗов испытывала даже главная больница республики, то в других городах ситуация складывалась еще хуже. Так, по информации надежного источника (видео имеется в редакции), Белорецкая ЦРКБ еще 8 апреля, до того как главный врач Евгений Кустов был назначен заместителем по ЧС в РКБ им. Г. Г. Куватова, просила министра здравоохранения РБ Максима Забелина разобраться, почему они не могут получить средства защиты. Проблема в больнице была настолько острой, что даже главврач ходил в самодельной марлевой повязке. А между тем в этой больнице уже к 12 апреля лежали пять пациентов с подозрением на коронавирус, и вскоре диагноз одного из них официально подтвердился.

– Мы связывались с поставщиками, звонили регоператору. Поставщики нам говорят, что мы разгружать не будем, потому что все идет через регоператора, – говорил Забелину Кустов. Тот обещал решить вопрос.

 

Какие швейные фирмы стали героями?

Все началось с того, что поставки СИЗов с 3 апреля начали регулироваться на федеральном уровне. Единым интегратором по стране была определена «дочка» «Ростеха» – «Росхимзащита». Цель – самая благая. Исключение спекуляций и завышения цен, а также гарантия прослеживаемости поставок: все проводится через единую базу, в результате чего в Минздраве РФ знают о наличии или нехватке того или иного СИЗа в самой дальней районной больнице Башкирии.

В республике оператором по региону стала ГУП «Башфармация». Именно поэтому маски завозились только в «Госаптеки», а в других коммерческих аптеках их просто не стало. Также только эта компания могла продавать СИЗы в больницы.

На деле это означало, что «Башфармация» концентрировала у себя всю поставку, а производители назначались Минпромторгом. Позже эти компании, которые подключились к шитью костюмов далеко не безвозмездно, возвели в ранг «героев».

По данным Минпромторга РФ, это следующие фирмы.

ГУП БХП «АГИДЕЛЬ»

ООО ПФ «Алькаир»

АО «Комбинат рабочей одежды» (КРО)

ООО «Учалинская швейная фабрика»

ООО «Туймазышвейпром»

ИП Газизова З.У., «ОПТРИ»

Обувная фабрика «Алмазик»

ИП Иудина, Швейная фабрика  «Кристина»

ИП Семин, «Штурмер»

ООО «Уральский лес»

ООО «Метро»

ООО «Ишимбайский трикотаж»

ИП Устюгов С.С.

ООО «Комильфо»

Фабрика «Дружба»

Сеть Ателье «Зафира»

ООО «Фабрика «Одежда»

ИП Туинова О.С., Швейный салон «Леди»

Ателье «Дорина»

ООО «Универсалсервис»

ООО «Давлекановская обувная фабрика»

ООО «Серебряный пик»

ИП Кулагина А.Ф.

ООО «Долина»

ИП Степанов А.П.

Мебельная фабрика «Панда»

ООО «М-студия»

ООО «Такелаж плюс»

ООО УПП НХП «Артель»

ООО «Спецпром»

АО «Нефтекамская кожгалантерейная фабрика»

ООО Швейное предприятие «ДЕЛЬТА»

ООО «Технология» 

АО «Искож»

ООО Предприятие «Уралпроммаркет»

ООО «Стэфа»

ООО «Малыш»

ИП  Коган И.А, «Виста»

ИП Рашитова И.Д., Швейная фабрика «Радуга»

ООО «Кигинская швейная фабрика»

ООО «Колибри»

ИП Баязитова Е.Н., «Страна Детства»

ООО «Фемина»

ООО «Трикотажница»

ИП Бабенко Е.Н., ООО «С-Принт»

Ателье «Модница»

ИП Кузьмин С.А.

ИП Николаева Н.П., Ателье «Воображуля»

ИП Баранова Г.Н., Ателье «Флер» 

ИП Митькина Е.Ю., Швейный салон «Елена»

ООО НПЦ ГиУ «Серафимовская пушинка»

ООО «Ателье «Салават»

ООО «Риапласт»

ООО «Народные узоры»

ООО «Эниформ»

ООО «Сандра»

Мебель Трансформер

ООО «Медис»

ИП Жданова М.С.

ООО «Уфимские перчатки»

ООО «Модница»

ООО «Камея»

ИП Гайсина З.К.

ИП Хакимова Г.Р.

