пришлите новость

«Мой золотой спаситель»: одинокая пенсионерка из Уфы живет в нищете ради 14-летнего кота

10:00, 15 декабря 2019

72-летняя Ирина Ерохина из Уфы прячет всю свою боль и одиночество в любимом питомце. Женщина признается, что вся ее жизнь – сплошная нищета.

«Мой золотой спаситель»: одинокая пенсионерка из Уфы живет в нищете ради 14-летнего кота

Ветхая дверь, потертые полы и едва закрывающийся балкон. Новая плита на кухне – как «белая ворона» среди остальных, уже старых вещей. В своей квартирке, площадью всего 22 квадратных метра, Ирина Ивановна проживает уже 42 года – столько же лет этому дому по улице Лесотехникума в Уфе. На кухне и в ванной совсем не развернуться – потому в комнатке у женщины и кровать, и диван для гостей, и стол с чем-то съестным и пластиковыми одноразовыми кружками. Из стенки на меня смотрит молодая советская девушка – мама героини материала. Вместе с пенсионеркой здесь живет пушистый черно-белый кот Тимофей. Глядя на него, лицо Ирины Ивановны заметно преображается и как будто бы даже молодеет. Но женщина вздыхает и часто ненароком произносит, что жизнь уже прожита, а завещание все еще не написано. Да и что ей оставлять? Так получилось, что пенсионерка прожила всю свою жизнь, не имея нормального жилья.

DSCF9595.jpg

Молодость в полуподвале

- Я сама из Чишмов, и родители мои оттуда, - начинает свою исповедь Ирина Ивановна. – Пока там были, жили в элеваторной двухкомнатной квартире от места работы моих родителей. Папа умер в 72 года, а мама еще лет 20 прожила после него. А сама я где только не работала… Школу закончила, а там машинно-счетная станция появилась. Меня на курсы отправили учиться в уфимское статуправление на оператора ЭВМ. Все подружки чишминские разъехались кто куда, одна из них меня с собой в Уфу позвала. «А где я там жить-то буду?» - говорю ей. Она на своем стоит, говорит, вакансия есть на заводе. Приехала на завод, а там вышла девушка, смотрю, моя давняя знакомая – не виделись больше года. Обнялись, а она мне: «Ты на замену ведь мне приехала». Оказалось, она тогда в институт поступила, а ее не отпускали только потому, что замены не было. Я ее выручила, получается. Потом я заболела, - и тут Ирина Ивановна смущенно переводит взгляд на старое окно балкона. – Грипп был, тогда три дня больничного только давали. После этого у меня обострения всякие пошли, все было… Видно, даже парализация была. Мужчины шли и говорили: «С утра пораньше – уже напилась», а меня просто качало, мне было плохо. Лечилась и в больницах лежала – весь город обошла. В итоге третью группу инвалидности дали, лет шесть была на ней. А вообще я работала до 70 лет, последнее место – вахтершей в жилом доме.

DSCF9603.jpg

- А сейчас как?

- Сейчас нет у меня ее, а заново получать – ни сил, ни нервов не хватит. Это же волокита какая с бумагами. Где я только не работала – и во вневедомственной охране, и на ЖБЗ. Как я получила квартиру? Работала на заводе, эвакуированном из Харькова, мне все хуже и хуже становилось… Потом общежитие дали, а до этого жила на квартире у подружки. В общежитии познакомилась с женщиной, которая предложила купить на двоих целый дом. Поискали варианты, нашли. Документы даже сделали, а купить не получилось – у продавцов там были кое-какие проблемы. В итоге она выкупила комнатку в полуподвальном помещении в старом доме на Ленина. Пол начал трещать по швам – кстати, там до сих пор люди живут, выше нас.

- И сколько вы прожили в этом бараке на Ленина?

- Долго. Мы там ремонт сделали кое-какой, потом со временем стал потолок рушиться. С завода попросили рабочих помочь, они купили заводские трубы и из них сделали подпорки, чтобы на нас все не упало. Вызвали комиссию с райисполкома, они заявили, что жить там нельзя, и дали мне вот эту квартиру. 42 года назад это было.

- По сравнению с тем жильем здесь лучше?

- Ну само собой.

DSCF9605.jpg

- Как давно вы одна? Где ваши дети?

