Прислать новость

«Вербовщики действуют через любовь и эмоции»: исламский журналист о деятельности радикальных организаций

13:15, 26 Марта 2020

| c20799

Светлана ГАФУРОВА

Исламский журналист, выпускница Исламского университета в Казани, уфимка Исламия Латыпова рассказывает, как не попасть на крючок радикального ислама.
«Вербовщики действуют через любовь и эмоции»: исламский журналист о деятельности радикальных организаций
Фото Булата Салихова
Прослушать новость

 В СССР всем религиозным конфессиям, в том числе и исламу, пришлось пережить времена ограничений и запретов. Поначалу большевики относились к исламу достаточно терпимо в силу различной политической конъюнктуры. Но когда большевизм победил в стране окончательно, ислам подвергся серьезным гонениям. После перехода на латиницу, а затем и на кириллицу, все книги на арабском языке были изъяты из обращения, духовные мусульманские школы закрыты.

Несколько ослабло давление на мусульманскую конфессию в стране лишь в конце 1980-х - начале 1990-х. И тогда в страну хлынул поток исламских миссионеров и проповедников разных мастей. Они ходили по мусульманским республикам буквально с чемоданами денег, предлагая их неофитам на построение мечетей и собственных домов. Случалось, что люди, долгие годы лишенные знаний основ ислама и попавшие в сложную житейскую ситуацию или в нищету, попадались на крючок. Они брали деньги, строили мечеть, дом, покупали машину, а потом вдруг выяснялось, что кредиторы требовали с них играть по их правилам, выполнять их условия, не всегда совместимые с традиционным исламом, а часто даже подпадающие в нашей стране под запрет.

Как не попасть в сети радикального ислама. Корреспондент ProUfu беседует на эту тему с Исламией Латыповой, исламским журналистом, выпускницей Казанского исламского университета, который она окончила в 2016 году.

Исламия, много у нас исламских журналистов в Уфе?

Думаю, что немного. Я выпускница самого первого набора на этот курс. Поступало 18 человек, выпустились всего двое.

Почему?

Очень сложно было учиться. Мы обучались по теме: «Наука, образование и религия против идеологии экстремизма».

Давайте поговорим о деятельности самых известных и опасных организаций ваххабитского толка, запрещенных в России, и деятельности запрещенной в РФ организации «Хизб ут Тахрир». В чем их задача?

У ваххабитов и у «Хизб ут Тахрир» - цели разные. Но в России они, в основном занимаются поиском своих сторонников. Причем многие уже завербованные люди находятся пока в так называемом «спящем режиме». Они ждут приказа, чтобы активизироваться. А многие попали в очень сложные ситуации, некоторые даже погибли. Вспомните только детей-сирот, которые недавно вернулись в Россию из Сирии. Их матери были завербованы и либо нашли свою смерть, либо попали в тюрьму.

Часто вербовщики действуют именно через эмоции и любовь. Они находят в социальных сетях девушек или подростков, попавших в сложную ситуацию, озлобленных на жизнь. Начинают с ними говорить о религии, милосердии, философских вещах и таким образом пытаются вызвать доверие к себе. Вспомните еще и историю со студенткой философского факультета МГУ Варварой Карауловой. Ее завербовали в исламскую организацию ИГИЛ, запрещенную в России, и вывезли в Турцию. Исламистов привлекло в девушке то, что она хорошо владела несколькими языками, в том числе и арабским.

Хорошо, что эта история закончилась хеппи-эндом и девушка все же вернулась домой, в Россию, целой и невредимой. А как другие?

Я училась в Киеве во время событий «оранжевой революции». Видела, как некие люди ходят по домам, по высшим учебным заведениям, призывают молодых выйти на майдан, платят деньги. А голодному студенту много, что ли, надо: заплати ему 10 тысяч рублей, и он куда угодно пойдет! Также и с вербовкой в ряды радикальных исламистов. Люди долгие годы были отлучены от основ философии, ислама, поэтому легко попадаются на крючок радикальных течений. А соскочить оттуда потом, оказывается, сложно. У выехавших за пределы страны девушек, например, паспорта отбирают, а если они выходят замуж, то становятся рабынями своих мужей и должны действовать по их указке.