ООО «Профи Плюс»

     

История одного костюма

Когда в больницы начали поступать костюмы, возник вопрос их качества. Врачи назвали свой наряд «картофельным мешком» за шуршащий лощеный материал. Якобы им уже через 10 минут становилось плохо от перегрева. «Так можно сразу сбросить два кило», – горько шутили медики. Есть претензии и к качеству пошива – капюшон все время налезает на незащищённые глаза, а о разных размерах и речи быть не может – все просто, грубо, стандартно.

Не все отлично и с респираторами, которые чем-то «воняют». Из-за маленького размера они сползают с лица, делая их использование в грязной зоне, по сути, бессмысленным. Но самое интересное началось с бирки компании ООО «Фемина», попавшей к журналисту вместе с костюмом. Автору удалось испытать этот костюм на себе. Где-то через 20 минут пришлось его экстренно снимать, так как стало дурно.

photo_2020-04-19_16-49-26.jpg

На бирке комбинезона написано, что производителем является ООО «Фемина». Согласно данным ЕГРЮЛ, учредитель компании – Игорь Черненко. Он также соучредитель фонда «ОФРГ» (Общественный фонд развития города), где исполнительным директором является председатель Общественной палаты РБ Ольга Панчихина.

ООО «Фемина», судя по базе данных kartoteka.ru, начала участвовать в госконтрактах буквально месяц назад. 30 марта получила контракт на поставку масок в больницу для госслужащих – РКБ -2 и марлевых масок – в Центры соцобслуживания населения. И это только по сайту госзакупок, так как многие партии, как выяснилось, прошли просто по прямым договорам.

Смотрим на бирке состав волокна костюма – полипропилен 100%. Из такого же материала делают полипропиленовые мешки для зерна, картофеля, комбикорма и т.д. Вот, например, полипропиленовый мешок стоимостью в 6 рублей.

meshok-polipropilenovyj-belyj-pack24.jpg

Мы обратились в фирмы, которые занимаются поставками костюмов химзащиты на предприятия, чтобы получить отзывы о таком составе материала. Итак, дистрибьютор по имени Роман много лет занимается закупкой таких костюмов. Он рассказал, что заказчики – заводы, предприятия, в том числе фармацевтические – давно перешли на костюмы из полиэфирного волокна, в том числе с 20% добавками в ткань полиэтилена для гибкости. Но если производитель решил использовать для костюмов полипропилен, из которого, по его словам, делают, в том числе канализационные трубы, что ж… «значит, он знает, что делает». Да, сказано это было уже с какой-то грустью.

– На самом деле в настоящее время очень много современных материалов, в том числе с использованием нанотехнологий, которые обеспечивают достаточную защиту, – рассказал он. – Все это сертифицируется соответствующими органами. Некоторые костюмы проходят по СанПиНу для медиков, и в них комфортно находиться несколько часов, а в некоторых, хотя они тоже проходят по всем нормам, и 10 минут невозможно. В любом случае – все познается в сравнении, то есть сначала надо взять костюмы на испытание, соотнести цену и качество. Как правило, если костюм будет дороже в два раза, но производительность труда работника не падает, любой руководитель подумает, стоит ли экономить.

 

Сколько стоит полипропиленовая одежда?

Пошивом таких полипропиленовых комбинезонов занимаются в Башкирии, помимо «Фемины», и другие фирмы. Ткань для этих целей поставляет Торгово-промышленная палата РБ. Буквально на днях в интервью местному телеканалу директор «Фемины» Игорь Черненко рассказал о нелегкой ситуации, с которой столкнулись производители одежды в условиях коронакризиса.

photo_2020-04-20_14-56-13.jpg

– Когда мы не тратимся на ткань, ее хранение – это здорово смягчает сегодняшнюю ситуацию, – сообщил он журналистам.

Это хорошо, но, как и в любой ткани, в этой ситуации есть другая сторона.

Спецодежда.jpg

Сравним цены на костюмы, пошитые в Башкирии из полипропилена, и других производителей. На фото слева комбинезон производства «Фемины» (на медиках РКБ им. Г. Г. Куватова после объявления карантина). Предположительная стоимость – 950 рублей. На фото справа – комбинезон Lakeland MicroMax TS международного производителя «Лэйклэнд». Цена в розницу – 815 рублей, оптовая – от 570 рублей. Состав – коммерческая тайна, но с большей степенью вероятности это полиэфирное волокно и полиэтилен.

