Прислать новость

Из Духовного управления мусульман Башкирии выходят приходы

11:35, 26 Декабря 2019

| c10403

Рамиль РАХМАТОВ

Прихожане нескольких мечетей заявляют о переходе под управление ЦДУМ России и называют курс ДУМ РБ «ваххабитским».

Из Духовного управления мусульман Башкирии выходят приходы

Честно говоря, нам как журналистам и СМИ уже надоело писать о ситуации вокруг Духовного управления мусульман РБ. Эта растянувшаяся на годы плохая мыльная опера уже вызывает раздражение. Однако предсказанный нами ранее сценарий возможного развала этой централизованной религиозной организации (ЦРО), похоже, начинает сбываться. Такой итог не может вызывать радости, так как утрата ДУМ РБ будет означать и потерю элемента, и символа самостоятельности самой республики.

Как бы то ни было, процесс пошел. С сожалением, констатируем, что еще в сентябре предупреждали о том, что многие общины не примут нового руководства башкирского муфтията. Причин этому было несколько:

  • Духовные лидеры на местах, многие имам-хаттыбы не восприняли жесткий стиль управления команды тогда еще и.о. муфтия Айнура Биргалина. Нужно признать, что молодой муфтий как-то позабыл раньше срока о приставке «ИО» и начал производить замены на местах. Это вызвало не только раздражение у имамов, но довольно сомнительно с точки зрения Устава ДУМ РБ и махаллей.

  • Безальтернативный характер самих выборов председателя ДУМ РБ, куда были просто не допущены неугодные имамы. К слову, этот безальтернативный вариант назначения имамов и других должностных лиц транслировался и на местный уровень, и также вызвал раздражение прихожан.

  • Обвинение окружения руководства ДУМ РБ в «ваххабитском» направлении.

Выход мечетей и их приходов из состава ДУМ РБ и переход их под крыло ЦДУМ России Талгата Таджуддина начался еще в октябре. Первой ласточкой стала община в селе Алексеевка Уфимского района.

- Мне не так уж важно в каком ЦРО находится наша мечеть. Для меня главное чистота и порядок, а также пожелания прихожан. Инициатива перейти в ЦДУМ РФ была именно от них. Мы живем фактически в Уфе, читаем СМИ, многое видим своими глазами. У прихожан сложилось негативное мнение о ДУМ РБ, которое в последние годы потеряло свое реноме. Люди выразили свое пожелание, а я его выполнил, - сообщил имам Алексеевской мечети Варис-хазрат.

Отметим, что с поддержкой на местах у Айнура Биргалина всегда было сложно. Условное башкирское Зауралье всегда поддерживало Айнура Арсланова и Хамзу-хазрата из Баймака, а татарские приходы - Аюпа Бибарсова. Это осознает и сам Биргалин, но путь укрепления своего авторитета он выбрал довольно сомнительный. Поддержка его руководством республики играла роль на этапе выборов, сейчас она просто исчерпана. Ломание через колено и замена имамов на местах на своих людей, вызывают обратную реакцию и противостояние. Именно поэтому Хамза-хазрат также перешел в ЦДУМ РФ. Аналогичная ситуация случилась и в Мелеузовском районе.

События текущих дней говорят о том, что может случиться эффект домино. О выходе из ДУМ РБ заявили уже приходы в Абзелиловском и Белорецком районах. Поводом тому послужила ситуация со сменой имам-мухтасиба в Абзелиловском районе. События развернулись во вторник и среду, когда один из заместителей муфтия привез в Аскарово Рустама Ситдикова из Сибая и предложил его как безальтернативного кандидата. К слову, местных прихожан снова возмутила манера руководства ДУМ РБ привозить на такие мероприятия с десяток крепких молодых людей со стороны.

- Как такового конфликта не случилось, но неприятный осадок остался. У нас есть свои кандидаты из числа местных. Вместо этого нам навязывается человек со стороны. Мы заявили, что не примем его в качестве мухтасиба, а иначе перейдем в ЦДУМ России. В итоге Ситдикова назначили только имамом Аскаровской мечети. Есть сомнения в самой процедуре, голосовали женщины, которые этого делать не должны, - рассказывает имам мечети деревни Салават Рафик Шаяхметов.

Его коллега из деревни Ишбулдино Юлай-хазрат высказался более резко.

- У нас здесь есть свои не менее достойные кандидаты. У Ситдикова в Сибае был свой приход и прихожане, зачем его привозят к нам? Не было кворума для назначения, и в качестве мухтасиба он пока не прошел. Но этот диктат сверху, все эти молодые люди вызывают у нас возмущение. Между собой мы тут уже решили, если такое будет продолжаться, то мы будем переходить к Талгату Таджуддину. Мы ни за что не примем правил этих молодчиков, которые запрещают праздновать Маулит (день рождения пророка) или читать молитвы по усопшим, - говорит имам и намекает на ваххабитские воззрения оппонентов.

Имам мечети «Джамиг» Исмагил-хазрат уже несколько лет обвиняет руководство ДУМ РБ в потворстве ваххабитам. Его община также подала документы о переходе в ЦДУМ России.

фарман.jpg

 Похоже, что ЦДУМ России не очень соблюдает договоренности по невмешательству в дела ДУМ РБ»


Председатель ДУМ РБ Айнур Биргалин ситуацию в Аскарово видит в ином свете.

- Имам-мухтасиб Абзелиловского района сам решил уйти в отставку по личным причинам. Его семья переезжает на родину в Учалинский район, поэтому этот пост оказался вакантным. Обвинения в ваххабизме уже стали каким-то пугалом, но не имеют под собой оснований. Все мы мусульмане. Тот же Рустам Ситдиков сам празднует Маулит, он удержал многих своих прихожан, когда была волна уезжаюших в запрещенный ИГИЛ. Он провел несколько пятничных служб в Аскарово и был хорошо встречен прихожанами. И вот вчера там были посторонние люди не от нас, а наоборот от оппонентов. Мы уже устали слушать эти сказки про «молодых людей», они в этих вбросах уже постоянно приписываются. Велась видеосъемка, посторонними напротив оказались какие-то люди, которые кочуют от мечети к мечети и якобы защищают имамов от ДУМ РБ. Местных прихожан, имеющих право голоса было немного. Я уверен, что в следующий раз эти приезжие окажутся в другом конце Башкортостана.

Касательно переходов махаллей в ЦДУМ России. У нас более 800 приходов, выход нескольких общин в данном случае является единичным событием, а не тенденцией. К нам еженедельно приходят 3-4 общины. Уходящие от нас зачастую прямо говорят, что уходят в силу финансовых причин, мол, в ЦДУМ РФ им в этом плане легче. Ничего страшного в этом нет. Зачем нам кого-то удерживать? В том же Ишимбае вышла община, которая не имеет мечети, а только юридическое лицо. Когда выходят такие местные религиозные организации, то появляются цифры, а не суть. Эти цифры и создают информационный шум. Между тем динамика работы ДУМ РБ только растет, - комментирует муфтий Башкортостана.

Какая бы из сторон в этом противостоянии не была права, сама ситуация вызывает тревогу уже тем, что просто случилась. Недовольные имам-хаттыбы удивляются, почему власти не отреагировали на их письмо руководству республики с сотнями подписей. Властям, конечно, лучше не вмешиваться в эту историю, особенно в формате навязывания и продавливания своего мнения. С другой стороны, ДУМ РБ – это не просто централизованная религиозная организация, а часть истории республики.   


     

 


ПОДЕЛИТЬСЯ



Рекомендуемое


Последние новости


Лонгриды



Самое читаемое