Вы сказали, что у запрещенных в России ваххабитских организаций и запрещенной в России организации «Хизб ут Тахрир» - разные цели. Какие?

Цель «Хизб ут Тахрир» - подчинить весь мир мусульманской идеологии. По мнению его сторонников, править миром должны мусульмане. Цель ваххабитов – обратить в ислам все постсоветское пространство, сократив при этом численность населения бывшего СССР до приемлемых для запада 20-30 миллионов мусульман. Отказывающиеся принять ислам, по мнению ваххабитов, подлежат уничтожению.

Ваххабиты запрещают посещать могилы, проводить на 3, 7, 40 дни поминки ушедших. В 2007 году я совершила хадж в Мекку. Там по настоянию ваххабитов комната, где жил пророк Мухаммед, была замурована. Было запрещено посещать кладбище, где захоронены воины пророка. Не разрешалось посещать святые места. Маулит, день рождения пророка - для них харам. Таким способом они отрицают ценности традиционного ислама и насаждают свои. Это, на мой взгляд, настоящий вандализм! Тем самым они отвлекают мусульман и навязывают свою идею. Цели у них разные, но инструмент достижения один: теракты, убийства. Они убеждают неофитов, что умереть за какую-то идею, значит, попасть в рай. Нет, нет и нет! По Корану убийство – большой грех, и человек, совершивший такой грех, никогда не попадет в рай.

Как понять, что вас пытаются завербовать в запрещенную организацию?

Людям, которые пытаются войти к вам в доверие, надо задать такие вопросы: в какую мечеть ходите, кто там является священнослужителем, как часто совершаете намаз? Мужчины-мусульмане обязаны совершать намаз раз в неделю. Женщинам это необязательно. Сразу видно: если человек не совершает каждую пятницу джума-намаз, то вряд ли он является правоверным мусульманином.

Кстати, раньше сотрудники органов государственной безопасности выявляли ваххабитов в мечети по характерной позе: они всегда стояли на службе, широко расставив ноги.

Была у нас в Уфе такая история: в аэропорту задержали человека с книгой «Крепость мусульманина». Эта книга запрещена?

Да, она запрещена. Но на мой взгляд, не вся литература запрещается правильно, потому что этим занимаются юристы, а не философы и не исламоведы. В Оренбурге, например, в одно время запрещали «Коран» в переводе Саблукова. Всю жизнь по Саблукову учились в духовных семинариях, и вдруг книгу, найдя в ней какое-то неправильное слово, запретили. Но Духовное управление мусульман Дагестана через суд оспорило этот запрет. В книге «Крепость мусульманина» ничего такого нет и ее снова переиздают. Просто был такой период, когда политические отношения с Турцией осложнились и турецкое издательство «Сад» в Москве закрыли. Но сейчас эту книгу издает другое издательство, уже не запрещенное. Надо всегда искать, в чем причина запрета.

Можно ли ее хранить дома?

Надо изучать все – и хорошее, и плохое. Дома такие книги можно хранить для изучения. Но их нельзя распространять через мечети. Сейчас за этим очень строго следят и наблюдают.

книга.jpg

 Как понять человеку, где правоверный ислам, а где радикальный?

В Булгаре нас этому обучали. Мы разработали проект «Ислам для начинающих». Изучив программу, можно разобраться, у какой группы какие цели. Могу посоветовать тем, кто интересуется исламом, больше читать литературы по этой теме, искать в интернете статьи, задавать вопросы тем, кто пытается завербовать в свои ряды, чтобы понять, с какой целью человек стучится к вам в дом.


ПОДЕЛИТЬСЯ