пришлите новость

Курултай башкир призвал ограничить права СМИ из-за публикации «Коммерсанта»

18:35, 10 февраля 2020

В Башкирии развернулся спор из-за фотографии башкирской писательницы, опубликованной в статье Коммерсанта. СМИ призвали не трогать национальные образы в негативном контексте. А издание посчитало это посягательством на свободу слова.

Курултай башкир призвал ограничить права СМИ из-за публикации «Коммерсанта»

6 февраля

Всемирный Курултай башкир созвал экстренное заседание комиссии по культуре и СМИ, с общей целью проанализировать работу журналистов, касающуюся освещения национальной тематики. Модератор еще в начале совещания заявил о том, что «в СМИ появляется множество фейков, за которые те не несут никакой ответственности». Однако самое главное, по мнению тех же модераторов, сейчас остро стоит вопрос об ужесточении наказания для средств массовой информации, которые якобы «умышленно устраивают акции по разжиганию межнациональной розни».

В пример были приведены как соцсети, так и многочисленные Telegram-каналы: «Все больше и больше СМИ ввязываются в тему дестабилизации общественно-политической обстановки», – заявил Марат Марданов, бывший сотрудник УФСБ и администрации президента Башкирии, ныне директор научно-экспертного отдела Центра гуманитарных исследований Минкульта Башкирии. Именно он предложил выйти в Госдуму с пакетом поправок в ст. 13.15 КоАП РФ «Злоупотребление свободой массовой информации».

Справка. Ранее Марданов попал в поле СМИ как участник «уотергейсткого скандала», где по версии ряда СМИ, члены администрации Хамитова, в частности Марданов, пытались подкупить оппозиционные партии с целью снять их с выборов.

На собрании Курултая башкир Марданов заявил, что следует ужесточить ответственность СМИ за «посягательства на символы этноса, на символы нации». По мнению спикера, касается это «отдельных ангажированных и тенденциозно освещающих те или иные события СМИ, активно, навязчиво раскачивающих лодку межнационального сотрудничества и взаимодействия». В качестве примера он привел освещение темясовского конфликта, который, по его словам, «ряд уфимских изданий из-за своей «безграмотности» освещали как межэтнический конфликт», хотя это, по его мнению, была «бытовая стычка» между чеченцами и башкирами в Зауралье. Также эксперт посетовал, что межнациональная тема слишком заметна в Башкирии на федеральном уровне.

 

Днем ранее, 5 февраля

5 февраля газета «Коммерсант-Башкортостан» опубликовала статью под заголовком «Националистов подтягивают к экстремистам» (статья о том, что прокуратура требует признать экстремистской башкирскую общественную организацию (БОО) «Башкорт» – прим.ред.), используя при этом фотографию с митинга «Башкорт» 2017 года, где выступила известная писательница и общественница Марьям Буракаева. Митинг был организован БОО «Башкорт». Само фото принадлежит корреспонденту «Радио Свободная Европа» (признано ИноСМИ) Артуру Асафьеву и опубликовано в открытом доступе. Автор фото претензий к изданию не предъявлял. 

Дочь Марьям – Зухра Буракаева потребовала удалить это фото, на котором ее мать стоит в национальном костюме с микрофоном в руке.

ПОСТ БУРАКАЕВА.png

Справка. Зухра Буракаева – сценарист и писательница, дочь Марьям Буракаевой. Также участвовала в митинге.

Из публикации «Коммерсанта», статья «Одежд особых не питая»«Дочь героини публикации потребовала удалить фотографию, как, по ее мнению, порочащую достоинство изображенного лица, не состоявшего в организации «Башкорт». Она также обратилась за моральной поддержкой в Агентство по печати и СМИ Башкирии и Всемирный Курултай башкир, откуда в редакцию звонили представители и просили удалить фотографию. Редакция отказалась, признав использование иллюстрации уместным и законным».

Зухра Буракаева прокомментировала ProUfu ситуацию вокруг возникшего конфликта. По ее словам, в день публикации «Коммерсанта» ей скинули ссылку на статью, после чего она написала просьбу главному редактору «Коммерсанта» Наталье Павловой об удалении фотографии с изображением ее матери. В просьбе было отказано, так как фото жанровое, с публичного мероприятия, организованного БОО «Башкорт».

По ее словам, ни она, ни ее семья не открещиваются от участия в митингах, организованных БОО «Башкорт». «Наша семья почти в полном составе участвовала на этом митинге. Также я с детьми принимала участие на акции по защите Торатау, организованной «Башкорт». Это было во времена Хамитова». При этом членами организации ни она, ни ее мать никогда не были.

