Общество


Транспортная реформа в Башкирии: когда перестанут ездить «колхозные» маршрутки?

17:38 22 Ноября 2019 | 11594
Автор: Нурия ФАТХУЛЛИНА
Все материалы автора

«Выдавливайте нелегальных перевозчиков!» – с этих грозных слов Радия Хабирова, можно считать, был дан старт транспортной реформе в Башкортостане. Сейчас он готов распять чиновника из-за транспортной реформы. Уже год, как идут преобразования в этой сфере, но изменилось ли что-нибудь, выясняем в материале ProUfu.ru.

Транспортная реформа в Башкирии: когда перестанут ездить «колхозные» маршрутки?
Прослушать новость

Между Башкортостаном и Татарстаном постоянно идут негласные соревнования: у кого больше бюджет, кто смог привлечь федеральные деньги, где качество жизни лучше, чья столица красивее и даже пытаемся перещеголять в том, чьи певцы голосистее и поэты остроумнее.

Безусловно, дух соперничества подстегивает на успех, но иногда мы начинаем хвастаться незначительными вещами. Хотя, даже на уровне столиц, Уфе есть чему поучиться у Казани. Например, в организации городского транспорта татары преуспели лучше нас. Опустим вопрос с метро и рассмотрим автобусы, которые у них ездят исключительно государственные, оформленные в едином стиле и на остановках есть табло, которое показывает время прибытия маршрута. У нас есть «Башавтотранс», но разнокалиберные ПАЗики и ГАЗельки портят общее впечатление. Еще в 2015 году гид в Казани как-то сказал: «У нас только красные НефАЗы, а не колхозные маршрутки, как в Уфе». Прошло почти пять лет, а у нас масштабно ничего не изменилось.

Первые попытки улучшить ситуацию начались с выдавливания с дорог нелегальных перевозчиков. Как итог, в первые сутки не вышли на рейс около 10 маршрутов, и уфимцы просто не знали, как передвигаться, а цены такси увеличились в разы.А ГИБДД устроил облаву «бомбилам». Не обошлось и без конфликтов: на остановке «Округ Галле» водитель сцепился с инспектором, который требовал от него маршрутную карту. Из-за столь категоричных решений заммэра Салавату Хусаинову пришлось извиниться за пассажирский коллапс.

Потом внедрили транспортную карту «Алга». Задумка хороша – стоимость проезда снизилась при безналичной оплате и возможность заплатив лишь за одну поездку в течение часа пересаживаться на несколько автобусов. В реальности вышло так, что некоторые водители не используют терминалы якобы из-за закончившейся зарядки. А когда пассажир говорит, что нет наличных, то просят перевести деньги на его личную карту. В таком случае цена по карте «Алга» (20 рублей) не действует и приходится платить 25 рублей. «Как резко у всех закончилась наличка», – ругаются (иногда в грубой форме) водители. Некоторые находчивые маршрутчики придумали даже беспрецедентную акцию – при наличной оплате скидка 20%.

photo_2019-11-22_09-37-22.jpg

Но есть и другая сторона медали. Водители жалуются, что пассажиры носят «Алгу», где нет средств и поскольку проезд оплачивается при выходе, они, пользуясь положением и ссылаясь на отсутствие налички, ничего не платят. А крупнейший частный перевозчик Уфы ИП Батыров в лице директора Фаниса Батырова обещал после праздников поднять цены на 5 рублей, так как не может работать в убыток и поступает по закону. Такое решение он объяснил себестоимостью перевозок в 30-35 рублей, а транспортная карта «Алга» обходится в 4,5 рублей в стоимости проезда.

– С началом транспортной реформы мы, водители, заметили, что выросла арендная плата автобуса, так как собственник видел раньше деньги каждый день, а сейчас они оседают где-то на счетах, и доходит до того, что ремонтировать автобус просто не на что. А вообще нас, конечно, зажимают, маршруты убирают. Дали бы работать, как и раньше, просто бы все легализовали. Я не против открыть свое ИП и отчислять налоги, тогда пусть какие-то дотации дают на топливо и запчасти, как «Башавтотрансу». А то хотят, чтоб частник и ПАЗ «Вектор» за 3 миллиона купил, страховку машины оплатил, потом еще за пассажиров и за сам за маршрут – в месяц набегает около 9-16 тысяч рублей. Затраты большие, поэтому для нас проезд по городу 20-25 рублей – просто смешные деньги, – прокомментировал водитель, пожелавший остаться неизвестным.

Что касается бесплатной пересадки в течение часа, то и это не работает слаженно. Например, уфимка Ирина Соколовская на маршруте №51 оплатила поездку «Алга» и менее чем за час села обратно в автобус. Но кондуктор пробил ей еще один билет за 20 рублей. Потом женщина обнаружила, что в итоге у нее сняли 60 рублей, и она еще отметила, что баланс карты можно проверить только в приложении, но не всем и не всегда удается это сделать.

Радий Хабиров предупреждал, что такие ситуации при реформе могут быть. Но обещал, что «Башавтотранс» станет одним из лучших в стране предприятием в этой отрасли, а частники подтянутся за ним или проиграют конкуренцию. Однако сегодня признал, что вопрос еще не решен.

– Негативное мнение о пассажирских перевозках в Уфе в большой степени исходит из-за не качественности перевозок наших частных перевозчиков. Что касается «Башавтотранса», то там очень жестко наводим порядок. Ведем воспитательные работы, учим наших водителей и работаем над тем, чтобы в срок ездили. Доля «Башавтотранса» в общей доле пассажирских перевозок не более 20%. У меня всегда была дилемма. Действительно моя внутренняя философия такая, что нашу республику к экономическому благополучию во многом выведет малый и средний бизнес. И это как раз тот бизнес, который не хочу под корень резать. Должна быть поступательная работа, чтобы мы дошли до цивилизованного транспорта. Для этого нужно время, – прокомментировал глава республики.

маршрутки, пазики, ПАЗ, транспорт, автобус, (7).jpg

Говоря о мобильном приложении карты «Алга», Радий Хабиров добавил, что в любой другой ситуации председателя Госкомтранса Башкирии Тимура Мухаметьянова не просто уволил, а распял бы. Однако, по его словам, понимает, что работа предстоит тяжелая и в чиновнике видит потенциал, поэтому дает ему фору.

Реформа реформой, но интересно другое. У нас до сих пор не созданы условия для перевозки людей с ограниченными возможностями здоровья: маршрутки не оборудованы пандусами, возле остановок часто нет съездов на пешеходный переход и человеку в инвалидной коляске перейти улицу невозможно. По улицам до сих пор ездят автобусы с газовыми баллонами, которые представляют опасность участникам дорожного движения. 

А в это время объявлен аукцион по проектированию и разработке логотипа и фирменного стиля (брендбука) общественного транспорта и транспортной инфраструктуры республики на 3,5 млн рублей. Как жаль, что у нас снова озабочены оберткой, а не содержанием. С таким отношением и темпом работы есть сомнения, что транспортная реформа не будет доведена до ума.


 

 


ПОДЕЛИТЬСЯ

Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER


Новости партнеров



Рекомендуемое



Спецпроекты




Карточки






---

Опрос

В Уфе к Новому году на городских площадях устанавливают живые новогодние ели, в то время, как в прошлые годы устанавливали ели искусственные. Вы за живую ель или искусственную?

Пройти опрос

Происшествия



Сексуальная пятница