- Детей у меня никогда не было, а вот семья была… (Женщина долго вспоминает год смерти мужа). В 2012 году умер мой муж Наргиз Закирович, старше меня на десять лет. Мы здесь вдвоем до этого жили, поженились в 1995 году. Он без ноги был, инвалид, на сварке все случилось. Ногу отрезали, протез был всю жизнь. У него самого трехкомнатная квартира осталась снохе и детям… При этом в завещании эта квартира и на нее, и на меня. Но доказать я права на свою долю не могу. Я даже не знаю, кто там сейчас живет – мы не общаемся. А детей у меня быть не может, заболевание такое.

- А сестры, братья или племянники у вас есть?

- Есть… В Уфе только старший племянник и младшая племянница. Еще есть брат средний и сестра родные. А младший брат умер в этом году… У них свои семьи, живут все в Чишмах. Когда продуктами помогут, а с уборкой уж подружки помогают. Окна мыть наемные приходят. Сама кое-где уберусь, но уже тяжело.

DSCF9637.jpg

«Лизал глаза, чтобы я ожила»

- Смотрю, у вас тут питомец. Как в вашей жизни появился такой славный кот?

- Мы с Тимой уже 14 лет вместе живем. Мой племянник учился в нефтяном, и кошка у них была. Женился, дочка родилась. Кошка ужас какая активная была, могла ребенка напугать запросто. Ее мне отдали. Стала я ее выпускать, а она здесь себе котика нашла. Ну и родила котят. 10 лет прожил Вася, а потом заразился чем-то от дворовой кошки и умер. Я плакала потом. Соседка за стенкой узнала, принесла вот Тимофея. Он еще полинял сейчас, я его вычесываю перчаткой. Он и на улицу выходит, не боится. Спит со мной, а место его — вот здесь, на кровати. На балкон выходит подышать. Вот, неделю назад подошла к телевизору - и всё. Опомнилась уже на полу. Вокруг глаз все красное было… А это, оказывается, Тима мой подошел ко мне и давай лизать глаза, чтобы я ожила. Да, Тима?

Тут Ирина Ивановна показывает пальцем на пушистого кота – ее лицо озаряет благодарная улыбка, а глаза то и дело как будто на мокром месте.

- А вы выходите воздухом подышать или прогуляться?

- Тепло было – выходила. Ненадолго и недалеко. Мне диабет 13 лет назад поставили, я часто езжу в поликлинику. Но туда автобусы не ходят – я такси заказываю, рублей 400 только на проезд уходит. Сдаю кровь, к терапевту загляну и обратно.

- Лекарства вам в срок дают, бесплатно?

- Да, инсулин каждый раз дают. А вот глюкометр я за свой счет купила. Перебоев не бывает. Подружки заботятся – топинамбур со стевией купили, чтобы сахар контролировать. Дополнительно.

- И много у вас денег на лекарства уходит?

- По-всякому бывает. В этом году мне немножко полегче стало. А год назад, если к терапевту схожу, то на 3-4 тысячи закуплю лекарств.

- А вообще у вас пенсия какая? Может, доплаты есть?

- 14 тысяч. Доплат никаких нет, инвалидности ведь нет сейчас. Малоимущей я не признана, льгот у меня нет.

mSOG96K9r2Y.jpg

- А квартплата у вас какая?

- Ой, сейчас не поймешь – столько квитанций! Какая-то пертурбация. Соседка-бухгалтер иногда забегает и сама смотрит, чего тут начислили. И платит она, а раньше я сама ходила. Пока могла.

LawYkeR1s0w (1).jpg

- Ну а пенсии-то вам хватает?

- Когда как. В этом месяце вот газовую плиту купила, большой расход как-никак. Недавно стиральную машину купили, а раньше белье руками выжимала – а сил уже нет. А вообще нас же, пенсионеров, обманывают. Как-то приходил парень, поставил вон какую-то штуку за 5000 рублей. Я клюнула на это.

- Это были мошенники?

- Да, - и тут Ирина Ивановна тяжело и как будто виновато вздохнула.

DSCF9651.jpg

Копошась в бумажках, пенсионерка радостно нашла подписной листок, как будто долгожданное письмо от старого друга. «Телепрограмму выписываю вот».

- Телевизор вот ни с того, ни с сего сломался, ладно наладили. Белье снимала, здесь прямо и развешиваю…. 

DSCF9601.jpg

- А что вы делаете, когда пенсии не хватило на месяц? К вам же еще соцработник ходит, вы ему платите?