43691898_2211233482445395_5710542461827284992_o.jpg

Зухра Буракаева / Facebook.com

– Мы очень бережем нашу маму от конфликта, – рассказала она. – Она воспитала нас, пятерых детей, одна - у нас отец рано умер. Сейчас она болеет, она пожилой человек. Это к вопросу о том, знала ли она с самого начала? Нет, не знала. Я же, когда увидела фотографию моей мамы и над ней подпись «экстремизм», поняла, что во-первых, мама – а она очень известный человек в республике, сильно расстроится. Во-вторых, издание под словом «жанровое фото» использует образ башкирки. В статье нигде не указано, что фотография с митинга. В современном мире люди видят заголовок, подзаголовок и фотографию, и не читая статьи, делают свой вывод. А какой вывод они сделают по данной публикации? Об этом и пишут многие комментаторы под моим постом. Многих это крайне возмутило, само собой. Разве можно использовать образ людей в национальном костюме (допустим, это не моя мама) под заголовками со словом экстремизм? Где предел жанрового фото? Данная ситуация стала началом большого разговора - именно этому и был посвящен разговор с ВКБ. Они своевременно подняли проблему. И воспринимать данное заседание как попытку «надавить» на кого-то – очень глупое предположение. И попытки строить из себя жертву смешны. Смотрите видео всех выступлений с того заседания. Я лично рада, что такая важная проблема для российского гражданского общества поднята.

Еще ранее

А началось все с того, что прокуратура потребовала признать экстремисткой башкирскую общественную организацию (БОО) «Башкорт». Бывший врио прокурора Виктор Логинов обратился с соответствующим иском в Верховный суд Республики о запрете деятельности организации.

Справка. БОО «Башкорт» основан в 2014 году. Организация известна своими акциями в защиту башкирского языка, сериями митингов за отставку уже бывшего главы Башкирии Рустэма Хамитова и борьбой за гору-шихан Куштау, которую отдают под разработку «Башкирской содовой компании».

В декабре прошлого года прокуратура вынесла «Башкорту» предупреждение о недопустимости экстремистской деятельности. Под экстремизмом им вменили митинги 2017 года, где некоторые лозунги активистов, по мнениям экспертов, содержали «лингвистические и психологические признаки возбуждения ненависти и вражды по признаку национальности, языка и происхождения». Также ведомство указало на незаконность проводимых движением народных сходов – йыйынов, которые якобы не соответствуют их историческим образцам, а используются для «призывов к экстремистской деятельности и вовлечения новых участников».

Для защиты права на свое существование организация «Башкорт» обратилась в международную правозащитную организацию «Агора», возглавляемую бывшим членом СПЧ, юристом Павлом Чиковым.

Адвокат Агоры Станислав Селезнев, представляющий интересы «Башкорта», считает претензии прокуратуры необоснованными:

– Прокуратура называет экстремистскими высказывания о необходимости смены власти в Башкортостане демократическим путем, прямо признавая в тексте административного искового заявления политический характер преследования, – считает адвокат «Агоры» Станислав Селезнев. Кроме того, он добавил, что в качестве доказательств приводятся высказывания лиц, которые никогда не входили в БОО «Башкорт». То есть причислили к «Башкорту» высказывания оппозиционного политика Айрата Дильмухаметова и активиста Фанзиля Ахметшина.

Об этом-то и написал «Коммерсант», после чего издание получило письмо от неизвестного редакции человека с требованием удалить фото. И уже после того, как Зухра Буракаева получила сообщение о публикации, она подключилась к аналогичному требованию.

Тема с «экстремизмом» «Башкорта» быстро сошла с тематики региональных СМИ. Мы узнали у Натальи Павловой, нет ли ощущения, что таким образом внимание с «Башкорта» переключилось на «Коммерсант»?

– Мне кажется, что даже если такой план и был, он не удался. В том смысле, что процесс по делу движения «Башкорт» только начался, впереди еще много заседаний, и потом – маловероятно, что на предварительное заседание по делу «Башкорта», не будь всей этой истории с фотографией, пришло бы больше людей, чем пришло в итоге. В деле «Башкорта» все впереди. Даже наоборот: Курултай, по-моему, только подогрел интерес к процессам внутри башкирского народа, да и в целом к тому, что происходит в республике, в том числе в национальной политике, в информационной политике. Поэтому мы в какой-то мере даже благодарны ВКБ за то, что они устроили такую «жару»: нагнали новую волну вокруг нашей публикации, увеличили нашу аудиторию и количество просмотров; сделали из мухи – локального конфликта между частным лицом и редакцией – слона: вывели тему на федеральный уровень Госдумы, Союза журналистов. Такое промо, конечно, стоило бы нам больших денег.

Следите за нашими новостями в удобном формате - Перейти в Дзен , а также в Telegram «Однажды в Башкирии», где еще больше важного о людях, событиях, явлениях..
ПОДЕЛИТЬСЯ






важное