Игорь Черненко журналисту ProUfu затруднился назвать цену костюмов, которые отшивает его фирма. Озвученную стоимость он не подтвердил и не опроверг. По его словам, костюмы они не продают, лишь шьют под кураторством Торгово-промышленной палаты РБ (ТПП).

– Куда поставляются костюмы?

– Они, видимо, раздаются (в медучреждения – прим.ред.), дальше я технологию не знаю. Мы не продаем костюмы, нам поставляют материал, фурнитура наша – резинки и вот это все.

– Поставка проходит через госзакупку?

– У нас проходит это по договорам.

– Сколько костюмов уже поставлено?

– У нас достаточно много сейчас компаний (в Башкирии) их выпускает. Точно сказать, сколько поставлено, затрудняюсь. Вот, за два дня мы отшили порядка 8 тысяч костюмов.

– Правда ли, что себестоимость костюма 70 рублей?

– Наша себестоимость – около 300 рублей – зависит от цены материалов, то есть резинок, замков. Это стоимость только работы, без материала. Ткань поставляет ТПП.

– Из какого материала делается костюм? Полипропилен?

– Поначалу были материалы двух типов, в том числе полипропилен. Сейчас массивно идут поставки материала, из которого делают спецкостюмы... Я думаю, в условиях дефицита, что ребятам из ТПП удалось достать, то мы и получаем. Он сертифицирован. То есть сначала прошили костюм, потом сертифицировали.

По словам источника, несколько дней назад в Минздрав РБ поступили 1300 костюмов, а после их отозвали, обосновывая это тем, что они некачественные.

 

«Умоляем на коленях, чтобы они отшивали нам как можно больше»

Руководитель Торгово-промышленной палаты РБ Тимур Хакимов на вопрос о жалобах врачей на качество комбинезонов ответил в духе: «А чего они еще хотят? И вообще, это все капризы, ведь во всем мире врачи работают в чем есть и не жалуются». Версию о том, что он является возможным бенефициаром компании «Фемина», Хакимов опроверг.

11_oooo.plus.png– Мы курируем всю нашу легкую промышленность. Можно сказать, умоляем на коленях, чтобы они отшивали нам как можно больше, потому что востребованность СИЗов очень большая, – отметил он.

– Но почему получается такая высокая себестоимость – 300 рублей, причем материал такой, будто это картофельный мешок из полипропилена?

– Материал – спанбонд, его нигде не найти. И он у нас еще обработанный (специальным составом – прим.ред.). Самая высокая стоимость у костюма – это как раз таки материал. Специальный материал.

– Полипропилен – самый дешевый материал, из которого делают пластиковые трубы?

– 1 тонна стоит 350 тысяч рублей. Из одной тонны делают всего 2400 костюмов. Вы, если считаете, что это картофельный мешок, то у вас даже, бл…н, мозгов до журналиста не хватает, понимаете? И не звоните мне больше никогда со своими тупыми вопросами. Удачи.

 

Не конец

После этого можно не писать каких-то выводов, все становится как-то очевидно. По оставшимся без ответов вопросам мы сделаем запросы в прокуратуру, ФАС, Минпромторг и ТПП:

Чем обосновывается цена за костюм из полипропилена в 950 рублей, когда импортные костюмы лучшего качества и состава стоят дешевле? Кто оплачивает закупку полипропиленовых костюмов? Почему не учитывается, что в таких костюмах невозможно работать? Сколько уже успели заказать костюмов из полипропилена, и в какие фирмы ушли заказы – по договорам, или через госзакупки? И еще: почему руководитель ТПП Башкирии позволяет себе хамить другим людям?

Известно, что сегодня медики, находящиеся в инфекционных госпиталях, да и в целом, в поликлиниках, больницах, скорых работают в жестких условиях. Задача, стоящая перед всеми – максимально облегчить их положение. Обеспечивать удобными СИЗами, организовать комфортное проживание, нормальное питание, не обеды с котлеткой в 50 грамм. Да и хотябы позволить благотворителям помогать им дальше.

yOl9ueORohI.jpg

n0-2apZg41Q.jpg

Следите за нашими новостями в удобном формате - Перейти в Дзен , а также в Telegram «Однажды в Башкирии», где еще больше важного о людях, событиях, явлениях..
ПОДЕЛИТЬСЯ






важное