- 200 рублей, наверное. Она и за продуктами сходит, и лекарства купит. А вообще стараюсь подсчитывать. Этот месяц я уж заняла у соседей. Мне давно говорили, что плиту надо поменять. Лучше уж так.

«Как будто к матушке родной попадешь»

- А родственники часто вас навещают?

- В этом году не очень… Сама редко езжу. У старшего брата жены не стало, год был вот. Племянник иногда после работы на машине забирает – и в Чишмы. Потом обратно привозит. Так вот и гощу (улыбается).

- А где та подруга, которую вы тогда в статуправлении выручили?

- Мы первое время переписывались, последний раз она писала, что вышла замуж. А потом связь оборвалась.

- Что вам нужно для спокойной жизни сейчас? Какая помощь вам нужна?

- Ну все ничего, а вот ремонт не могу сделать… С дедом вот жили, как-то не так было все же. Последний раз в ванной и на кухне обои поклеили в 2005 году, когда ему как раз операцию сделали. В комнате-то ладно, на кухне и в ванной бы что-нибудь сделать. Шланг вот, поменять сказали как раз тогда, когда я потеряла сознание дома…

У Ирины Ивановны звонит домашний телефон. – Анатольевна, я тебе потом перезвоню, - радостным голосом отвечает женщина. – Заводская, - с какой-то особенной ностальгией добавляет пенсионерка.

Направляемся посмотреть на кухню и в ванную. На кухне стыки обоев небрежно заклеены малярным скотчем, а на вытяжке над плитой невооруженным глазом виден слой пыли.

- А можно я на соседку пожалуюсь? - шепотом интересуется хозяйка. – В 2005 году кухню вот у нас затопили, теперь обои на пластыре держатся. В ванной вообще ужас что. 12 лет назад нанимала людей, они вот заклеили.

DSCF9635.jpg

Возвращаемся в комнату.

- Как вы обычно Новый год отмечаете? Подружек позовете?

- Когда только дед умер, соседки меня не бросали. Из Чишмов два гуся привозили, мы их жарили. А сейчас даже не знаю как готовить на новой плите. Ну сделаю салат да нарезки какие-то. Подружки придут-уйдут, но мне с моим котиком не одиноко. Было бы здоровье. Думаю, у меня еще зоб. Сейчас врачи ведь знаете как - одним ухом только слышат. До наших лет бы дожили сами. У нас тут медсестра была, царство ей небесное…

- Она вам помогала?

- Такая замечательная была, около 50-ти лет ей всего было. Почему умерла – не знаю. Однажды прихожу в поликлинику – говорят, нет ее больше… - И тут Ирина Ивановна всхлипывает. – Такая замечательная она, пойдешь – как к матушке родной попадешь…

- Кроме ремонта, у вас есть какие-нибудь большие желания или даже мечта?

- Да ничего не нужно, - отмахивается Ирина Ивановна. – Даст бог, в больнице чуть подлечусь, лучше мне станет.

- А если бы вам предложили переехать, несмотря на соседок и подруг, вы бы согласились?

- Ох… У брата трехкомнатная квартира, но у них пятеро детей в семье, хоть с ними и не живут. У сестры места нет, она внучку воспитывает, ей почти шесть лет. Такая она артистка! Танцует – все части тела отдельно ходят. На новый год попросила набор для слайма. Что это такое? Не знаю, чего эти современные дети хотят. А вообще, тогда и этой квартире ведь рады были. Вот уж и жизнь прожита.

Напоследок Ирина Ивановна делает соцработнику еще один «заказ» на продукты. Признается, что в Новый год позовет подруг и сделает свой любимый салат из колбасы, сыра, кукурузы и майонеза. Колбасу для него выбирает подороже – все-таки праздник.

Через несколько минут хозяйка комнатушки снова вспомнит историю недельной давности, как Тимка ее спас.

- Я даже завещание еще не написала, а надо бы… Если бы не Тимка, не знаю, что со мной было бы… Тима, ты у меня умница? Золотой спаситель мой. На него глядя и жить хочется.

DSCF9613.jpg

Следите за нашими новостями в удобном формате - Перейти в Дзен , а также в Telegram «Однажды в Башкирии», где еще больше важного о людях, событиях, явлениях..
ПОДЕЛИТЬСЯ






важное