Прислать новость

К выпуску готовится очередной том серии книг, посвященных истории башкирских родов

12:35, 22 Января 2020

| c2372

Портал Proufu.ru

В новом издании рассказывается о роде Усерген, распределенному по трем районам республики

К выпуску готовится очередной том серии книг, посвященных истории башкирских родов

«История предков всегда любопытна тому, кто достоин иметь Отечество» - этими словами русского историка Николая Карамзина начинается каждый том серии книг «История башкирских родов». Они издаются с 2013 года Центром изучения исторического наследия Башкортостана «Шежере» под руководством историка Салавата Хамидуллина при финансовой поддержке Благотворительного фонда «УРАЛ».

В конце прошлого года вышел 1 том 35 книги, посвященный роду Усерген. В феврале Центр планирует выпустить 2 том. Третья часть книги и последняя 36 книга, посвященная роду Буляр, должны быть изданы до конца 2020 года.

Каждое издание – кропотливый, насыщенный труд ученых, основанный на исторических документах и исследованиях. Книги «История башкирских родов» показывают широту и богатство родоплеменного состава народа. У башкир - 49 родов (не считая растворившихся в истории и исчезнувших), а не семь, как считали многие обыватели. У каждого свой говор, диалект, антропология, свойственные ему традиции и привычки.

В прилагаемой таблице показано распределение башкирских родов по районам Башкортостана. Кроме того, часть родов распределена по соседним регионам (в таблице не указаны, кроме рода Буляр).

Получить книгу, посвященную роду, к которому вы относитесь, можно в центре «Шежере». 

Какая сила, какие социально-этнические и политические факторы могли заставить этих людей забыть или отбросить сознание родовой и племенной принадлежности, пренебречь внедренным им с рождения названием бурзян, усерган, табын, тамьян и т.д. и именоваться всем вместе башкирами (башкорт). Эти факторы должны были быть сильнее или, минимум, наравне с сознанием родоплеменной принадлежности.

Таким объединяющим фактором могло стать вхождение этих разноименных (родственных и не родственных) племен в одно военно-политическое (государственное) образование. Только сознание принадлежности к такому реальному единству, сознание общности в рамках такого объединения могло привести к образованию вторичного, надплеменного этнического самосознания. Говоря иначе, каждый член племени бурзян, юрматы и т.д., помимо того, что он бурзянец, юрматинец, катай, должен был считать себя членом более широкого объединения (общности) – башкиром. Исторические материалы дают свидетельства, что в IX в. такое объединение существовало [Бикбулатов Н.В. Башкиры. Краткий этноисторический справочник. Уфа: УНЦ РАН, 1995,34 с.]. 

1.jpg

2.jpg


ПОДЕЛИТЬСЯ